Процессы, происходящие в мире после окончания глобального биполярного противостояния и начало новых вызовов, существенным образом изменили картину международных отношений. Исчезновение старых угроз и появление новых, ускорение глобализации и регионализации, усложнение информационного фона требуют модификации внешнеполитических стратегий.
Внешняя стратегия каждой страны складывается исходя из ее исторического и географического положения и конечно же, национальных интересов. Не исключение и «Страна восходящего солнца», основной целью внешней политики Японии является обеспечение национальной безопасности и укрепление позиций на международной арене.
В современной истории, начало внешних отношений Японии считают 1868 г., когда буржуазная революция привела к смене власти в Японии, от власти военных правителей – сёгунов и реставрации правления императоров. До этого времени, велась политика изоляционизма. Хочу отметить, что внешняя политика стала развиваться, только после второй мировой войны, когда Япония потерпела поражение, это поставила точку в агрессивном внешнеполитическом курсе.
Проанализировав внешнюю политику Японии, у меня образовались две стратегии внешней политики:
Первая стратегия, исходит из того, что Япония является реактивным, или реагирующим, государством, внешняя политика которого представляет собой не результат большой стратегии, а формулируется в ответ на международные события. Наиболее известным выразителем этой точки зрения является американский профессор К. Калдер. По мнению К. Калдера, “японской политике присуща инертность, а основной её движущей силой является давление извне. В основе этой инертности лежат особенности политической культуры и глубоко укоренившийся пацифизм”.
По-моему мнению, это исходит из того, что политика обеспечения безопасности основана на национальном интересе в узком его понимании и представляет собой компромисс между внешним давлением со стороны США и пацифистски настроенной общественностью.
Вторая стратегия исходит из того, что внешнеполитическая пассивность является результатом стратегического расчёта, основанного на национальном интересе. Япония позволяет другим брать инициативу в международных делах, в то время как сама незаметно укрепляет собственную экономическую и техническую мощь и увеличивает дипломатическое влияние. Дж. Линд называет это «перекладыванием ответственности».
Такая стратегия вполне логична для державы среднего звена, которая не сталкивается с непосредственными угрозами безопасности и доверяет защиту своих жизненно важных интересов сильнейшему государству в мире. Согласно этой точке зрения, понимание национальной мощи в Японии значительно отличается от американского – в центр этого понятия ставится не военная сила, а экономический и технологический потенциал. Профессор Р. Сэмюэлз называет такую стратегию «меркантильным реализмом».
Если приведённые выше трактовки японского внешнеполитического поведения основаны на рассмотрении её через призму реализма, то американский профессор Т. Бергер предлагает применять к ней либеральную модель «адаптирующегося, или адаптивного, государства».
Вы спросите почему? Потому что, согласно этой модели, Японии присуща способность быстро перенастраиваться и адаптироваться к меняющемуся миру, переосмысливать эти изменения и внедрять их в национальную стратегию. Движущей силой внешней политики Японии является не столько наращивание национальной мощи, сколько либеральные устремления к налаживанию многостороннего сотрудничества, увеличения своего присутствия в международных организациях, участия в решении глобальных проблем.
В то же время либеральная тенденция в японской внешней политике имеет свои ограничения, такие, как нарастание межгосударственных противоречий с Китаем и усиление реалистских тенденций в регионе. В отношении Японии ученые выделяют несколько норм внешнего и внутреннего характера, которые определяют особенности её внешнеполитического курса.
К внешним нормам относится приоритет двусторонних отношений («билатерализм»), а именно центральное положение альянса с США в послевоенном внешнеполитическом курсе. «Азиатизм» делает акцент на отношениях с азиатскими странами, их общей с Японией идентичности, и его проявлением можно считать традиционную посредническую роль, которую Япония стремится играть как мост между Западом и Востоком.
В японском внешнеполитическом поведении можно выделить установку на трехстороннее взаимодействие Японии, Европы и США, или норму «трилатерализма». Она служит для уравновешивания региональных и глобальных интересов Вашингтона и одновременно для поддержки союзника в рамках многосторонних институтов. После окончания холодной войны развитие в японской внешней политике получила норма интернационализма. Она находит выражение в стремлении расширять сотрудничество с мировым сообществом, увеличивать вклад в обеспечение международной безопасности.
Но сегодня мы видим, что внешняя политика Японии поддерживает фашистский режим украинских властей и аморальную политику Западных государств. Значительное влияние на это имеют внутренние нормы, которые зачастую вступают в противоречие с нормами международного права, препятствуя выполнению Японией новой роли, адекватной страной в постбиполярным реалиям.
Укрепление международной роли Японии включает более чёткое определение приоритетов её внешней и оборонной политики. В декабре 2013 г. впервые была принята Стратегия национальной безопасности (СНБ), в которой определены национальные интересы страны в широком плане и поставлены цели и задачи политики по их обеспечению.
На уровне «контролируемой напряженности» отдаются отношения Японии с Пекином. Власти страны ищут способы и пути их стабилизации. Формально трения с Китаем обусловлены активностью КНР в Южно-Китайском море и наличием неурегулированных вопросов относительно принадлежности островов Дяоюйдао / Сэнкаку. Определенные проблемы имеются в исторической и геополитической плоскостях. Отдельного внимания заслуживают отношения Японии с Россией, в которых также имеется множество неурегулированных вопросов.
В настоящее время Япония поддерживает дипломатические отношения со всеми странами-участницами ООН за исключением Северной Кореи, Косово, Острова Ниуэ и Кука, Южной Осетии и Абхазии. Основными направлениями реализации внешней политики Японии и ее участия в современной системе международных отношений являются:
· развитие японо-американского стратегического сотрудничества;
· выстраивание взаимовыгодных отношений с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону;
· деятельность в рамках международных организаций.
Одно из ведущих место Японии отводится в системе международных экономических отношений, не зря ее называют «великой экономической державой». Страна Восходящего солнца занимает четвертое место в мире по величине экспорта и шестое место по величине импорта.
КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА
Очевидно, что современный этап международных политических отношений между Россией и другими странами сейчас крайне сложный. Разворачивающаяся на наших глазах и уже вошедшая в историю «Спецоперация в Украине» поставили Россию в весьма затруднительное политическое положение. На этом политическом фоне геополитические вопросы о территориальных претензиях стоят достаточно остро. Одним из таких вопросов является территориальный спор между Российской Федерацией и Японией в отношении Курильских островов.
Данный территориальный спор продолжается уже более 77 лет. И, конечно же, этот спор мешает нормальным политическим взаимоотношениям между двумя государствами.
Говоря о геополитическом интересе, то очевидно, Курильские острова представляют для любого государства претендующего на него. Острова богаты полезными ископаемыми, нефть и природный газ представляют отдельную ценность для страны, владеющей этим архипелагом. Кроме того, острова богаты флорой и фауной, представляющей высокую хозяйственную ценность. Так на островах представлено более 1500 видов различных растений и животных. Также очень важен вопрос разграничения территориальных вод и добычи биоресурсов в этих водах.
Прилегающая к островам акватория заслуживает особого внимания. Помимо того, что она богата морскими биоресурсами, приносящими Российской Федерации ежегодно более 4 млрд. долларов, она представляет огромное стратегическое значение.
Примечательно, что абсолютное большинство проливов, соединяющих Тихий океан и Охотское море проходят именно через Курильские острова. Таким образом, пролив Екатерины, на данный момент находящийся, в том числе под контролем Российской Федерации, в случае потери спорных островов переходит под контроль Японии и ее союзников. Такое положение в значительной степени подорвет обороноспособность дальневосточного региона и российского государства в целом путем подрыва военной инфраструктуры региона. Спорные острова курильского архипелага представляют стратегический военный интерес для Российской Федерации с точки зрения оборонительных мероприятий направленных на защиту государства от ракетных атак. Как пример, бухта Касатка, которая, как предполагается, была использована Японской империей в начале Второй мировой войны с целью скрыть свой флот перед нападением на знаменитую военно-морскую базу США Перл-Харбор.
Исходя из всего перечисленного выше, достаточно очевидно, что Курильские острова представляют для России огромный экономический и политический интерес. Все это делает решение территориальных споров с Японией крайне сложным и очень затянутым процессом.
Но могу сказать, что против фактов не даётся аргументов (Contra factum non datur argumentum). Де-факто и де-юре, это территории Российской Федерации, Япония должна, это принять и подписать мирный договор, который отказывается подписать из-за своих необоснованных историческими фактами высказываний. Если бы не Советский Союз, такого государства, как Япония просто бы не существовало.
Может Япония забыла, какая страна бросила ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки? Так я напомню, 75 лет назад США устроили единственную в истории ядерную войну. 6 и 9 августа 1945 года американцы сбросили на японские города Хиросиму и Нагасаки две атомные бомбы — «Малыша» и «Толстяка».
Или Япония забыла, подвиг советского генерала и военачальника кавалерии Иссы Плиева?
Когда без единого выстрела он убедил сдаться 10 тысячное войско Японии в районе крепости Жэхэ.
Согласно историческим данным в тот день без боя было захвачено 10 тысяч японцев, 9126 винтовок, 3 танка и 300 автомашин.
Заслуги генерала были оценены по достоинству руководством, но самое главное ему удалось сохранить жизни тысячи солдат.
Хочу отметить, что земли, о которых идет речь, украдены не были: Япония лишилась этих островов, поскольку потерпела военное поражение.
Таким же образом Мексика потеряла в 1848 году свои северные
территории (ныне североамериканские штаты Техас, Нью-Мексико,
Калифорния), что, между прочим, не мешает ей не только поддерживать
самые тесные отношения с Соединенными Штатами, но и участвовать с
ними в интеграционных процессах в рамках Североамериканского
соглашения о свободной торговле (НАФТА).
Потеря территории явилась результатом поражения в войне. Провозглашенный же с середины XX века принцип «неприращения территории» в результате войны выглядит не более чем лицемерием на фоне многочисленных и разнообразных нарушений международного права, в том числе ведущими мировыми державами.
Кроме того, растет недовольство той ролью, которую взяли на себя
Соединенные Штаты, в том числе на японском направлении. По мнению
ряда японских политологов, термин «глобализация» на настоящий
момент подменяется таким понятием, как «американизация». Все это дает основания полагать, что, возможно, российско-японские
отношения уже не в столь отдаленном будущем будут строиться в несколько ином контесте.
Внешнеполитическая проблематика в целом находится на периферийных, по сравнению с внутриполитической, позициях в политической повестке дня современной Японии. Данная тенденция активно проявляет в постбиполярную эпоху, когда идеологические противоречия утратили свое значение в политической жизни. Политически более значимыми для Японии оказываются вопросы внутренней политики: проблемы социального обеспечения, образования, найма и т.д.
Основная внешнеполитическая цель Японии заключается в консолидации либерального международного порядка, основанного на правилах, поскольку у Японии есть явные ограничения в ее военной силе. Поэтому верховенство права в международном сообществе является важной основой для внешней политики Японии.
Будущее регионального порядка Северо-Восточной Азии также представляется неопределенным. Северная Корея неоднократно вызывала напряженность в этом регионе и сегодня утром 20 февраля КНДР запустила две баллистические ракеты в сторону Японского моря и тем самым Япония запросила заседание Совбеза ООН из-за ракетных пусков КНДР. https://ria.ru/20230220/kndr-1853040196.html
Также военное наращивание Китая ускоряет гонку вооружений в Азии. Настойчивая морская деятельность Китая усложняет региональное сотрудничество. Однако, поскольку вероятность ратификации ТЭС всеми, подписавшими сейчас представляется маловероятной, Японии необходимо усилить региональное экономическое сотрудничество, особенно в рамках трехстороннего сотрудничества Китай-Япония-Корея.