Начало девяностых...
Обшарпанный подъезд, дым cигapeт, бутылочка дешевого пойла ходит по кругу; пацаны сидят на корточках, девчонки опираются о перила или сидят на спинах пацанов...
На улице унылый осенний вечер, и вся жизнь уныла и бессмысленна. Вокруг - нищета и разруха, в голове пустота и разочарование.
Моей маме не выплачивают зарплату уже шесть месяцев, папа получил зарплату вареньем и сигаретами. Я таскаю у него потихоньку горстями эти cигapeты и угощаю друзей. Они без фильтра и плохо нарезаны, и расфасованы не в пачки, а в пакетики по полкило.
Дома у нас на ужин - казан так называемых "галушек" (мука да вода), жареных на капле вонючего маргарина, и мы уже третий месяц питаемся только ими. Мы живем без сахара, а чай экономим, заваривая одну и ту же заварку в течение двух дней, и папе влетает, если он втихаря заваривает себе в кружке покрепче.
Мы, только закончившие школу, уже ни о чем не мечтаем. Все наши мечты разлетелись на обломки вместе с Советским Союзом. Мы еще не до конца примирились с этим. Нам все еще кажется, что прежняя жизнь однажды вернется, потому что вот это вот все жизнью ведь не назовешь. Это выживание. Это страшный сон.
Но когда сидишь вот так в теплой компании, мрачные мысли отступают. Ведь мы молоды... И нам весело под портвеху.
А весело еще и потому, что рядом с нами стоит магнитофон - видавшая виды "Электроника"... И там звучит "Сектор Газа".
И мы ржем над песнями про голубя, про мента, про скотника, про комаров... Иногда девчонки краснеют, но в подъездном полумраке этого не видно. Мы даже подпеваем, и это веселит нас еще больше, так что бабка с первого этажа, которой мешает спать наш смех, открывает дверь и начинает нас прогонять. Мы извиняемся, обещаем не шуметь.
Молодость и вино кружат голову, мы, дечонки, греем руки, засунув им мальчишкам за шиворот... Хой поет своим своим хулиганским голосом про вонючие носки, про бомжа, про сельский туалет...
И нам это нравится. Эта музыка такая бунтарская, ни на что не похожая. Хорошая музыка. Песни не кажутся нам похабными или отвратительными. Они о жизни, как она есть.
И исполнитель - просто свой в доску парень.
В том же году я начала работать, и парни из нашей бригады тоже постоянно слушали "Сектор Газа". Вот, бывало, подхожу к тому участку, где они работают, а у них там из магнитофона Хой звучит... Они, меня завидев, сразу звук приглушают. Джентльмены...
Я долго стеснялась им признаться, что мне тоже нравится. Но все-таки решилась...
Потом кто-то из них записал мне кассету. И однажды мама услышала мою музыку. Удивительно, но она не ругалась. Наоборот, захотела ознакомиться получше. Ну, и начала я ее знакомить с "Голубя"...
Мама делала большие глаза, но не могла удержаться от смеха. Наверное, ей тоже хотелось какой-то отдушины от беспросветности бытия...
Вообще мама у меня была, как это говорили, "понимающая". Очень интеллигентная, химик с высшим образованием, она воспитывала нас в полной свободе, ничего не запрещая.
Короче, маме зашло. Она не ужасалась и не запрещала мне слушать эту музыку. И только очень-очень неприличные песни я не включала громко, потому что было стыдно.
И мне эта музыка совершенно не мешала читать в то время Чехова, Бунина и Джека Лондона, любить поэзию Серебряного века, писать стихи и иметь чистую и романтическую душу.
"Сектор газа" напоминал о том, что наша жизнь - это не страна добрых фей, а такая, какая она есть - со всеми теми явлениями, о которых и поется.
"Сектор газа" нас как-то закалял, что ли... Давал прививку от того, с чем нам еще предстояло столкнуться. Предвосхищал моменты того шока, которые ожидали нас на заре постсоветской юности...
Своей тонкой душой поэта я явственно чувствовала, что "Сектор газа" - это не просто мат и забавно-пошлые истории. Это был сам дух того времени, его квинтэссенция. Причем неплохо приподнесенная в поэтическом плане.
Да, основой их творчества был стёб - тот самый, который позволяет взглянуть на страшные и гадкие вещи с юмором. Но это был добрый и душевный стёб.
Но также заключалась в их песнях и некая философия, и было над чем поразмышлять.
Изначальная точка нашей жизни - это роддом,
А конечная точка нашей жизни - это морг.
В середине треть жизни мы спим, помолившись перед сном,
В середине треть жизни мы пашем на заводе родном...
(Автор - Ю. Хой, из песни "Мepтвeцы")
А вот эти строки:
Солнышко пригреет лучиком,
Ивушка помашет прутиком,
Домой, домой, пора домой.
Песня "Домой" - это вообще хит на все времена, и его до сих пор в армии поют.
А кто вспомнит через тридцать лет дарьян и инстасамок?
Народ - это самый справедливый судья. И какое бы го*но ему ни проталкивали, он безошибочно определяет настоящее. Это настоящее остается востребованным на долгие годы.
До сих пор Юрия Хоя помнят и любят. Его песни слушает даже молодое поколение! Маты? Ну так что же? Как будто в жизни мы их не употребляем слышим...
Все как будто бы святые,
А прийди к любому в дом -
Через каждые два слова
Каждый ложит матюком...
(Автор - Ю. Хой, из песни "Русский мат")
Вообще меня сильно удивляет, что многие молодые и не только молодые балбесы откровенно не видят разницы между, скажем, современной имбеци... Дарьяной и "Сектором газа". Ну что же... Таким остается лишь пожелать накопить денег и купить себе хоть немного мозгов.
"Сектор газа" - это мощь. Это - явление. Это легенда. Это ярчайшая вспышка. Его будут помнить очень долго - это я говорю с полной уверенностью, бросайте вы в меня хоть тапки, хоть сандалии.
Ничего подобного мы больше так и не увидели. Все жалкие попытки подражания закончились неудачей и быстро канули в Лету.
"Сектор газа" - это единичное явление из тех, которые в истории русского рока можно пересчитать на пальцах одной руки.
И даже сейчас я часто слушаю их. Нет лучшего способа прогнать хандру. Всегда слушаю в наушниках очень громко, и бодрящие ритмы изобретенного Юрией Хоем (Клинских) деревенского панк-рока необычайно бодрят и навевают яркие воспоминания о безбашенной юности...
Да, девяностые - это было страшное время. Но вместе с тем и прекрасное...
Потому что мы были молоды.
Чего только ни вытворяли мы, дети постсоветского периода... Нам сам черт был не брат. Жили взахлеб, словно скоро наступит конец света...
Страна лежала в руинах, все наши идеалы лежали в руинах, была нищета, неустроенность, прострация, а Юра Хой пел нам обо всем этом и о многом другом с неповторимым пролетарским юморком...
Во*ка стоит сто рублей - это не беда!
Хоть вообще-то эт не во*ка, а одна вода!
Cамый лучший вариант: всем глаза залить.
Спьяну жизнь хе*ово видно - даже легче жить!
Эй, гуляй, мужик, пропивай что есть!
Как ты ни пахал мужик, обносился весь!
Нашу Русь пропили коммунисты на корню.
Так что пей и ты, мужик, пей за всю х**ню!
(Автор - Ю. Хой, из песни "Гуляй, мужик")
И мы взрослели на этих руинах нашей уже не существующей любимой страны. Нас окружал густой липкий полумрак. В мире духовных ценностей мы ориентировались наощупь.
И не все выбрались оттуда. Кто-то быстро сорвался в пропасть, а кто-то заблудился и еще долго бродил там, пока не сгинул...
Пусть мёртвый месяц еле освещает путь
Пусть звёзды давят нам на грудь, не продохнуть
Пусть воздух ядовит, как ртуть
И пусть не видно, где свернуть
Но мы пройдем опасный путь через туман
(Автор - Ю. Хой, из песни "Туман")
Но мы, те, кто прошел сквозь туман, выжили.
Мы - это те, кому 50 плюс минус.
Мы еще хорошо помним Советский Союз, где так замечательно прошло наше детство.
Мы помним "Перестройку и Ускорение".
Помним дефицит.
Помним талонную систему.
И как все рухнуло, мы тоже помним...
А после 91 года начался "естественный отбор".
Выжили стойкие. Умные. Верящие в хорошее. Терпеливые.
Потенциал, заложенный в наши личности Советским Союзом, сохранил нас для лучшей жизни.
Мы прошли через хорошее горнило, сформировавшее в нас безошибочное чутье к истине.
Мы умеем удивительным образом сочетать в себе безграничную доброту и здоровую злость, нежную романтику и едкий стёб.
И когда я вижу, что какие-то псевдоэстеты презрительно морщат нос при упоминании "Сектора газа", я настраживаюсь: а не с другой ли планеты прилетел этот гуманоид человек?
Если он близок мне по возрасту, то в моих глазах он - какой-то неправильный... чужой. Сквозь него не прошли ритмы девяностых, не проросли в его сердце.
И не смейте даже сравнивать тошнотвopную матершинную современную "мелодекламацию" тупых безголосых дегенератов (-ок) с высочайшим профессионализом, свойственным СГ!
Музыку Хоя даже исполняет симфонический оркестр! Послушайте - ЭТО ЧТО-ТО.
Это - безусловное признание. Слава и народная любовь. Залог бессмертия.
Вот еще:
Песня "Туман" в исполнении воронежского симфонического оркестра
Это полный улет, товарищи...
А вы знали, что творчество Ю. Хоя даже в школах изучают?
Между прочим, современная молодежь знакома с группой "Сектор газа". И очень неплохо знакома.
Хой останется в веках как символ эпохи, а инстасамки и прочие подобные не оставят после себя ничего - они развеются как пыль, ибо нет в них никакого содержания, одна лишь дутая пустота, подпитываемая деньгами.
Потому что только настоящее вечно.
Только искреннее.
Только душевное и близкое. Истинно НАРОДНОЕ.
Мы любили "Сектор газа", и любим до сих пор.
Он навсегда в нашем сердце...
-----------
Поделитесь в комментариях, что вы думаете о "Секторе газа", какие воспоминания связаны у вас с ним.
Также очень интересно послушать мнение молодого поколения об этой группе.
Вот тут - моя статья о Шамане и бесах.
Здесь я привожу доказательства того, что Путин - бог.
А в этой статье рассказываю, почему в Россию бегут люди из "благополучных стран" Запада.
Всем добра и счастья!
Еще больше интересного на моем канале.
До новых встреч!