Любопытный факт - первое поселение на месте будущей Москвы существовало задолго до основания самого города в XII-м столетии. И вообще задолго до появление в здешних краях славян.
Это - знаменитое Дьяково городище, что располагалось на территории современного Коломенского. Датируется оно примерно еще VI-м веком до н.э. Но кто же его основал-то?
То были племена особой так называемой Дьяковской археологической культуры.
Самоназвания этих племен понятно, история не сохранила. Потому мы сейчас условно зовем их дьяковцами - от названия бывшей деревни Дьяковское, у которого еще в конце XIX-го века было найдено первое поселение этого древнего народа.
Разумеется, люди на месте будущей Москвы жили не тужили и за века до дьяковцев. Однако то были либо совсем уж бомжи, как например, представители бродячей волосовской культуры, промышлявшие лишь охотой да рыболовством. Либо почти не оставившие настоящих постоянных поселений индоевропейцы-фатьяновцы.
Однако именно дьяковцы основали на месте Москвы первое капитальное поселение. Стоявшее на высоком холме на мысу, окруженное частоколом, рвом. И оборудованное удобным склоном - выходом к Москве-реке.
Дьяковцы не случайно выбрали здешнее удобное место силы. Вокруг располагались две с половиной тысячи лет заливные пойменные луга, где это племя откармливало свой тучный скот - коров, свиней и лошадей. Тут же рядом сажали урожай, охотились, рыбачили. А в случае шухера всегда было куда быстренько скрыться.
Кстати, дьяковцы вслед за первым основали и второе поселение на московской земле. На Боровицком холме, где ныне Кремль стоит. Вот так жили тысячи лет назад тут люди и представить не могли, каким великом местом в будущем станет луг, где они свинок пасут :)
Еще одно городище Дьяковской культуры располагается в столичном Филёвско-Кунцевского парке. Так называемое Кунцевское. Оно считается одним из наиболее укрепленных дьяковских поселений - здесь и мощные дугообразные валы и рвы. По сути, это первая настоящая крепость на месте Москвы.
Дьяковское поселение стояло и на месте современной киностудии Мосфильм. И на территории современного Нескучного сада.
Всего же на территории Москвы дьяковские племена основали в разное время до 10 своих укрепленных поселений. С общим населением примерно в 1-1,5 тысяч душ. По 50-100 человек в каждом городище.
Как жили дьяковцы
В городищах своих дьяковцы, судя по раскопкам, строили большие длинные дома. То есть, деревянные строения длиною в 15 метров и шириною до 3-4 метров. Каждый из таких домой, видимо, предназначался для одной дружной конкретной семьи.
Дьяковцы скорее всего, жили родовым строем. То есть, в каждом из их отдельных поселений вместе тусили только представители одного крепкого рода. А все их украшения, скот и т.д - все было общим достоянием.
Дьяковские ребята явно были неплохими ремесленниками. Находки в их городищах это и серпы, и косы, и посуда, и украшения. В том числе из металла Дьяковцы знали бронзу и железо, хотя явно металла у них маловато было еще.
А еще эти парни умели шить одежду и обувь. Обучились мостить камнем дороги. И даже устраивали в своих поселениях водосток.
Дьяковцы, судя по находкам, неплохо так взаимодействовали с соседними племенами: скифами, балтами. И даже с римлянами как-то торговали уже в I-м веке н.э - в их городище найдена была римская застежка-фибула, самая северная из подобных находок.
Неплохо известна религия дьяковцев - эти ребята изготовляли статуэтки мужских и женских божеств с поднятыми руками, статуэтки звероподобных духов: медведя, утки.
Ритуальные обряды свои дьяковцы проводили на особых валунах, где в углублениям скапливалась вода. Два таких огромных валуна, "Дева" и "Гусь" поныне можно увидеть в московском парке Коломенское. Считается, что они желания исполняют.
Девий камень по преданию, в частности избавляет дев от бесплодия. Чем современные девицы тут же радостно спешат воспользоваться :)
А вот хоронили своих усопших дьяковцы в особых уединенных домиках, куда бережно складывали прах кремированных. Говорят, именно эти стоявшие на четырех опорах "домики мертвых" позже легли в основу русских сказок о бабе-Яге с ее избушкой на курьих ножках.
Кстати, из-за такого своеобразного способа захоронения, сохранившего лишь редкие сгоревшие кости, внешний облик дьяковцев восстановить крайне сложно. По разного рода косвенным признакам, антропологи могут лишь предполагать, что дьяковцы были невысокими худощавыми людьми. Возможно имевшими в своих лицах смесь европеоидов и монголоидов. Навроде современных саамов.
Дьяковцы оставили после себя немало загадок. Например, совершенно непонятно для чего использовавшиеся грузики.
Или же вот мы видим такие таинственные украшенные узорами глиняные таблички. Что это: может быть некие непрочитанные письмена?
Кем же были дьяковцы?
Сегодня среди историков принято мнение, что дьяковская культура была вовсе не индоевропейской. А, внезапно, угро-финской, сменившей в здешних местах прежнюю фатьяновскую культуру.
На этот факт указывают совершенно не похожие на славянские предметы быта и культа дьяковцев. Те же статуэтки медведя и утки - священных зверей у финно-угров, считавших, что мир как раз из утиного яйца вылупился. А мишка ему хозяин.
Дьяковцы зародились где-то в междуречье Волги и Оки. А затем около 3 тысяч лет назад постепенно двинулись по берегам рек на запад. Расселились не только на месте современной Москвы. Но и широко заселили почти всю будущую Русь. Вологодчину, Смоленщину, Ярославщину, тверские и владимирские места.
Что стало с дьяковцами?
Со временем дьяковцы, скорее всего, стали предками для также канувших в лету угро-финских племен меря да мурома. Часть восточных дьяковцев также легла в основу современного марийского народа. Дьяковцы определенно внесли свою лепту и в рождение угро-финских племен веси, мещеры, мордвы.
На территории Москвы дьяковцы уже в I-м веке до н.э постепенно смешиваясь с приходившими сюда балтами, слившись в ними весьма продвинутую культуру так называемых Москворецких городищ.
А затем дьяковцы таинственно взяли да и почти полностью исчезли - еще за 200-300 лет до появления тут первых славян. Возделанные поля их заросли лесами, городища оказались покинуты.
- Никакой культурной преемственности между дьяковцами и славянами толком не прослеживается, - говорят историки. - Так что если на момент прихода славянских племен кто и жил в будущих русских лесах, то явно очень хорошо прятался. :)
Здешние места в середине VI-го столетия н.э заселены были куда более развитыми восточными славянами (вятичами и кривичами). Хотя несомненно кого-то из финно-угров - славяне на месте Москве встретили и ассимилировали, иначе б не сохранилась угро-финская топонимика здешних мест. Дав по сути современных москвичей, у некоторых из которых точно течет в жилах та самая кровь древних племен Дьяковской культуры.
Москва, как я считаю, и стала центром огромной Русской державы за счет изначальной своей многонациональности. Славяне-балты-угро-финны все они внесли что-то лучшее свое в единый котел москвичей: воинское искусство, хозяйствование, крепкий характер. Породили вместе крепких и сильных людей, сплотивших вокруг себя всю великую Русь.
Не исключено, кстати, что название Москва как раз реликт угро-финского дьяковского наречия. Может быть связано с словом мöс, что на языке коми означает «корова». С финским словом musta «чёрный, тёмный». Или же с марийским мӧскӓ - «медведь», и ава - «мать».