Давече случилось ЧП. Меня "уличили" в использовании материалов из одной книги (О, ужас !!!). Но есть нюанс: что автором книги оказался... (тоже я). Вот ведь незадача... Господа "поборники копирайта" уймитесь, (в истории вообще мало новой информации). Я делюсь тем, что лежит в моем архиве с давних времен.
Для особо "одаренных" поясняю: поскольку автор достаточно щедро делится тем, что что наработал сам, другие авторы с ним тоже делятся информацией. Наша история, это не коммерческий проект, в котором только кто-то один (избранный) имеет права обладателя информацией и извлекает из этого выгоду.
По катерам "Гринпорт" уже давно вышла книга. Книга не моя, но в ней использована и та информация, которую я когда-то подкидывал в сеть. Но поскольку правообладатели поубирали книгу отовсюду (окромя платных ресурсов), а у меня появилась новая, уточненная информация, делюсь тем, что когда-то было собрано у меня. Параллельно постараемся "перевязаться" с предыдущими статьями про морские бои 1920 года на Азовском море. Итак...
Закончилось лето 1920 года. Боевые действия в Азовском море продолжались. Про состав красной Азовской флотилии лучше всего рассказать языком документа:
Приказ Начальника Морских сил Черного и Азовского морей в г. Мариуполе от 9.9.1920 г. за № 218. С. секретно. Объявляется боевое расписание Действующего отряда Судов Азовского моря.
А. Боевые суда
I. Дивизион канонерских лодок.
1-я группа. "Знамя Социализма" "Сталин" "III Интернационал"
При группе посыльное судно "Карл Маркс".
2-я группа. "Буденый" "Красная Звезда" "Свобода"
При группе посыльное судно "Кавказец".
II. Дивизион сторожевых судов
"Данай" "Пролетариат" "Емельян Пугачев" "Троцкий"
III Дивизион моторных катеров.
"Зоркий" "Жуткий" "Беспокойный" "Пылкий" "Смелый" № 303 № 304 № 305 № 306
IV. Дивизион плавучих батарей.
"25-е Октября" "Мирабо" "Революция" "Свердлов" "Марат" "Жан Жорес"
Б. Транспортная флотилия. Состав будет объявлен дополнительно.
Начальник Морских Сил А. Домбровский.
В документе мелькают несколько небольших кораблей, о которых мы еще не рассказали. Ну, если коротко:
«Карл Маркс» бывший сторожевик, переклассифицированный в посыльное судно. Водоизмещение 60 т, длина 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,6 м. Мощность мотора 80 л.с., скорость до 13 узлов. Вооружение — одно 47-мм и одно 37-мм орудие Гочкиса, три пулемета. Экипаж 11 человек. Подробных данных по нему нет (искать информацию по "мелюзге" очень сложно).
«Кавказец», бывший портовый буксир. Водоизмещение 60 т, длина 17,8 м, ширина 3,3 м, осадка 2,1 м. Мощность машины 80 л.с., скорость 10 узлов. Вооружение — одно 47-мм и два 37-мм орудия.
Гораздо интереснее ситуация с катерами. С 31 июля 1920 года ими командовал Григорий Александрович Бутаков, сын потомственного морского офицера Александра Григорьевича Бутакова и его супруги фрейлины Ольги Николаевны, урожденной Казнаковой. (Ну и что, что дворянин, ну и что, что бывший царский офицер, зато будущий советский адмирал, награжденный тремя орденами Красного Знамени и орденом Ленина). Да-да, это тот самый Бутаков, который в 1941 году стал автором проекта плавбатареи "Не тронь меня" (Плавбатарея №3). Правда, биография его была весьма.... сложной (но, это тема отдельного трудного рассказа, но с более или менее благополучным финалом).
Катера эти нас интересуют, потому, как это опять же американские "гринпорты". Официальная история этих катеров, прописанная в умных книгах звучит так:
Построены в США в 1917 г., доставлены в Севастополь 9 октября 1917 г. и вошли а состав Черноморского флота. В июне 1918 г. вывезены по железной дороге из Новороссийска в Царицын, входили в состав Волжской военной флотилии и Морских сил Каспийского моря. «Смелый», «Зоркий», «Жуткий», «Пылкий» и «Беспокойный» доставлены на Азовское море в июле 1920 г., «Пронзительный» и «Дерзкий» — в октябре 1920 г.
А, что это за катера? Откуда? В составе "красной" флотилии, ушедшей в Новороссийск такого количества катеров не было. Здесь какая-то ошибка....
Разбираемся.
Мы посмотрели 16 катеров из состава 2-го и 3-го отделений дивизиона сторожевых катеров, но там в большинстве либо "белые" катера, либо "грузинские" либо катера которые вошли в состав Морских сил Черного моря после того, как Крым снова стал "красным". Все эти катера из 1-й и 2-й поставок, с двигателями Ван Блерка мощностью по 150 сил (суммарно 450). Возникает вопрос: а, где же катера с 200 сильными двигателями? (Вроде бы их указывают как "Stirling") Их было заказано 12 шт. Их строительные номера № 254 -265. Давайте посмотрим их судьбу. (Пока другие катера со строительными номерами, начиная с 282-го мы не трогаем). Итак...
1 отделение ("новое")
Мы уже писали о том, что летом 1916 года катера 1 и 2 поставок, (с двигателями Ван Блерк) были переданы во 2 и 3 отделения. Приказом командующего ЧФ с 1 ноября 1916 года было сформировано новое 1-е отделение.
В него вошли:
№№ 311 (заводской номер № 254, доставлен на п\х "Курск" в Архангельск), 312 (№255, п/х "Курск"), 313 (№256, доставлен в Архангельск на пароходе "Царица"), 314 (№257, п/х "Царица"), 315 (№258, по доставке данных нет), 316 (№259), 317 (№261, п/х "Каменец-Подольск"), №318 (№262 "Каменец-Подольск"). В номерах наблюдается "пропуск". №260 остался на севере. Почему?
Еже ли мы посмотрим на даты доставки некоторых катеров в Архангельск (и на названия пароходов), то выяснится, что история наша перекликается с историей взрывов в Архангельском порту Экономия. Катера, доставленные на п/х "Каменец-Подольск" №317 (№261), №318 (№262) оказались повреждены взрывом. Корабль доставил 4 катера, и все они получили повреждения при взрыве 13 января 1917 года. Но катера с заводскими № 263 и 264 это уже вновь созданное 4-е отделение дивизиона.
Ладно, пока оставим в стороне 4-е отделение. Нас интересует только вопрос, а из первого отделения были катера, которые вошли в состав красной Азовской флотилии.
№311 (№254) после операций на Дунае повторил судьбу большей части флота в Севастополе. Осенью 1917 года получил №511 и вместе с отделением ушел в Севастополь на ремонт. Поднял красный флаг. В 1918 году немцы ввели его в строй, использовали. Интервенты передали его МСЮР. Стал он СК-11. В июне 1920 года находился в Севастополе имея бортовой номер СК 15 в 1 дивизионе ска. 3 отряда МСЮР. ОН вошел в состав красных сил только после того, как в Севастополь вошли части РККА. С 15 декабря 1920 года он числится в МСЧМ как «Живучий». Включен в состав дивизиона сторожевых катеров. 24. октября 1922 года передан в погранчасти ГПУ. С 12.10. 1923 приказом по ГПУ № 418 сдан из флотилии ГПУ в оперативное подчинение местному пограничному полку ГПУ. В ноябре 1923 года возвращен флоту, но 22.11.1923 г. РВС приказал принять и сдать на хранение Севастопольский военный порт. Исключен из списков флота в марте 1925 года и передан в "легендарное" "Остехбюро". Дальше его судьба не прослеживается.
№312 ( №512 заводской №255) Судьба практически та же. У немцев он МВ-11 (в составе МСЮР он СК-5). Но есть нюанс: его увели на буксире плавмастерской "Кронштадт" в Стамбул. и там продали французу в частном порядке за 1300 турецких лир.
№313 (№256) 02.07.1917 во время действий на Дунае, налетел на корягу и затонул. Отправлен в Севастополь на ремонт. Но в отличие от двух предыдущих катеров, он вместе с красной эскадрой 29.04.1918 года ушел в Новороссийск. В июне 1918 года был погружен на железнодорожную платформу и 23 июня 1918 года доставлен в Царицын. Действовал в районе Астрахани. Вошел в состав Волго-Каспийской флотилии (6-й дивизион). Осенью 1919 года действовал в районе Царицына. 01.09. 1920 года доставлен по ж / д. в Таганрог. Но его в нашем списке нет. Он вошел в состав МСЧМ только 8 октября 1920 года и в боях не участвовал. Потом он стал "Пронзительным". Потом все традиционно: служба в погранчастях ГПУ, потом возвращен в состав МСЧМ. Прослужил до 1930 года, разобран.
№314 (514 заводской №257) все точно так же, как и остальных катеров, но он тоже ушел в Новороссийск, и немцам не достался. По ж / д доставлен в Царицын. Катер получил № 1 и вошел в Волжскую флотилию. Вел бои у Вольска. 31.10.1918 г. прошел ремонт в Астрахани. С 11.02.1919 г. получил имя "Смелый". Он в нашем списке есть. 15 июля 1920 года он доставлен на Азовское море и участвовал в операциях, прикрывая минопостановки красной Азовской флотилии, тралил устье р. Кальмиус. 23 ноября 1920 года передан в состав МСЧМ и получил новое имя "Жаркий". Участвовал в походах практической эскадры МСЧМ. 30 сентября 1921 встал в ремонт. С 14.02.1922 года плавсредство Службы наблюдения, оповещения и связи. В апреле 1922 года сел на мель у Суджукской косы, снят с мели, но при буксировке внезапно перевернулся. В мае поднят, отремонтирован, передан в погранчасти ГПУ. В 1924 году возвращен МСЧМ, но уже в 1925 году разобран.
315 (515 заводской №258) остался в Севастополе, у немцев он стал МВ-12 интервенты передали его МСЮР, где он стал СК-10. Отсался в Севастополе. С ноября 1920 года он в красном флоте как "Достойный" (СК-14) Дальше все традиционно: пограничная служба, возврат в МСЧМ, разобран в 1925 году.
316 (516 заводской №259) так же как все катера отделения действовал на Дунае. Ремонтировался в Севастополе, 29.04.1918 года вместе с красной эскадрой ушел в Новороссийск. Действовал на Волге. По железной дороге направлен на Азовское море и с 15 июля 1920 года он действует в составе флотилии. Чтобы не грузить множеством одинаковых деталей, сразу скажем, что это "Зоркий". Итак, найдено уже два катера. "Зоркий" погиб в шторм у Севастополя 25 декабря 1922 года.
317 (517 заводской №261 ) катер остался у белых, числился СК-7, уведен в Стамбул, выставлен на продажу, нашелся покупатель, но сразу же после оформления покупки турецкоподданным покупателем (почему-то) сгорел.
318 (518 заводской №262 ) остался у белых, вошел в состав красных МСЧМ в ноябре 1920 года, как "Деятельный".
Если смотреть в целом, то эти катера с деревянными корпусами прослужили недолго: или дерево было плохо подготовлено, или ухода за корпусами не было (а, скорее всего, и то и то). о мы потом вернемся к этому вопросу. Анализ истории службы этих катеров позволяет отметить достаточно частые поломки двигателей (что в принципе не удивительно). Двигатели достаточно высокооборотистые, нагруженные, с ограниченным ресурсом. Насколько целесообразно было их использование? (потом проанализируем)
Итак, пока мы нашли только два катера с двигателями мощностью 200 сил. Ищем дальше, в 4-м отделении...