Найти тему

Предлоги у детей с алалией (часть 2).

В своих статьях я часто писала, что предлоги у нас не идут никак, как об стену( Было много неудачных заходов, один удачный, о котором я написала первую статью

В этой статье уже могу поделиться некоторыми успехами и мыслями.

Чтобы ребенок смог построить верно фразу с предлогом, он должен понимать следующее:

1. что в этой фразе вообще нужен предлог, и где его надо поставить ( вот эта фаза длилась больше полугода)

2. понять, какой именно предлог

3. какое окончание у зависимого слова

Большинство пособий основано на том, что ребенок находится на фазе 2. Но если ребенок на фазе 1, то все такие карточки и вкладыши будут бесполезны. При этом ребенок может сам неожиданно оказаться на фазе 2 самостоятельно, но у нас было не так.

Чтобы перейти ко второй фазе мы упорно читали альбомчик с большим количеством картинок и отвечали на вопрос ГДЕ, проговаривали ответы. И в какой-то момент ребенок стал путать предлоги..То есть ситуаций было так много, что запомнить слово в слово было уже невозможно.

Когда ребенок путает предлоги, значит он понял, что предлог должен быть, что это не часть слова, что это нечто отдельное, что может быть разным. Также интересная ошибка - это два предлога "кот на в шкафу". Это прямо маркеры перехода на новую фазу.

Эта статья как раз про вторую фазу. Нам в саду логопед говорит следить за окончаниями. Но сейчас меня интересуют не они. Может я не права, но я планирую делать акцент на окончании, когда ребенок уже четко будет выбирать верный предлог.

Для занятий подойдут любые карточки, пособия с липучками и прочее.

липучки
липучки
альбом
альбом

эти карточки я рисовала еще прошлым летом
эти карточки я рисовала еще прошлым летом

Для начала трёх предлогов более, чем достаточно. Кроме этого мы используем стакан в прямом смысле.

То есть берем одну картинку, допустим с НА, и кладем руку на стакан. Вначале сама клала, но нужно почти сразу приучить ребенка делать это. В нашем случае опора на жест ключевая. При предлоге В засовываем руку в стакан, ПОД - ставим стакан на руку. Это прямо оказалось спасением!

То есть не важно, какие карточки или стимульный материал, важен стакан и рука. Я спрашиваю ГДЕ кот ( допустим). Ребенок кладет руку на стакан и говорит НА. А дальше мы вместе проговариваем " кот на столе". То есть я сейчас жду от ребенка правильный предлог, остальное вместе.

Некоторый нюанс про подписи. У меня на всех карточках подписан предлог. Вначале это помогает. Но если ребенок знает буквы ( а может и просто запомнить, как картинку), то он может запомнить и прочитать эти предлоги, и начнет хитрить. Сейчас буду уже искоренять подписи.

Как дополнение играем дома в бадминтон ( с воланчиком, шариками разного вида). Обычно я подаю, ребенок пытается отбить. Когда промахивается ( в половине случаев примерно ), спрашиваю "где мячик".. Мест в комнате не так много, для отработки хорошо пошло. Можно и просто небольшим мячиком играть, главное, чтобы он укатывался в разные места.