Конкуренция

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Мы все и всегда конкурируем.

Конкурируем за власть, за успешность, за уникальность, за партнера, за лучшее место под солнцем))) за какие-либо ресурсы.

Конкуренция связана с трудностями, которые приходится преодолевать.

И у одних людей конкуренция вызывает азарт, они легко вступают в борьбу, у других же любое соперничество вызывает страх, и они отступают, даже не включаясь в игру.

Способности к конкуренции приобретаются в начальной школе, этому способствует оценочная система, хорошие оценки – ты хороший, плохие оценки – ты плохой. Если ребенок не соответствует требованиям учителей и родителей, он будет искать другие способы самовыражения.

Дети начинают осваивать навыки конкурентного поведения с двухлетнего возраста. Особенно ярко это проявляется в семьях, где есть несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Такие дети поставлены в условия дефицита (внимание родителей, достаточность ресурсов : игрушки, конфеты, деньги). Дети с младшего возраста сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое.

Единственные дети в семье, как правило, сталкиваются с конкуренцией впервые за пределами дома (улица, дошкольные образовательные организации, секция и т.д.). Такие дети могут оказаться не подготовлены к конкурентной борьбе, испытав сильные негативные переживания. Какая-то часть детей, особенно с сильными природными задатками к конкурентному поведению (высокая самооценка), быстро адаптируется к новым для себя условиям, тогда как другая часть детей испытывают сильный стресс, уступая в борьбе за желаемое.

Наиболее часто встречающиеся убеждения (мысленные конструкции), касающиеся конкурентного поведения:

  1. «Выживает сильнейший» - данная мыслеформа имеет смысл борьбы и сопротивления, что по своей сути является конкурентным поведением. Имея данное убеждение, человек априори настроен на борьбу, соперничество, конкуренцию, ибо если ты не будешь «сильным», то тебя ждет неминуемая гибель.
  2. Этот же смысл вложен в мыслеформу «Жизнь -это борьба»
  3. «За счастье надо бороться» - мыслеформа, предполагающая, что счастье достается трудным путем и возможно только «избранным», все же остальные обречены страдать и могут не надеяться на счастливую жизнь.

Основные жизненные стратегии человека, в том числе в конкуренции, закладываются в детском возрасте, но могут меняться в любом, если человек хочет меняться сам и изменять свою жизнь.