Апрель, капель, весенние обострения всего и сразу. Время, конечно, тревожное, странное, и вот они — всех мастей психологи, коучи, продавцы оберегов, курсов счастья, всемирной славы и стремительного похудания или обогащения. В выходные так примелькались посты от этих самых «специалистов», что меня тряхануло. Понятное дело, что с развитием технологий, буйством интернета и его возможностей остапбендеровщины и цыганщины развелось столько, что диву даёшься. Одни обещают, что за 90 дней любой напишет книгу, которая (конечно!) станет бестселлером. Другие за 10 дней снимут блоки, за 6 — поженят или разведут (тут как повезёт), или избавят от чувства вины, вызванного глубокой травмой, нанесенной в детстве родителями, которые сами травмированные.
Третьи научат за месяц (ну, или два) писать продающие тексты с нуля, даже если ты за всю жизнь ни вслух, ни письменно двух слов сложить не можешь, но после курсов станешь копирайтером, да еще таким, что на бирже за тебя клиенты биться будут!
И какой примитивный развод, как на базарах в девяностые:
— Позолоти ручку, дай копеечку, я тебе всю правду скажу! Гиде у тебе блоооки телесныя, гиде — родовые. Мало даешь, ещё давай, пожалеешь денег — я порчу в виде чувства вины сниму, а границы личные забуду поставить!
В роли прошаренных гадалок выступают заточенные под поиск алгоритмы. Если вы с интересом читаете статьи и книги о психологии, смотрите ролики с соответствующей тематикой, вам в ленты обязательно прилетит реклама всех мастей. То есть даже то, чтобы специально ищете, а просто несколько раз остановились на паре статей и роликов.
Весь маркетинг часто сводится к «попасть в боль». Разумеется. У всех есть боль, и ткнуть в неё очень легко. Особенно тем, кто в отчаянии, а это уже подло, но свободные от предрассудков, чувства вины и нередко — совести, эти специалисты частенько «забывают» сказать сразу, что твоя жизнь — она и правда зависит только от тебя. И хоть уобучайся техникам достижений гармонии, они не панацея. А ведь в продажах многих «услуг» и «курсов» всё выглядит именно так. Как тот самый ключик золотой. И часто, заплатив за один курс, человек платит за второй, третий и двадцать пятый, пока не понимает, что кредит за эти курсы — платить и платить, а нечем!
Есть ещё один способ воздействия. Создать боль. Кинуть публике, как в воду на рыбалке, прикорм. И только потом — крючок с наживкой. Стадные инстинкты и стремление сравнивать себя с другими — отличный повод для манипуляции сознанием. Сколько женщин знать не знали, что у них не всё в порядке, пока нутрициологи, самопровозглашенные диетологи и фитнес-тренеры не продемонстрировали им свои умопомрачительные попы и плоские животы, с призывом купить курс? И ведь далеко не толстухи, не те, по ком эндокринологи плачут. А нормальные прекрасные женщины.
Или те, кто не знал, что у них детские травмы, нарушены границы, и муж — такое себе? Пока психологи им не объяснили, что живут эти женщины плохо.
И вот эти призывы: ты можешь, давай, больше заработай, знай себе цену, не дай себя подвергнуть сомнению!
И тыкают в боль, подгоняют в продуктивность, в самосовершенствование, в обязательное, непременное какое-то счастье в виде самореализации. Буквально запугивают тем, что у тебя проблемы, если попа не такая, вес больше 43 кг, муж не приносит миллион раз в месяц, и свои компетенции «как менять памперсы» или «выращивать помидоры на балконе» ты до сих пор не реализовала.
Реклама, реклама, реклама… И даже прикреплены отзывы. И мало кто способен задать простой вопрос: вот у вас положительные отзывы от десяти из ста человек, которые купили курс. И эти десять пишут в избытке эмоций и веры в «лучшую версию себя» (прости, Господи!) сразу по окончанию курса.
Вопрос первый. Что с этими людьми спустя пару недель? Месяц? Они в таких же восторгах?
Вопрос второй. Покажите тех, кто из ста человек, купивших курс, никаких восторгов не высказали и безумных перемен в жизни не ощутили? Упрямая вещь — статистика.
Про ошибку выжившего в курсе кто-нибудь?
Это когда, например, существует случай, что человек смог выжить в океане, среди акул, употребляя соленую воду.
И вроде бы напрашивается вывод, что вот же он — выживший, значит, можно? Пить морскую воду и дать кулаком акуле в нос?
Проблема в том, что статистики о том, сколько человек сожрали в океане акулы и сколько умерли от солёной воды, нет. Они, увы, об этом не расскажут, как и те, кто получил в лучшем случае ноль эффекта от покупки ваших услуг, а в худшем — минус и проблемы.
Покуда есть на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки!
Конечно, речь не о настоящих специалистах. Когда диетолог — медицинский специалист, который прежде чем давать рекомендации по питанию, как минимум, анамнез заболеваний изучит. И не станет рекомендовать заменители сахара, польза и вред которых не доказаны в силу недостатка серьёзных исследований.
Когда психолог — тот, который получил системное образование, а не сам мыкался по курсам, потом получил корочку за два года (и это ещё в лучшем случае!) — и вуаля. Психолог, который всё-таки к психологии имеет научный подход, понимает, что такое статистика, и как правило, работает не «вообще», а в рамках узкой специализации, с определенной категорией людей, потому что общих приёмов для всех не существует. Плюс-минус подходящие метод определенному кругу людей с едиными исходными данными или обществу с определёнными установками — с оговорками.
Будьте бдительны, господа. Не бойтесь задавать вопросы, особенно о подтверждении квалификации специалиста, если он себя таковым провозглашает. Равно как и про статистику успешного успеха курсов. Хотя её нарисовать можно.
Не кидайтесь в импульсивные покупки услуг, даже если выглядят как бриллиант, возможно, это фианит — в лучшем случае, а в худшем — стекляшка.
Помните, что дорого — далеко не всегда ценно. Это часто уловка, маркетинговый ход и психологический приём, читай — манипуляция. Потому что заплатить рубль и признать, что оно того не стоило, легче. Чем заплатить 5, 10, 20 тысяч и признать, что ты — Буратино, которого развели очередные Алиса с Базилио. И начинают покупатели искать и сами оправдывать ценность услуги.
Я сама в маркетинге давным-давно, приёмы — давно известны и опробованы опытным путём.