Однажды, в стародавние времена, больше 30 лет назад, полетели мы из Москвы большой компанией снимать для «Клуба кинобачения» передачу про Аркаим (есть такое местечко на стыке Оренбургской области, Челябинской и Казахстана. В команде были и режиссёр, и продюсер, и сценарист, а для подтверждения (или развенчания) на месте различных баек, снами летела и Тамара Глоба.
В Челябинске мы перегрузились на зафрахтованный Ан- 2 (поскольку только с воздуха можно было увидеть и снять всю геометрию этого легендарного места. Сделали подскок в Магнитогорск и прилетели в некое село, (не то Комсомольское, не то что-то похожее на это название – не помню), причём приземлились прямо на пашню (дело было осенью и поэтому самолёт повредить ничему не мог. Разместили нас в «Доме колхозника», а колхоз был богатейший, председатель рассказывал о десятках тысяч баранов, но…, «песня совсем не о том».
Поутру мы загрузились в самолёт и полетели всей гоп-компанией на Аркаим (километров тридцать, сорок(?) – всего ничего), где начали наматывать спирали вверх (до 1000 метров у нас было разрешение на полёты) и вниз, снимая Аркаим через открытую дверцу салона (тут главное – чтобы тебя крепко держали сзади за ремень, но не мешали работать), а отсеявшись, где-то через часок, приземлились рядом с лагерем археологов.
Терпение. Мы приближаемся к самому забавному и интересному. Археологи приняли нас как родных – покормили, напоили, что привело, -учитывая то, что и мы прилетели не с пустыми руками, привело к тому, через пару часов застолья с хорошими, очень интересными разговорами, когда из-за стола неохота, а кой-кому и неможется выходить, к тому, что первый пилот стал абсолютно «пластилиновым», а его место занял молоденький второй пилот (назовём его условно Николай – как оказалось, это истинный «Угодник Николай»). Загрузились не все – Тамара Глоба сказала, что поедет обратно на машине, которую мы пришлём из села. Пока все неспешно и, естественно, потихоньку загружались, я стоял за спиной у Николая (рядом с ним сразу же заснул пристёгнутый 1-й пилот), держась за вертикальные поручни и расспрашивал о всех достоинствах Ан – 2, а Николай, захлёбываясь от восторга, расписывал мне то, какой же это замечательный самолёт.
Не успели мы подняться на нужную высоту, как я спросил Николая : «А с огибание местности этот самолёт может лететь?», на что Никола уверенно ответил : «Не вопрос!», что он тут-же продемонстрировал, снизившись метров до семи-десять над дорогой, которая вилась между отлогими увалами южного окончания Уральских гор, а по левую руку вилась полуобмелевшая старица какой-то речки. Вдруг, из-за поворота навстречу нам выкатил трактор «Беларусь» с прицепом, на котором было нагружено метра три травы. Никогда же забуду диких глаз тракториста, когда он увидел летящий ему в лоб самолёт. Трыкторист выскочил из трактора, который, благополучно перевернувшись, рухнул в старицу.
«Зашибись» – сказал с Коле (в это время продюсер уже открутил барашки иллюминатора, высунул за борт голову и успешно «травил» на Южное Приуралье всё чем нас угостили гостеприимные археологи) и добавил : «А какую перегрузку может выдержать «Аннушка»?», на что Коля бодро ответил : «5,6 g!», а на мою просьбу продемонстрировать это, он ответил (по-видимому любимой фразой) : «Не вопрос».
Поднявшись на 1000 метров, Коля привёл самолёт в крутое вертикальное пике и сделал нечто похожее на латинское “U», выровняв самолёт метрах в ста над землёй и забирая вертикально вверх. «4,7 g!» – радостно вскричал Коленька, на что я, с трудом удержавшись за поручни во время вертикального взлёта (слава занятиям штангой!), ответил : «Зашибись!», но тут же спросил : «А что будет, если заглохнет движок?». Звуки, пугающего своей несдержанностью Приуралье, продюсера, заглушали шум мотора.
В ответ последовало обычное : «Не вопрос», после чего Колюня набрал высоту 1000 метров и заглушил мотор. Только несдержанность продюсера нарушала необычную тишину нашего планирования. Когда же мы приземлились на пашню и закурили все скопом (кроме продюсера, который уже скорее по-привычке держал голову за бортом), обсуждая с перешедшим в салон Николаем, всю гениальность Ан – 2т то вдруг услышали, как кто-то скребётся в дверь самолёта, а когда бортмеханик открыл дверь, то мы увидели изумленное, с глазами по «пять копеек», лицо чувака, который заикаясь спросил : «У вас всё в порядке? А то я пашу и вдруг вижу – самолёт падает! Первый раз такое увидел».
Ну вот, как бы и всё. Не знаю только – или Тамара Глоба провидица, почему и не полетела обратно в село на самолёте, или это случайность? Одно могу сказать точно – на следующий день продюсер поехал на раскопки на машине.
Да, и ещё такая небольшая деталь – это был день моего рождения, о чём я тогда совершенно забыл, но как следует «нарезавшись» вечером в «Доме колхозника» подумал, что подобных подарков на «днюху» никто не получал.
Автор Евгений Ерёмин