1- Зачем нужна механическая коробка передач?
Двигатель внутреннего сгорания способен эффективно работать лишь в достаточно узком диапазоне оборотов — такова конструктивная особенность агрегата. Поэтому машине необходимо устройство, позволяющее ему оставаться в этом диапазоне на любой доступной автомобилю скорости. Эту функцию и выполняет коробка передач, меняющая отношение оборотов коленчатого вала по отношению к оборотам ведущих колёс. За это может отвечать как «автомат», так и «механика», машина в первом случае сделает всё сама, а во втором — за смену ступеней отвечает водитель.
2-Педали на механике: расположение
Педалей в машине, где есть «механика» три. Слева педаль сцепления, в середине тормоз, а справа — газ. У водителя автомобиля с «автоматом» левая нога, как правило, отдыхает. На моделях с механической коробкой ей приходится работать регулярно — для управления крайней левой педалью, которая отвечает за включение и выключение сцепления.
3 -Как работать педалями газа и сцепления
Важно сразу запомнить — любые манипуляции с рычагом «механики» нужно проводить при выключенном сцеплении. Нажали до упора педаль, переключились, затем отпустили педаль и убрали левую ногу на площадку для отдыха.
Второй момент — нельзя работать педалью сцепления по принципу рубильника, включено-выключено. Если слишком быстро «бросать» левую педаль, автомобиль будет двигаться рывками и подвергаться ударным нагрузкам. К тому же резкие скачки тяги на ведущих колёсах могут вызвать их срыв в скольжение и, как следствие, потерю устойчивости автомобилем.
Но и медлить тоже не стоит: отпуская левую педаль слишком долго и плавно, водитель провоцирует пробуксовку сцепления, которая приводит к перегреву и чрезмерному износу фрикционных накладок. В таких случаях в салоне обычно появляется характерный горелый запах.
Поэтому обращаться с педалью сцепления следует уверенно, но без спешки. Сложно ли это? — поначалу да, но со временем навык наработается. Для тренировок подойдёт как площадка, так и пустынная улица, где удобно ориентироваться по фонарям освещения — стартовали у первого, остановились у второго. Снова тронулись с места, опять затормозили. И так до тех пор, пока нужное сочетание плавности и скорости действий не отточится до автоматизма.
4 Переключение передач на «механике»: что делать с рычагом
В большинстве автомобилей с «ручкой» передачи расположены H-образно (механизм выбора скорости имеет нейтраль по центру, а «ступени» попарно расходятся вверх и вниз). Как правильно переключать передачи на механике? —перемещая рычаг влево или вправо, водитель прицеливается в нужный диапазон, совершая подготовительное действие в нейтральном положении. А толкая рукоятку вперёд или назад, уже включается нужная ступень.
На современных легковых машинах число передач обычно варьируется от пяти до шести, не считая заднего хода и нейтрали. Хотя есть и исключения: до сих пор встречаются устаревшие 4-ступенчатые коробки (допустим, на классических «Жигулях») или, наоборот, продвинутые спортивные 7-ступенчатые агрегаты (Porsche 911). По сути техника всё та же: управление «механикой» — навык универсальный и подойдёт для любой модели.
Самый распространённый вопрос новичков: как понять, когда переключать передачи? Если говорить о разгоне автомобиля, то для эффективности это нужно делать, когда двигатель выдаёт максимум мощности, что происходит близко к его предельным оборотам, чтобы при включении следующей передачи оказаться в зоне максимального крутящего момента. Ответить на вопрос, на каких оборотах переключать передачи однозначно сложно. Это зависит от характеристик автомобиля и диапазона максимального крутящего момента. У одних моделей он «снизу», а у других — ближе к «красной зоне».
На первых этапах подготовки водителю может быть непросто разобраться с этим. Поэтому начинающим обычно подсказывают, на каких скоростях переключать передачи, вроде «на первой едешь до 20 км/ч, на второй — до 60 км/ч» и так далее.
Ориентироваться по спидометру, конечно, проще, однако правильнее всё же учиться сразу «на слух» понимать, когда нужно переключать передачи, учитывая нагрузку, которую способен осилить мотор, и режимы, в которых он может это сделать. Тем более, что практически все автомобили с «механикой» сейчас имеют тахометры (прибор, показывающий частоту вращения коленвала). Важно запомнить: слишком малые обороты столь же вредны, как повышенные — на них двигатель не развивает необходимого крутящего момента. Поэтому переключение коробки должно быть плавным и своевременным — старайтесь удерживать мотор в активном рабочем диапазоне, когда он легко, без напряга и с запасом везёт машину. К дизельному транспорту приспособиться несколько тяжелее, чем к бензиновому, ведь у него уже рабочий диапазон оборотов, и переключаться придётся чаще.
Впрочем, основы в любом случае не меняются. Началось ускорение, мотор раскручивается, а стрелка тахометра подбирается к красной зоне? Пора переходить на передачу повыше. Дорога пошла в гору, поток замедлился, обороты упали почти до холостых? Нужно включить ступень пониже. Кстати, иногда автомобиль сам подсказывает водителю оптимальный момент: для этого в комбинацию приборов встраивают специальный индикатор в виде стрелок, которые подсказывают, что пора переключить передачу вверх или вниз соответствующим направлением стрелки.
Но в целом залог грамотной работы с рычагом «механики» — это опять же опыт. Нужно больше ездить, анализировать разные ситуации и свой стиль вождения. И тогда даже в семи передачах будете ориентироваться непринуждённо.
Торможение двигателем — в чём опасность
Опытные водители постоянно пользуются таким приёмом, ведь с закрытой дроссельной заслонкой мотор оказывает сопротивление вращению коленвала и, как следствие, колёс. Более того, часто торможение двигателем преподносят как преимущество «механики» над «автоматом». Якобы, езда с постепенным понижением передач в коробке и топливо экономит, и часть нагрузки с тормозной системы снимает.
Всё так. Но водить машину, используя торможение двигателем нужно осторожно. Ведь если бездумно на высокой скорости включить не ту ступень (допустим, с пятой перейти не на четвёртую, а сразу на вторую), ведущие колёса могут заблокироваться — автомобиль станет неуправляемым. Другой малоприятный вариант развития событий — перекрут мотора: вращающиеся колёса раскрутят коленвал до оборотов выше предельных, а электроника просто не успеет на это среагировать. И тогда шансы попасть на дорогостоящий ремонт двигателя сильно повышаются.
Поэтому начинайте пробовать тормозить двигателем аккуратно, на малой скорости и не в окружении другого транспорта. А пока приём не отработан, применяйте стандартную схему: нажимайте правой ногой на среднюю педаль, а когда обороты упадут, выключайте сцепление, чтобы мотор не заглох.
Итак, совсем коротко
- – Механическая коробка передач регулирует обороты ведущих колёс и приходящий на них крутящий момент двигателя, а также при необходимости долговременно отключает его от трансмиссии с помощью сцепления.
- – Научиться ездить на «механике» с нуля в городе немногим сложнее, чем на «автомате».
- – Управлять «механикой» на автомобиле нужно с помощью дополнительной педали и рычага переключения.
- – Неправильное обращение с «механикой» приводит к поломкам автомобиля и даже к авариям.
- – Расположение педалей в машине с механической коробкой слева направо: сцепление, тормоз и газ.
- – Педаль, управляющая сцеплением, нажимается левой ногой.
- – При переключении передач нужно обязательно выключать сцепление.
- – Выбирать передачи и скорость, на которой их менять нужно так, чтобы двигатель оставался в активной зоне оборотов — не слишком низких и не чрезмерно высоких.
- – Научиться плавно трогаться с места, уверенно переключать передачи в механике и не путать, какие педали и когда нажимать помогут только постоянные тренировки.
- – Торможение двигателем экономит топливо и ресурс колодок, но требует опыта.
- – Заднюю передачу нужно включать после полной остановки автомобиля.
- – При старте на подъёме грамотное использование «ручника» исключит откат машины.
- – Правила вождения автомобиля на «механике» запоминаются только с опытом.
Реклама
Дебетовая карта от «Тинькофф Банка» (МИР)
«Тинькофф Банк» — онлайн-экосистема, основанная на финансовых и лайфстайл-услугах. Это третий крупнейший банк страны по количеству активных клиентов.
Преимущества дебетовой карты
- Подходит для получения выплат от государства.
- Пособия и зарплаты в бюджетной сфере зачисляются прямо на карту.
- Платежи за ЖКХ и другие услуги без комиссии.
- Снятие наличных в любом банкомате без комиссии.
- Кешбэк за любые покупки.
- Удобное мобильное приложение.
- Мультивалютность.
- оформить карту ttps://advt.pro/product/ProductId~01H9G8FCP7SYZA60FZ8WAM4YFM!ExecutorId~01HPK5QAADGMPZ54W492EEWE0E!UserId~0!LegacyUserId~4452574