3,5K подписчиков

Что бывает с женщиной, которая 20 лет живет без мужчины. Показали в спектакле "Космос"

367 прочитали

В театре Пушкина в преддверии Дня космонавтики дали спектакль "Космос". Эта постановка открыла в прошлом году начало нового сезона в отремонтированном театре и сейчас является одной из флагманских.

В театре Пушкина в преддверии Дня космонавтики дали спектакль "Космос". Эта постановка открыла в прошлом году начало нового сезона в отремонтированном театре и сейчас является одной из флагманских.

В главной роли - моя любимая Виктория Исакова. Когда-то я открыла ее для себя именно в этом театре, она играла абсолютно уморительную графиню Альмавива (или Альмавиву?) в "Женитьбе Фигаро".

"Космический" сюжет

Татьяна Викторовна (Виктория Исакова) - учительница английского языка в средней школе Бугульмы. Ей 42 года, взрослый сын-"лоботряс" играет в ансамбле, муж 20 лет как на кладбище - погиб на войне в Чечне. Она к нему исправно ходит, но ни разу не скучает. Усопший не был образчиком мужской доблести. Тупой, быдловатый, бил жену. Чего она за него пошла - история умалчивает.

Вечера вдова проводит на диване у телевизора, смотрит затертый до дыр любимый видеофильм. Да, у нее еще работает видеомагнитофон, а на стене висит ковер - как свидетели застывшей в одной точке жизни. Фильм, повторяющийся из вечера в вечер - "Девять с половиной недель", после которого в грёзах приходит главный герой: "Айм нот Микки, айм Джонни, энд ай вонт ё борщ".

Сама Таня - несколько гротескная, но типичная жительница небольшого городка. Со стрижкой, которую носили советсткие женщины очень средних лет; в темненькой, немаркой и невзрачной одежде. Беспрерывно щебечущая - а скорее кудахтающая - хоть на могиле мужа, хоть с подружкой-кассиршей Гулей, хоть в школе на уроке. В общем, колхоз "20 лет без урожая". Очень выбивается из череды тонких, возвышенных героинь Исаковой.

Внезапно

Ее день сурка прерывает известие, что в Бугульму едет бывший одноклассник - космонавт Сергей Лысов, герой, дважды побывавший на орбите. И жизнь Тани внезапно приобретает смысл. Встретить, впечатлить, напомнить, как подарил когда-то на черчении половинку карандаша, чешского, кох-и-норовского.

И это было бы мило и симпатично и называлось бы красивым словом "мечта". Но нарочитость, бессмысленность и бесперспективность происходящего имеют другие названия - "лярва", "химера". 

Татьяна Викторовна металась-металась, захлебываясь в нечаянно, как это водится, нагрянувшей любви, а потом не выдержала и вывалила переполняющие чувства в телесюжете. За что мгновенно была предана остракизму. 

Подружка-Гуля возмущается: "Терешкова фигова!".

Бывший муж является в кошмаре: "Чего удумала? Куда ковер дела? Хрен тебе, а не космонавт, я порешал, он не приедет!"

Сын и вовсе пишет ей то, что я не решусь повторить. Дзен это, знаете ли, не театр, тут про культуру.

Безнадега Татьяны не имеет просвета. Одноклассник Серёжа отменяет поездку и возвращается в Звёздный городок готовиться к следующему полету.

Тане остается трава у дома. Зеленая, зеленая, трава. 

И еще сын, которого она, по ее же словам, была бы не прочь бросить вместе с тогда еще живым мужем, чтобы бежать, роняя тапки за космонавтом. Вы прочитали в этих строчках осуждение? Да, осуждаю. Муж пофиг, а за сына досадно.

Впрочем, судьба всё держит на карандаше. Спектакль заканчивается тем, что сын сообщает матери о повестке в армию. И хоть пьеса написана в те времена, когда такая новость ничего особенного не значила, мы ее смотрим тогда, когда значит. Несмотря на то, что всё заканчивается примирением и воссоединением мамы и сына, никто не отменял предупреждения "бойтесь своих желаний, они могут...". А мы помним, что когда-то она хотела, чтобы сына не было.

Сценография и общее впечатление

Люблю, когда на сцене содержательные и красивые декорации, терпеть не могу их "концептуальное" отсутствие. Типа зрителю важна фабула, что за дело до антуража. Дело как минимум в ощущении, что на мне не экономят.

В "Космосе" на сцене установлен огромный земной шар, играющий роль, кажется, гаража, где выступает группа, в которой играет сын Татьяны. А может это сцена на сцене. Часть пространства занимает квартира главной героини, часть - школьный класс. В общем, реквизита много.

В театре Пушкина в преддверии Дня космонавтики дали спектакль "Космос". Эта постановка открыла в прошлом году начало нового сезона в отремонтированном театре и сейчас является одной из флагманских.-2

Как много и песен - от рока в исполнении молодежной группы, до старой доброй "Заряжены в планшеты космические карты", которую звонко поёт школьник-младшекласссник.

Особенно приятно, что в этой пьесе не заигрывают с залом. Одно строгое "цыц" от Татьяны Викторовны в адрес смеющихся зрителей - не в счет. Я не имею ничего против интерактива, но когда режиссер и артисты справляются сами, без подключения зрительской "ответки", уже даже как-то необычно. Последние посмотренные спектакли сплошь содержали взаимодействие артистов со зрителями. 

В целом мне спектакль понравился. Не впечатлила только инфантильно-малахольная главная героиня. Сидела-сидела 20 лет о Микки Рурке мечтала, и тут Остапа понесло. Одичала, бывает.

А так было смешно, остроумно и легко. Изящная комедия, которая подарила интересный вечер с приятным послевкусием.

Цена вопроса

Как обычно, завершаю билетами. Сидели в первом ряду амфитеатра. Обзор отличный за счет приподнятости над партером, но расстояние есть расстояние. Могло бы быть видно и получше, конечно.

В театре Пушкина в преддверии Дня космонавтики дали спектакль "Космос". Эта постановка открыла в прошлом году начало нового сезона в отремонтированном театре и сейчас является одной из флагманских.-3

Однако спектакль сравнительно новый, а значит пока дорогой. Наши билеты стоили 4 тысячи. Ближе было бы больше. Больше платить не хотелось.

Больше моих заметок обо всём, что нас окружает, - здесь.