У каждого поколения свои истории родов и связанные с этим правила, обычаи и традиции. Можете ли вы представить себе, как ваш муж взбирается по водосточной трубе, чтобы заглянуть к вам в палату и увидеть новорожденного малыша? Скорее всего в вашей голове возникнет недоуменный вопрос: зачем? Ведь сегодня папа не только может спокойно зайти в родильный дом, но даже присутствовать на родах. А вот во времена наших бабушек было принято не только по трубам лазить, но и кидать в окна записки, рожать «коллективно» и обязательно мазать грудь зеленкой! Кто придумывал такие правила, почему пап не пускали в роддом и как в принципе проходили роды, рассказала Татьяна Юрьевна Томилина, врач акушер-гинеколог родильного дома ГКБ №1 им. Ф. И. Иноземцева. А также своими воспоминаниями поделилась Клавдия Никифоровна Козлова, которая впервые стала мамой в этом же роддоме в далеком 1957.
Забота и внимание — сквозь года
Роддому им. Иноземцева вот уже более 125 лет. Когда-то он назывался родильным домом № 36 — именно там более 60 лет назад прошли первые роды у Клавдии Никифоровны Козловой. Сегодня она уже прабабушка! Но не только несколько поколений разделяют Клавдию Никифоровну и ее правнучку, но и условия, при которых малыши появляются на свет.
«Мои первые роды были долгие, тяжелые. И все время со мной были акушеры — следили, берегли, боялись, чтобы я по неопытности себе не навредила или ребенку. Вот такие врачи были!» — вспоминает женщина.
Пожалуй, это главное сходство с современными роддомами — молодые женщины, ставшие мамами в 2023 году, рассказывают о таком же внимательном отношении врачей и медперсонала к себе и своим малышам.
«Меня очень доброжелательно приняли в приемном отделении. Все заботливые, внимательные. После рождения малыша мне сразу его положили на живот. Это незабываемые чувства!» — делится своими впечатлениями Анастасия Мохова, пациентка роддома им. Иноземцева.
И вот тут опытный читатель увидит первую разницу между современными родами и родами в СССР: раньше не прикладывали малыша к груди, не было контакта тела к телу! Сегодня нам кажется это неправильным, но когда-то считалось, что так безопасней и для мамы, и для ребенка. В лучшем случае новорожденного могли показать женщине, а потом его пеленали и уносили, а мама отправлялась в палату — восстанавливаться.
«В родильных домах существовал строгий режим. Детей от мам уносили сразу после родов и приносили строго по часам — на кормление. Мамам разрешали вставать тоже не сразу, только на следующий», — говорит Татьяна Юрьевна Томилина.
«Кто-о-о?» и другие вопросы через окно
Вообще, во времена СССР все, что касалось родов, очень строго регламентировалось. Роддома были почти неприступной крепостью. Невозможно было даже представить, чтобы в палату к рожающей или уже родившей женщине пришел муж или мама. «Место обитания» близких и родственников было… под окнами. Так, через окно узнавали, кто родился, передавали посылки и записки, если женщине повезло оказаться в палате на 1-м или 2-м этаже. Кто-то пытался показывать новорожденных в окно, вот только что там мог разглядеть новоявленный папа? По-настоящему и вблизи увидеть малыша мужчина мог только в день выписки.
Зато сегодня близкие и родственники не только допускаются в палату к молодой маме, но и могут присутствовать на родах! Папа может быть рядом даже при операции кесарева сечения. Раньше такого даже вообразить не могли.
«Роды в СССР, несомненно, отличались от родов в современной России прежде всего тем, что отсутствовали те моменты, которые кажутся нам сейчас незыблемыми. То, что есть сейчас и кажется естественным, существует во всех родильных домах нашей страны, было раньше недоступно», — говорит Татьяна Юрьевна Томилина.
«Коллективные» роды?!
Индивидуальный родильный бокс — для обычных советских женщин это было на грани фантастики. В предродовой палате находилось порой до 8 человек, и все со схватками! И при этом никакого свободного поведения — нельзя было вставать, гулять по палате, сидеть на фитболе, принимать удобные положения.
Обезболивания родов как такового тоже не было, разве что в некоторых местах могли сделать ингаляцию закисью азота, иногда вводились внутривенно или внутримышечно анальгетики. Эпидуральная аналгезия появилась гораздо позже и является сейчас самым современным, безопасным и востребованным методом обезболивания.
За всеми роженицами следили одна-две акушерки на палату. Тех, у кого начались потуги, отправляли в родильный зал. И там находилось по 3–4 роженицы!
«У нас в палате было четыре человека. Потом пришли санитары, пересадили с кровати на каталку и отвезли рожать. Врачи при этом постоянно говорили, что надо делать: тужиться, не тужиться — заботились», — вспоминает Клавдия Никифоровна.
Да и после родов к женщинам относились очень настороженно: не разрешали лишний раз вставать, сутки давали на то, чтобы восстановиться. Даже гигиенические процедуры проводили в кровати.
«Женщин после родов лечили, делали различные назначения… Сейчас такого нет. Роды являются естественным процессом, радостным и не требуют никаких лечебных мероприятий, если все прошло хорошо. И так как все боксы, в которых находятся наши роженицы, являются индивидуальными, женщины могут себя вести так, как им удобно: принимать различные позы, ходить в душ, использовать фитбол ровно тогда, когда им хочется», — говорит Татьяна Юрьевна Томилина.
Желание женщины не закон: санитария важнее!
Все эти меры предпринимались, конечно, не с целью сделать роды для женщины максимально неудобными. Хотя про удобство думали в последнюю очередь. Главная цель была безопасность. Опасались любых инфекций, а потому придумывали порой чрезмерные меры гигиены и санитарной обработки.
Были времена, когда женщинам перед поступлением в роддом надо было очень коротко обрезать ногти на руках и ногах, затем ногтевые пластины обрабатывали раствором йода, обязательно следовало сбривать волосы на теле, а после родов грудь мазали зеленкой — обеззараживали. Считалось, что все эти методы предотвращали различные послеродовые осложнения.
Возможно, такое поведение связано было и с тем, что в те годы не было столь современного диагностического оборудования, позволяющего выявить факторы риска и вероятность осложнений задолго до родов. Сегодня же каждый роддом оснащен самыми передовыми аппаратами УЗИ и КТГ, которые используются и до, и во время родов.
«Единственное, что не меняется даже с развитием технологий — это визуальный осмотр и пальпация. Врачи до сих пор многое могут и делают именно руками, и иногда это даже удобнее, чем аппаратная диагностика», — делится врач.
Время обеда и на выписку!
Как мы писали выше, «золотого» часа и контакта кожа к коже не было. Это также диктовалось санитарными нормами того времени.
Но и после родов мама не находилась в палате с малышом — все новорожденные лежали в специальных комнатах для детей в персональных кувезах. Увидеться со своим ребенком мама могла во время кормления, которое, к слову, было также строго регламентировано.
Так, малышей кормили по часам — каждые 3,5 часа их приносили к женщинам для кормления, после чего уносили обратно.
«В настоящее время рекомендуется свободное вскармливание, то есть кормление ребенка по требованию. Да и малыша от мамы не забирают. Он круглосуточно находится с ней сразу после родов. Мама кормит его ровно тогда, когда требует этого ребенок. И это позволяет избежать стрессов как у мамы, так и у новорожденного», — отмечает Татьяна Юрьевна Томилина.
Через несколько дней после родов происходила выписка. Вот тогда папа впервые брал своего малыша на руки, а мама уже не расставалась с ним вплоть до выхода на работу. И хоть процесс родов существенно отличался от современного, неизменно одно — появление малыша в семье и тогда, и сейчас является большим счастьем!
Узнайте больше о родах во времена СССР и современной России в видео на нашем YouTube-канале.
Статья носит информационный характер. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.