На IX Международной научно-практической конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие» в Москве обсуждали трудности с транзитом грузов по Северному морскому пути В 2023 году через льды Арктики было перевезено 36,25 миллионов тонн грузов, в основном это полезные ископаемые. В этом году есть надежда, что покорится новый рекорд — 40 млн тонн. Трафик мог бы быть гораздо выше, но, к сожалению, существуют препятствующие этому причины. Проблема в том, что Европа и США относятся подозрительно в контексте санкций к любым грузам, доставленным через акваторию России. Поэтому пока нет смысла надеяться на возобновление транзитных перевозок, даже если корабли не заходят в российские порты. Сейчас свыше 50% грузопотока составляет сжиженный природный газ компании «Новатэк». Значительная часть экспорта идёт в Китай, это в основном нефть и железорудный концентрат. На внутренний российский рынок ориентированы два горнодобывающих месторождения: Сырадасайское и Норильск. Остальные ориентированы на Азию. Но и тут все непросто: падает выручка от продажи угля, нефти, СПГ, леса и так далее за счёт дисконта на реализацию продукции. Растёт стоимость фрахта судов из-за увеличения маршрута. Если раньше танкеру из Мурманска необходимо было 13 суток для кругового рейса, то сейчас этот же путь занимает 130. Арифметика несложная: цену фрахта достаточно умножить на 10. Наконец, начали появляться сложности с оплатами из-за нежелания попасть под санкции банков Китая и Турции. А вскоре к ним присоединится и Индия. Кроме санкций есть и другие проблемы, среди них дефицит флота. Возможности транспортировки нефти ограничены, а судов ледового класса Arc7 вовсе нет. Например, у трёх ведущих проектов — «Восток Ойл», «Арктик СПГ-2» и Сырадасайское — сейчас нет своего флота. А те суда, что были построены для «Новатэка», попали в блокировку. Редакция Экскаватор Ру
Полезные ископаемые можно перевозить на кораблях через Арктику. Но есть проблема
9 апреля 20249 апр 2024
1 мин