Найти тему
АВТОмастер для себя

Как распознать износ ступичного подшипника и когда требуется его замена

Многие автовладельцы часто сталкиваются с неприятным гулом издалека во время движения автомобиля, словно от работающего авиадвигателя. Причина обычно кроется в банальном износе ступичного подшипника. А ведь это важнейший узел в ходовой части, отвечающий за плавное вращение колеса! Игнорировать столь явные симптомы было бы, как минимум, опрометчиво. Ведь заклиненное колесо на ходу чревато потерей управления и серьезнейшими авариями. Но как точно определить, что гул исходит именно от подшипника? И как понять, когда его пора безотлагательно менять? Расскажем обо всем по порядку.

Почему ступичный подшипник выходит из строя?

Причин преждевременного износа этой жизненно важной детали может быть несколько:

  • Неправильный монтаж. Конусные подшипники требуют строго определенного момента затяжки ступичной гайки. Излишний зазор или, наоборот, перетяжка приводят к люфтам, перегреву и быстрой выработке деталей. А установка радиальных подшипников ударным инструментом сразу лишает их ресурса!
  • Езда по ухабам и частые резкие маневры. Динамические нагрузки ускоряют износ многократно. Помните, как пару лет назад влетели колесом в яму на проселочной дороге? Скорее всего, с тех пор подшипник и начал барахлить.
  • Нехватка или старение смазки. Без обильной качественной смазки подшипник работает полупустым, что провоцирует интенсивное трение и быстрый износ. А когда смазка теряет свои свойства, износ лишь ускоряется.
  • Обычный "ноунейм". Многие ли из нас готовы переплачивать за фирменные оригинальные запчасти? Вот и выбираем подешевле, берем подшипники от незнакомых марок. А они через пару тысяч километров и рассыпаться могут.

В общем, грамотная эксплуатация, своевременное обслуживание и выбор качественных компонентов - залог долгой и беспроблемной жизни ступичных подшипников.

-2

Признаки износа: гул, скрежет, люфт

Разобрались с причинами, теперь о симптомах. Характерный гул - самый явный признак того, что пора бить тревогу. Он становится заметным уже от 40-60 км/ч и ярче выражен при ускорении. С течением времени к нему присоединяются скрипы, скрежеты - верные спутники критической степени износа.

Определить, с какой стороны "поет" - переда или зада - можно так. На ходу сделайте плавный поворот рулем влево-вправо: если гул усиливается при вращении вправо -проблема слева, и наоборот.

Еще один доступный метод диагностики - вывесить колеса на подъемнике или домкрате. Необходимо раскрутить колеса вручную или на заведенном авто (если раскручивать с помощью двигателя, то поднята должна быть вся ведущая ось или весь автомобиль). Таким образом можно точно определить, от какого именно колеса исходит посторонний шум.

Затем раскачайте подозрительное колесо в разные стороны. Если чувствуется ощутимый люфт, а вращение сопровождается шелестом и ступенчатостью хода - ставим окончательный диагноз. При этом не забывайте проверять и другие соседние узлы - вибрации на руле могут намекать на износ шарниров равных угловых скоростей, рулевых наконечников и прочих компонентов ходовой части.

Последствия игнорирования

А если и дальше эксплуатировать автомобиль, закрывая глаза на явные симптомы? Последствия могут быть плачевными:

  • Застрявшее в одном положении колесо на скорости 90-100 км/ч при обгоне или на вираже. Далее - занос, вращение, возможно опрокидывание.
  • Полной потерей контроля над управлением, когда рулем лишь имитируют акт вождения.
  • Повреждением тормозной системы и других узлов ходовой из-за перекосов и вибраций.

Так что при первых же подозрительных звуках правильнее всего отправиться в ближайший автосервис. Вовремя выявленный и замененный бракованный подшипник обойдется в разы дешевле и безопаснее, чем игнорирование очевидных сигналов.

Как заменить ступичный подшипник

Процедура замены зависит от конструкции узла. На некоторых (преимущественно старых) машинах подшипник менялся отдельно. Для этого старый выпрессовывали, а новый запрессовывали специальным оборудованием. Сегодня ситуация изменилась - на подавляющем большинстве современных машин эти узлы скомпонованы со ступицей в единый блок. Соответственно, замене подлежит сразу весь ступичный узел по каталожному номеру.

Выбивать или забивать подшипники молотком строжайше запрещено! Это выведет даже новую деталь из строя еще до установки. Если нет возможности/оборудования выполнить работу правильно, лучше доверить ее профессионалам автосервиса.

-3

После монтажа новых ступичных узлов необходимо выполнить регулировку углов установки колес - развал-схождение. Это позволит скомпенсировать возможные биения и люфты, возникшие в процессе замены, и восстановить штатные настройки, необходимые для нормальной работы ходовой части.

Диагностика и ремонт требуют определенных знаний, инструментов и условий. Поэтому многие автовладельцы предпочитают доверять эти операции профессионалам в специализированных автотехцентрах. Тем более что стоимость качественных работ обычно с лихвой окупается за счет увеличения срока службы новых узлов.

При самостоятельном ремонте особое внимание следует уделить выбору комплектующих. На рынке присутствует множество контрафактной и низкокачественной продукции сомнительных брендов. Применение таких деталей чревато низким ресурсом, повышенным шумом и вибрациями. Лучше приобретать ступичные подшипники и узлы напрямую у официальных дилеров или в проверенных магазинах, работающих только с сертифицированной продукцией именитых производителей.

Про неизбежность замены

Как бы качественно ни были изначально изготовлены ступичные подшипники и корректно осуществлен их монтаж, со временем они все равно подвергнутся интенсивному износу. Причина - постоянные высокие нагрузки и вибрации, которые неизбежно испытывают эти компоненты во время эксплуатации автомобиля.

Поэтому периодическая диагностика состояния ступичных узлов просто необходима, особенно после преодоления значительных пробегов или при появлении первых признаков неисправности. Своевременно замеченный и устраненный дефект поможет избежать дорогостоящих ремонтов прочих элементов ходовой части.

-4

Заключение

Итак, любые посторонние звуки, вибрации на руле и люфты при вращении колес должны насторожить и стать веским поводом для проверки состояния ступичных подшипников. Игнорировать явные симптомы их износа опасно - это может привести к потере управляемости и серьезным авариям. Безопасность движения должна быть главным приоритетом для каждого автовладельца. Берегите себя и ваш автомобиль!

Читайте другие полезные советы по ремонту и обслуживанию ходовой части в подборке:

Подвеска автомобиля: уход и обслуживание | АВТОмастер для себя | Дзен

Друзья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные советы для автолюбителей!

Авто
268,3 тыс интересуются