Найти в Дзене
МГУ | 270

Русский университетский мундир. Часть 7

После описанной в предыдущей статье попытки введения формы для профессоров, преподавателей и студентов советских высших учебных заведений, предпринятой в 1949‒1953 годах, новых экспериментов, связанных с учреждением форменной одежды в системе общего высшего гражданского образования в СССР, не предпринималось. На этом можно было бы завершить цикл статей про российский университетский мундир, но есть ещё одно обстоятельство, заслуживающее внимания.

Дело в том, что после распада СССР и становления системы образования Российской Федерации появилась тенденция к сближению отечественных и европейских образовательных традиций и практик. В его основу легли: присоединение большинства российских высших учебных заведений к так называемому «болонскому процессу», адаптация отечественных учебных программ под западные стандарты, появление бакалавриата и магистратуры вместо специалитета и другие нововведения. В связи с этим оказались востребованы и традиционные европейские академические формы одежды: мантии и четырехугольные бонеты (в русском языке более распространено название «конфедератки»). Использование такого облачения в торжественных актах учебных заведений, при церемонии вручения дипломов выпускникам и других мероприятиях не регламентировалось никакими документами министерства высшего образования РФ. В 1990 годы века это была скорее демонстративная форма отказа от всеобъемлющей регламентации всех сторон жизни, распространённой во времена СССР.

Приведём пример из истории Московского университета: в середине 90-х годов ХХ века ректор МГУ иногда облачался в мантию, характерную для зарубежной университетской традиции. Цвет мантии ‒ чёрный с золотыми полосами. На полосах золотыми нитями вышиты изображения Главного здания МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах, а также другие символы академического знания и учёности. «Конфедератка» тоже чёрного цвета с золотой каймой и золотой же кисточкой. В этой одежде ректор МГУ до недавнего времени обычно проводил университетские акты и другие торжественные академические мероприятия. Похожую, но отличающуюся по цвету вкладок и полос чёрную мантию носил в торжественных случаях и главный учёный секретарь МГУ. Цвета, размеры, материал и узоры этих мантий не регламентированы никакими университетскими, ведомственными или государственными нормативными актами. Поэтому эти наряды могут считаться скорее личной инициативой, нежели следованием какой-то принятой в Московском университете исторической традиции, предполагающей наличие мундира гражданской службы со знаками отличия согласно Табели о рангах. Тем не менее ректорская мантия и мантия главного учёного секретаря также стали частью истории Университета.

Место их хранения ‒ музей истории Московского университета, а сами мантии, когда не используются, служат музейными экспонатами. См. фото.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера