Найти тему

Семейная драма в картинах Рафаэля

Итальянская Перуджа – место, где бурлили поистине шекспировские страсти. В 15 веке в городе жило два почти что равно уважаемых семейства – Одди и Бальони. Почти, так как Бальони благодаря покровительству Рима смогли добиться фактического контроля над Перуджей, в то время как Одди пытались эту власть оспорить. В отличие от враждующих семейств Вероны, Бальони и Одди в брак иногда вступали, хотя к миру это не вело. В ход шли интриги, привлекались шпионы, а в 1488 году противостояние вылилось в полноценную войну с настоящими побоищами на улицах города. Бальони смогли выгнать конкурентов из Перуджи, но в 1491 году те попытались с боем вернуться. В 1495 году Одди повторили попытку, в этот раз опять безуспешную. А в 1500 году над домом Бальони разразилась буря, вошедшая в историю под названием «кровавая свадьба в Перудже».

В 1477 году уже после смерти убитого главы клана Грифоне Бальони родился его единственный сын Федерико, более известный под кличкой Грифонетте. Супругой Грифоне была его кузина Атланта. Воспользовавшись малолетством потенциального наследника, лордами города стали его дяди Гвидо и Рудольфо. Гифонетте в 1479 году получил в наследство все имущество своего деда и в итоге стал самым богатым человеком в Перудже. В 1500 году он был счастливо женат на красавице Зенобии Сфорца, от которой имел минимум трех детей, жил в роскошном дворце, держал ручного льва вместо котика и предавался всевозможным радостям жизни. Однако обиду на дядюшек в душе он таил. Воинственный настрой юноши был также связан с влиянием кузена Карла и еще одного дяди – незаконнорожденного Филиппа, которые считали себя обделенными. Есть версия, что они убедили Грифонетто в том, что сын Рудольфо красавец и опытный воин Джампаоло соблазнил Зенобию. Помимо них в заговоре участвовали и некоторые другие родственники, желавшие проредить семейство Бальони с последующим переделом власти и собственности. Серым кардиналом в этой драме называют владетеля города Камерино Джулио Чезаре ди Варани, который тоже был родственником Бальони.

Грифон Бальони, отец Грифонета (Перуджино, Поклонение волхвов)
Грифон Бальони, отец Грифонета (Перуджино, Поклонение волхвов)

В июле 1500 года Гвидо Бальони устроил помпезную свадьбу своего горячо любимого сына Асторре, которого планировал сделать своим наследником, с Лавинией Орсини Колонна. Таким образом планировалось породниться с римской аристократией. Город был богато украшен, денег на свадьбу Гвидо не жалел. На праздник, который растянулся на две недели, должны были съехаться все члены семьи Бальони.

В ночь с 14 на 15 июля заговорщики, разбившись на группы, приступили к истреблению неугодных родственников. По некоторым источникам, молодожены в это время гостили во дворце Грифонетто. По одним данным Филиппо открыл дверь заготовленным ключом, по другой Асторре открыл дверь сам, не ожидая подвоха от родственника. А зря, потому что дядя жестоко с ним расправился, вырвал сердце и выбросил тело племянника в окно. Лавинию, которая пыталась защитить мужа, тоже убили. Среди жертв «кровавой свадьбы» был сын Рудольфо красавец Симонетто. За ночь количество мужчин в семье Бальони резко сократилось, но некоторые смогли скрыться, в том числе Рудольфо и Джампаоло. Джампаоло в эту ночь отправился спать в другую комнату, и во время бойни смог выбраться в окно, сбежать по крышам, затем через окно попал в комнату, где в то время шла студенческая пирушка. Студенты поделились с ним одеждой, и он покинул город. Атланта поступок сына осудила, отпрыска прокляла и вместе с его женой надела траурные одежды. На день Грифонетто стал главой города. Горожане были шокированы резней и заговорщиков поддерживать не стали. 16 Июля в Перуджу с подмогой вернулся Джампаоло. Почти все участники заговора предпочли сбежать, но Грифонетто решил сражаться и проиграл. По одной версии Джампаоло решил не убивать кузена, заявив, что не хочет марать себя его кровью, но парня убил другой менее щепетильный родственник. По другой версии победитель поручил это дело солдатам. Грифонетто умер на руках жены и матери, которая его простила. При этом жители Перуджи эпохи Ренессанса могли увидеть красоту во всем, и даже в покойниках. Об этом вскользь упоминает Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея» (в главе XI, где герой читает книгу с рассказами о легендарных негодяях). «И,  наконец,  Грифонетто  Бальони  в нарядном камзоле и усаженной алмазами шляпе на акантоподобных кудрях, убийца Асторре и его невесты, а также Симонетто и его пажа, столь прекрасный, что, когда он умирал на желтой пьяцце Перуджии, даже ненавидевшие его не могли удержаться от слез, а проклявшая его Аталанта благословила его». Остальных заговорщиков удалось изловить позже. Джампаоло вернул на некоторое время власть, но семья Бальони утратила былое влияние, и впереди было еще много междоусобиц.

Подобных конфликтов в истории было немало. Вероятно, эта мрачная семейная драма просто забылась, если бы не получила интересное продолжение в живописи.

Ватиканская пинакотека, Ватикан
Ватиканская пинакотека, Ватикан

В 1501 году в мастерскую Пьетро Перуджино, самого успешного на тот момент местного живописца, пришел учиться и работать молодой художник из Урбино – Рафаэль Санти. В 1502 году он получил заказ от Леандры Бальони, вдовы Симоне дельи Одди на оформление алтаря в капелле при церкви Сан-Франческо-аль-Прато, где традиционно хоронили представителей самых уважаемых семей Перуджи. В других источниках заказчицей названа Магдалина Одди. «Алтарь Одди» сочетает в себе два сюжета. В верхней части – коронование Девы Марии Иисусом Христом. Нижняя часть посвящена ее успению. По преданию, среди присутствовавших при смерти Богородицы апостолов не было Фомы, о чем тот очень жалел. Чтобы утешить его, на третий день к нему явилась Богородица и даровала свой пояс. Он был передан двум благочестивым иерусалимским вдовам и долгое время находился на территории Палестины. Алтарь писался в 1502-1503 годах.

Алтарь имеет пределлу из трех картин

Благовещение
Благовещение
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Введение во храм
Введение во храм

Пределла - дополнительная часть, расположенная ниже основной и служащая своего рода пьедесталом.

-7

Позже к Рафаэлю обратилась и Атланта Бальони. Она хотела также заказать алтарь, который должен был напоминать о ее сыне Грифонетто. Работа была закончена в 1507 году. Основной частью алтаря стала картина «Положение во гроб». В Иисусе можно уловить сходство с Грифонетто. Склонившаяся над ним женщина похожа на его жену.

-8

По другой версии Грифонетто узображен в образе юноши, стоящего к зрителю спиной.

Рафаэль, Этюд, Галерея Уффици
Рафаэль, Этюд, Галерея Уффици

Для обоих алтарей художник написал множество эскизов, и обе в итоге покинули церковь, для которой были написаны. Алтарь Одди в 1797 году был перевезен в Париж и в 1815 году возвращен в Италию, но не в Перуджу, а в пинакотеку Ватикана. Алтарь Бальони в 1608 году по сговору со священником был отправлен папе римскому Павлу V, который передал работу Рафаэля своему племяннику кардиналу Боргезе. В 1797 году этот алтарь тоже вывезли в Париж. В 1816 году в Рим вернулась центральная часть «Положение во гроб».

#история #живопись #картина #искусство #художник