Найти тему
Кристина Лебедева

Глобальные общественные проблемы на примере мультфильмов и мультсериалов

Все мы любим смотреть добрые мультфильмы с хорошим концом и интересным сюжетом. Мультфильмы призваны формировать в нас этические принципы, научить понятиям ответственности, добра и зла, заложить основные жизненные ценности.

Однако лейтмотив мультфильмов гораздо глубже: рассказывая о том, «что такое хорошо и что такое плохо», они затрагивают важнейшие темы для общества.

Эти темы всегда были актуальны - известные сказки Андерсона, Шарля Перро, Братьев Гримм и других авторов прошлых столетий говорят о проблемах, которые остаются важными и в 21 веке.

Однако мультфильмы, созданные в последние десятилетия, все больше поднимают самые острые темы устойчивого развития и подчеркивают глубину проблем, с которыми сталкивается человечество в наши дни - от вопросов социального неравенства до угрозы изменения климата. Классические темы добра и зла продолжают оставаться актуальными, но все чаще фокус сюжета перемещается на проблемы современного общества.

Уменьшение неравенства, ликвидация голода, гендерное равенство, борьба с изменением климата - эти и другие важнейшие цели устойчивого развития нашли отражение в мультфильмах, подчеркивая, что наличие рисков в этой области вряд ли приведет героев к процветанию и благополучию.

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

В статье мы рассмотрим такие темы, как экологическая проблема, глобальное потепление, социальное и гендерное неравенство в мультфильмах.

Экологическая проблема

Экологическая проблема — проблема, в результате которой происходит нарушение окружающей среды. Может подразделяться на проблемы: связанные с взаимодействием человека и природы, связанные с воздействием человека на окружающую среду.

Мультфильмы:

  • Валли
«Я не могу просто сидеть здесь, сложа руки. Я всю жизнь этим занимаюсь. Я не выживать хочу, я хочу жить!»
«Я не могу просто сидеть здесь, сложа руки. Я всю жизнь этим занимаюсь. Я не выживать хочу, я хочу жить!»

Сюжет мультфильма происходит в будущем: из-за большого количества неперерабатываемых отходов, накопленных человечеством, планета Земля стала непригодной для жизни. Человечество было отправлено далеко в космос. На планете остался один лишь Робот Валли, который складывает огромные башни из мусора, покрывающего Землю. Впоследствии на Землю прилетает робот ЕВА в поисках растительной жизни на земле.

Мультфильм наглядно демонстрирует, что может ожидать человечество, если оно не будет уделять достаточного внимания защите окружающей среды и переработке отходов.

  • Смешарики
«Мама миа! Это же... Это какие-то машинные отходы. Поздравляю, у нас экологическая катастрофа.»
«Мама миа! Это же... Это какие-то машинные отходы. Поздравляю, у нас экологическая катастрофа.»

В серии «Маленькое большое море» Крош, Ежик, Пин и Карыч находят нефтяное пятно в море и пытаются его ликвидировать. В итоге они утилизируют бочки с нефтью путем сжигания в специальной печи.

Серия учит не выбрасывать мусор в неположеные для него места и показывает, к чему это может привести.

  • Фиксики
«Что попало на свалку - пропало навсегда!»
«Что попало на свалку - пропало навсегда!»

В серии «Мусор» Евгений Евгеньевич изобрел машину, которая перерабатывает мусор и делает из них другие вещи, дает им вторую жизнь. Фиксики рассказывают о вреде мусора для планеты и о том, как важно его сортировать и перерабатывать.

  • Винкс
Тританнус — тритон, периодически мутирующий в монстра. Бывший морской принц Андроса и двоюродный брат Лейлы.
Тританнус — тритон, периодически мутирующий в монстра. Бывший морской принц Андроса и двоюродный брат Лейлы.

В 1 и 2 сериях 5 сезона Винкс происходит разлив нефти в океане, токсинами напитывается Тританнус и становится монстром, превращает в монстров королевскую стражу, делая из них своих подчиненных. Сами же девушки из клуба Винкс устраивают благотворительный концерт, выручка с которого пойдет на очистку пляжа и моря от нефти. А после концерта они позвали людей с собой убирать мусор с пляжа.

  • Долина папортников: Последний тропический лес
«Посвящается нашим детям и их детям».
«Посвящается нашим детям и их детям».

Мультфильм о маленьких лесных феях, которые спасают лес и свою долину от вырубки деревьев и загрязнения мусором и токсинами биосферы, спасают от людей, а также от злого духа - Хексуса.

Хексус олицетворяет человеческое желание получать все больше ресурсов, не обращая внимания на влияние их действий по отношению к природе. Мультфильм показывает, как важно дружить с природой, и что, если мы объединим свои усилия, можем ее уберечь.

Глобальное потепление

Глобальное потепление — изменение климата, которое приводит к повышению средней температуры на планете в течение длительного периода. Это провоцирует жару, засухи, наводнения и даже аномальные морозы там, где к ним не привыкли. Глобальное потепление началось больше ста лет тому назад. Его связывают с деятельностью человека. В частности, со сжиганием угля, нефти, газа.

Мультфильмы:

  • Лоракс
«Если только каждый, как ты не услышит сердца совет, разве сможем мы сделать мир лучше? О нет!»
«Если только каждый, как ты не услышит сердца совет, разве сможем мы сделать мир лучше? О нет!»

История о Находкинсе, который находит землю с разнообразными существами и создает "Всемнужку". Его бизнес разрушает леса, несмотря на протесты Лоракса. Вырубка лесов приводит к увеличению парниковых газов в атмосфере, что способствует глобальному потеплению. Работа заводов и машин также увеличивает содержание парниковых газов и формирование смога. В конце Находкинс понимает свои ошибки и передает семечко ребенку на надежду. В современном мире также необходимо принимать меры по сохранению окружающей среды для будущих поколений.

  • Ледниковый период: Глобальное потепление
В основе сюжета второго «Ледникового периода» лежит всем известная библейская история про Ноев ковчег.
В основе сюжета второго «Ледникового периода» лежит всем известная библейская история про Ноев ковчег.

Сюжет мультфильма возвращает нас к экологической катастрофе, случившейся на планете в далеком прошлом, когда таяние ледников привело к вымиранию большого количества видов животных и сокращению биоразнообразия.

Героями мультфильма становятся мамонты, динозавры, саблезубые тигры - эти виды животных вымерли из-за изменения климата.

Белка, спасающая орех, является основной частью сюжета всех частей мультфильма и олицетворяет неосознанное потребление общества, которое может привести к катастрофам.

Социальное неравенство

Социальное неравенство - это форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои или классы занимают разные ступени социальной иерархии и обладают неравными возможностями удовлетворения своих потребностей.

Мультфильмы:

  • Элементарно
«Кто вообще дал другим право решать за тебя, как тебе жить? »
«Кто вообще дал другим право решать за тебя, как тебе жить? »

В Элементал-сити живут представители четырех стихий: воздуха, земли, воды и огня. Последних все считают опасными. Члены народа земли могут опалить листья при контакте с ними, а воды и воздуха — вовсе испариться. Из-за дискриминации огненные живут в отдаленном районе.

Помимо того, что огненная раса живет в отдельном районе, их еще не допускают в общественные места, они подвергаются угнетению общества, их конкретно недолюбливают. Но как оказывается, они не приносят катастрофического вреда к тому же не намерено, но общество настроено все равно враждебно. Это и есть социальное неравенство.

  • Зверополис
«Это Зверополис. Кто угодно может быть кем угодно.»
«Это Зверополис. Кто угодно может быть кем угодно.»

Город напоминает любой современный мегаполис и разделен на районы, повторяющие естественную среду обитания разных зверей – Сахара-Сити, Тундра-Таун, Саванна Централ и т.п. Животные в мире Зверополиса когда-то были дикими, но ко времени действия мультфильма все они «очеловеченные», и хищники уже давно ни на кого не охотятся и никого не едят.

В картину мира этого мультфильма заложена идея равенства всех народов и рас.

  • Атака Титанов
«Хоть мы и не можем выйти за пределы стен, и не жалуемся, пока есть еда и тёплая постель... но чем такая жизнь отличается от жизни скота?»
«Хоть мы и не можем выйти за пределы стен, и не жалуемся, пока есть еда и тёплая постель... но чем такая жизнь отличается от жизни скота?»

Империя Элдийцев, потомков Имир Фриц, титана-первопрародителя, долгое время управляла своей тиранией, причиняя страдания Марлийцам. Однако после бегства первого короля на остров Парадис, Марлийцы начали войну с помощью Титана Молотоборца. Они захватили семь из девяти титанов и создали Марлийскую империю, завоевав почти все территории Элдийской Империи. Оставшиеся в Марлии Элдийцы переживали угнетение и преследовались за симпатии к Парадису, где превращались в титанов. Это вызвало социальное нервенство в обществе.

Гендерное неравенство

Гендерное неравенство — это такое устройство общества, где от гендера человека (т.е. от социально приобретенных характеристик мужчин и женщин) зависят его права, обязанности, возможности и доступ к экономическим и другим ресурсам.

Мультфильмы:

  • Мулан
«Я очень много слышал о тебе, Мулан. Ты украла доспехи отца. Сбежала из дома. Прикинулась солдатом. Обманула своего командира. Опозорила китайскую армию. Разрушила мой дворец. И... Спасла всех нас. »
«Я очень много слышал о тебе, Мулан. Ты украла доспехи отца. Сбежала из дома. Прикинулась солдатом. Обманула своего командира. Опозорила китайскую армию. Разрушила мой дворец. И... Спасла всех нас. »

Девушку готовят к свадьбе, все только и говорят ей о том, что быть женой и матерью - ее цель и смысл жизни, что это поднимет статус семьи, но сама она не стремится к этому, никто не спрашивает, чего хочет она. Ей просто навязывают социальные роли.

Она отправилась на войну вместо своего больного отца, притворившись мужчиной. Она стала достойным воином и отличным стратегом, но когда узнали, что она на самом деле девушка, как воина ее не хотели признавать и считали это позором.

В итоге Мулан доказывает, что и девушки могут быть воинами даже получше мужчин.

  • Пламенное сердце
Главная героиня Джорджия, подобно Мулан, переоделась в парня и притворилась им.
Главная героиня Джорджия, подобно Мулан, переоделась в парня и притворилась им.

Главная героиня мультфильма — Джорджия Нолан. Всю свою жизнь девочка мечтает лишь об одном — стать пожарным, как папа. Однако у отца в отношении Джорджии совсем другие планы, да и не женское это дело — пожары тушить.

Подобно принцессе Мериде, Джорджия открыто идет по пути наибольшего сопротивления, противясь взглядам консервативно настроенного родителя. Отец главной героини выступает своего рода олицетворением патриархального мира, который диктует женщинам навязанные социальные роли, которые далеко не всегда совпадают с их собственными желаниями. История Джорджии — яркий тому пример. Ей удается доказать всем, что пожарный из нее получится не хуже, чем из любого мальчика.

Итак мы видим, что мультфильмы играют важную роль не только как развлекательный контент, но и как образовательный инструмент, способный поднять актуальные общественные проблемы. Они помогают осознавать важность устойчивого развития, размышлять о экологических и социальных вопросах. Сюжеты мультфильмов глубоко затрагивают глобальные проблемы, такие как изменение климата, экологические кризисы, неравенство и дискриминация, побуждая зрителей к ответственному поведению. Показанные в фильмах примеры демонстрируют важность борьбы с глобальными проблемами и вдохновляют на поиск решений для спасения планеты и развитие общества.

Прошу пройти короткий опрос по статье: