Мы все и всегда конкурируем.
Конкурируем за власть, за успешность, за уникальность, за партнера, за лучшее место под солнцем))) за какие-либо ресурсы.
Конкуренция связана с трудностями, которые приходится преодолевать.
И у одних людей конкуренция вызывает азарт, они легко вступают в борьбу, у других же любое соперничество вызывает страх, и они отступают, даже не включаясь в игру.
Способности к конкуренции приобретаются в начальной школе, этому способствует оценочная система, хорошие оценки – ты хороший, плохие оценки – ты плохой. Если ребенок не соответствует требованиям учителей и родителей, он будет искать другие способы самовыражения.
Дети начинают осваивать навыки конкурентного поведения с двухлетнего возраста. Особенно ярко это проявляется в семьях, где есть несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Такие дети поставлены в условия дефицита (внимание родителей, достаточность ресурсов : игрушки, конфеты, деньги). Дети с младшего возраста сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое.
Единственные дети в семье, как правило, сталкиваются с конкуренцией впервые за пределами дома (улица, дошкольные образовательные организации, секция и т.д.). Такие дети могут оказаться не подготовлены к конкурентной борьбе, испытав сильные негативные переживания. Какая-то часть детей, особенно с сильными природными задатками к конкурентному поведению (высокая самооценка), быстро адаптируется к новым для себя условиям, тогда как другая часть детей испытывают сильный стресс, уступая в борьбе за желаемое.
Наиболее часто встречающиеся убеждения (мысленные конструкции), касающиеся конкурентного поведения:
- «Выживает сильнейший» - данная мыслеформа имеет смысл борьбы и сопротивления, что по своей сути является конкурентным поведением. Имея данное убеждение, человек априори настроен на борьбу, соперничество, конкуренцию, ибо если ты не будешь «сильным», то тебя ждет неминуемая гибель.
- Этот же смысл вложен в мыслеформу «Жизнь -это борьба»
- «За счастье надо бороться» - мыслеформа, предполагающая, что счастье достается трудным путем и возможно только «избранным», все же остальные обречены страдать и могут не надеяться на счастливую жизнь.
Основные жизненные стратегии человека, в том числе в конкуренции, закладываются в детском возрасте, но могут меняться в любом, если человек хочет меняться сам и изменять свою жизнь.