Найти тему
Порцелиновый фан

Серов Валентин Александрович (1865-1911). Фарфор. Скульптура "Похищение Европы".

Нынешний наш разговор посвящён связи творчества великого русского художника, одного из лучших портретистов всех времён и народов Валентина Александровича Серова, и фарфора, как материала для воплощения творческих исканий.

Знаю, что неполживая "русская" интеллигенция, ныне в основном осевшая на берегах Мёртвого моря, после первой же фразы в данной статье, сильно возмутится, уточнив, что В.А. Серов - никакой не "наш" (т.е. русский) художник, а их. И в качестве доказательства приведёт пример матери Серова, вышедшей из еврейской семьи, а также изыскания по линии отца, который по одному из дедов (т.е. по одному из прадедов(!) В.А. Серова) также был иудеем. Эта публика из числа колбасных эмигрантов и русского поэта и настоящего Советского человека (со всеми его минусами и плюсами) В.С. Высоцкого в "свои" (по отцу потому что) давно записала. "Честность" - неотъемлемая черта этой выруси. Вы им только верьте, развесив уши, и они вам понарасскажут, каким ортодоксальным евреем был Серов, какие пейсы отрастил, кто из них лично делал Серову обрезание в ближайшей синагоге и т.д. Чем таким ответить? Кровь, конечно, имеет значение в становлении личности, но ещё большее значение имеет то, в какой культурной среде человек вырос, с кем общался, каковы были его приоритеты, устремления, на какие жизненные ценности он опирался. В.А. Серов был атеистом, что очень чётко выражено в его письмах, в синагогу точно не ходил (а вот в Православные церкви похаживал - из эстетического интереса). Отец В.А. Серова умер, когда мальчику было всего шесть лет. Мать его в культурологических поисках познакомилась с И.Е. Репиным, через Репина же с юных лет В.А. Серов попал в "абрамцевский кружок" к С.И. Мамонтову. Это очень важный момент, поскольку "абрамцевский кружок" был построен на поисках новых идей в искусстве на основе национального русского наследия. Художники черпали вдохновения в изразцах, древнерусских узорах книжной графики, в резьбе деревенских наличников и прялок, в старинной архитектуре псковских храмов, выделяли отдельные понравившиеся им детали и вставляли их в свои произведения. Иногда в гротескном, гипертрофированном виде. Так рождался новый НЕОРУССКИЙ стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, - как предтеча ветви мощного общеевропейского стиля АР-НУВО (Art Nouveau), в его российском преломлении называемым РУССКИМ МОДЕРНОМ. Находясь рядом с В.М. Васнецовым и М.А. Врубелем, В.Д. Поленовым ("Московский дворик") В.А. Серов не мог не впитать в себя часть их мироощущения.

В Абрамцеве. Крайний слева - С.И. Мамонтов (без этой фигуры русского мецената не было бы расцвета русской культура конца XIX-го - начала XX-го века в принципе), крайний справа - В.А. Серов.
В Абрамцеве. Крайний слева - С.И. Мамонтов (без этой фигуры русского мецената не было бы расцвета русской культура конца XIX-го - начала XX-го века в принципе), крайний справа - В.А. Серов.
Русские художники М.А. Врубель, В.Д. фон Дервиз, В.А. Серов. 1883-1884 гг.
Русские художники М.А. Врубель, В.Д. фон Дервиз, В.А. Серов. 1883-1884 гг.

В.А. Серов.
В.А. Серов.

Валентин Александрович Серов был до невероятности трудолюбив, абсолютно универсален (т.е. мог с одинаковой лёгкостью работать как в жанре пейзажа, натюрморта, так и в его любимом портрете, и т.д.). Уже будучи известным портретистом, слава которого докатилась до Зимнего дворца, В.А. Серов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя как таковых передвижников не любил, считая их творчество слишком "сухим", поскольку сам тяготел к романтизму (при всём внешнем реализме в жанре портрета). Если стилистически ранний Серов взял многое от импрессионистов, работал фактически пятнами ("Девушка освящённая солнцем", 1888, "Портрет А.Я. Симонович", 1889), то в зрелый период его работы характеризовались крупными мазками кистью, и такая техника во многом предопределила технику Советских художников-реалистов 1930-х-1970-х гг.

В.А. Серову было тесно в рамках какого-то одного стиля или жанра. Казалось бы, интерес к МОДЕРНУ должен был возникнуть у него гораздо раньше, но несмотря на то что В.А. Серов был издавна знаком лично со многими художниками, скульпторами и архитекторами - представителями РУССКОГО МОДЕРНА (например, с таким гением МОДЕРНА, как М.А. Врубель) - "вкус" к МОДЕРНУ В.А. Серов ощутил только тогда, когда период РАННЕГО МОДЕРНА уже клонился к закату. Но основные черты общеевропейского АР-НУВО оставались неизменными вплоть до начала Мировой войны. Это универсализм искусства и сближение до смешения "большого" искусства и декоративно-прикладного, выделение графики, которая вдруг стала частью большого искусства. А основой графики является рисунок, основой рисунка - линия, контур. Рисовальщиком В.А. Серов всегда был отменным, и он бесстрашно вносит графичность в свои сокровенные живописные работы. К сожалению, этот период пришёлся на последние годы, и можно сказать, месяцы жизни художника. Таким, фактически созданный из линий и контуров, получился портрет Анны Павловой (темперой на холсте). Чтобы создать такое "воздушное" произведение, нужно обладать великолепным глазомером и "набитой", крепкой рукой. Всем этим "инструментарием" Серов владел в совершенстве.

Анна Павлова. 1909.
Анна Павлова. 1909.

В похожей технике, с яркой графичностью и с яркими контурами, в несколько плоскостной цветовой гамме, намеренно напоминающей фрески, создан портрет танцовщицы дягилевской труппы Иды Рубинштейн.

"Портрет Иды Рубинштейн". 1910.
"Портрет Иды Рубинштейн". 1910.

При этом он продолжает писать заказные портреты в почти академической манере.

Портрет княгини О.К. Орловой. 1911.
Портрет княгини О.К. Орловой. 1911.

Одна из последних его работ, наиболее загадочная, о которой до сих пор идут, не смолкая, споры - это, конечно же, "Похищение Европы" (1910). Идея родилась во время путешествия В.А. Серова совместно с Леоном Бакстом по Греции и Криту в 1907-м году. Существуют две версии мифа (привожу обе).

1. Овидий в поэме "Метаморфозы" пересказывает миф о похищении Европы так: когда дочь финикийского царя Агенора Европа со своими подругами собирала цветы на берегу моря, к ним приблизился белый бык редкой красоты с золотыми рогами (на самом деле то был Зевс), и лёг у ног царевны. Европа украсила рога быка венком из роз и села ему на спину. Тогда бык вскочил, бросился в волны моря и поплыл.

Этот миф наиболее известен, что позволило в разные годы невежественным искусствоведам сделать вывод о том, что Серов-де отошёл от мифа, где бык описывается как белоснежный, в погоне за более яркой контрастной колористикой. Нет, господа хорошие, настрочившие на эту тему рефераты и диссертации - Серов ни на йоту не отошёл от мифа, просто воспользовался иной версией мифа, вам незнакомой!

2. В другой интерпретации (по поэме Мосха "Идиллии") мифа говорится, что вся шерсть Зевса-быка сверкала как золото, лишь на лбу у него горело, подобно сиянию Луны, серебряное пятно, а рога были изогнуты подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Смеясь, Европа села на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом, но вдруг бык вскочил и помчался к морю. Напрасно Европа звала подружек на помощь, протягивая к ним руки. Бык бросился в море аки дельфин, и волны расступались пред ним, брызги скатывались алмазами с его шерсти. Прекрасные нереиды плывут за быком, и сам бог моря Посейдон плывёт впереди на своей колеснице, трезубцем укрощая волны. Трепеща от страха сидит на спине быка Европа...

Если говорить, какой из вариантов мифа В.А. Серов взял за основу картины, по моему мнению, это однозначно "Идиллии" Мосха. Именно там бык - не белый, а шерсть его "сияет, как золото". Серов сделал не менее шести набросков для картины. Ни один из них нельзя назвать законченной работой, но везде шерсть быка в цветовой гамме варьируется от жёлтого колера до тёмно-оранжевого, и только пятно на лбу окрашено белым - в цвет Луны. И именно там в одном из вариантов рога быка "изогнуты подобно молодому месяцу". Существует мнение, что художник мечтал сделать большое панно под этим названием. Но неизвестно, в какой технике и где оно разместилось бы (будь оно создано). Возможно, он мечтал о фронтоне какого-то большого здания, по типу мозаичного панно М.А. Врубеля гостиницы "Метрополь", или же живописного панно внутри помещения - по типу тех же врубелевских панно в особняке Морозовой на Спиридоновке, или крупное панно внутри театра - кто знает? Неизвестно также, какие материалы были бы применены. Возможно, использовалось бы даже серебрение, платинирование или золочение, как в "Поцелуе" Густава Климта...

В галерее ниже приводится четыре варианта набросков, ещё ниже - в отдельной галерее - приводится вариант, который неким искусствоведам кажется наиболее законченным. Хотя лично мне наиболее интересным кажется первый из вариантов в галерее ниже.

У этого быка рога в виде лиры. Он, вообще, не похож на быка - скорее, на антилопу-гну, что видно по изогнутым особым образом рогам, удлинённой морде и характерной шее (гармошкой). Европа как бы смирилась со своей участью, сидит спокойно и держится рукой за рог быка-антилопы.
У этого быка рога в виде лиры. Он, вообще, не похож на быка - скорее, на антилопу-гну, что видно по изогнутым особым образом рогам, удлинённой морде и характерной шее (гармошкой). Европа как бы смирилась со своей участью, сидит спокойно и держится рукой за рог быка-антилопы.

Очевидно, что основной проблемой, с которой столкнулся в этой работе В.А. Серов, переделывая рисунок снова и снова, - это показ динамики и ритма быстро плывущего Зевса-быка, оставляющего пенный след на воде. Второй задачей, стоящей перед художником, был показ бесконечности морского пространства, уходящего далеко за горизонт. Такую задачу художник попытался решить с помощью показа больших массивов волн в виде качающихся разновеликих холмов, скрывающих горизонт от глаз зрителя. Это отсутствие предела человеческого зрения создаёт особый психологический эффект - зритель видит, что окружающий быка с похищенной девой мир состоит только из неба и волн, и поэтому кажется необъятным.

К данной работе Серов относился более чем серьёзно - вплоть до своей смерти он никому её не показывал и не рассказывал о ней. Мало того, чтобы точнее передать силуэты основных героев, В.А. Серов создал скульптурную форму. Он вылепил форму из глины, затем , ещё при жизни художника скульптура была переведена в гипс. Он создал героев в объёме именно для того, чтобы делать более точными изображения на плоскости. Здесь бык - это бык, а не антилопа-гну. Именно поэтому можно считать, что за основу художником была взята именно такая модель расположения и формы главных героев.

"Похищение Европы" в гипсе. 1910. Здесь бык - это бык, а не антилопа-гну. Странно, что Художник не сделал к скульптуре подставку с бегом волн - тогда она  приняла бы законченный вид, но - увы! - что не сделано, то не сделано.
"Похищение Европы" в гипсе. 1910. Здесь бык - это бык, а не антилопа-гну. Странно, что Художник не сделал к скульптуре подставку с бегом волн - тогда она приняла бы законченный вид, но - увы! - что не сделано, то не сделано.

К сожалению, завершить работу Мастер не успел, скоропостижно скончавшись в 1911-м году в возрасте 46-и лет. И это - огромнейшая потеря, чёрный день как для русской культуры, так и для всего Мирового изобразительного искусства в целом. После смерти художника, дабы помочь семье Серова, художниками был инициирован перевод скульптуры в бронзу. А с 1915-го года и Фарфоровый завод создаёт форму для создания скульптуры уже в фарфоре - как в бисквите, так и в глазурованном виде.

Скульптурная группа "Похищение Европы". 1917. Бисквит. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж"
Скульптурная группа "Похищение Европы". 1917. Бисквит. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж"
Скульптурная группа "Похищение Европы". 1920-е. Фарфор, глазурь. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей".
Скульптурная группа "Похищение Европы". 1920-е. Фарфор, глазурь. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей".
В.А. Серов. 1901-1902.
В.А. Серов. 1901-1902.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!