Найти тему
Фёдор Беляев

6 признаков надежной студии ландшафтного дизайна: чек-лист по выбору подрядчика

Оглавление

Разбираю ошибки подрядчиков и делюсь советами, как найти студию, которая ставит ваши потребности в приоритет

Если вы пробовали спроектировать ландшафтный дизайн сами, то знаете, как много сложностей появляются по пути — их невозможно учесть без опыта в таких проектах. И вот вы решаетесь обратиться к подрядчикам — идете в студию, где обещают спроектировать и реализовать проект. И даже с подрядчиком получается не то: на реализацию тратите больше, чем планировали, а в саду все еще не уютно.

Я постараюсь помочь вам независимо от того, на каком этапе вы находитесь: только планируете строительство дома и продумываете ландшафт заранее, или уже все построили и хотите привести придомовою территорию в порядок. А может, вы в середине проектирования, и понимаете, что проект заходит в тупик.

-2

Меня зовут Федор Беляев. Я сооснователь студии ландшафтного дизайна «ZM BURO» и инженер ландшафтного строительства. За 13 лет работы студии мне удалось выявить эффективные и провальные решения. Все это время я работал с частными заказчиками, а не с государством, поэтому понимаю ваши потребности. А еще я не теоретик, а практик: до ландшафтного дизайна я был садовником. Поэтому я всегда в первую очередь думаю, насколько удобно вам будет ухаживать за тем, что мы спроектируем.

Важно отметить, что я не эксперт с архитектурным образованием или десятилетним опытом преподавания ландшафтного дизайна. Я наблюдатель и практик, который исследует рынок опытным путем. Поэтому вам решать — прислушиваться к моим советам или нет.

В статье я поделюсь рекомендациями по выбору подрядчика, с помощью которых вы сэкономите сотни тысяч рублей и самое ценное — время.

Вы можете забрать рекомендации сразу — я собрал их в чек-листе, который можно скачать. А еще им удобно поделиться с близкими, которые помогают вам принимать решения.

→ Чек-лист по выбору подрядчика в ландшафтном дизайне

Рассказываю, на что обратить внимание при выборе подрядчика.

1. Студия не реализовывает проекты

Можно подумать, что с помощью задач «под ключ» студии экономят заказчикам время. А еще кажется, что подрядчик ответственнее относится к проектированию, если думает о конечной реализации.

На практике это выгодно только подрядчику — студия сотрудничает с конкретными поставщиками и получает с каждой продажи комиссионные. Вот как это происходит:

  1. Поставщики материалов, оборудования и растений приходят в студии с каталогом и условиями.
  2. В студии выбирают тех поставщиков, которые предложили более высокие комиссионные.
  3. В проект заказчика включают те решения, с которых можно заработать, а не те, что наиболее эффективно решают задачи заказчика в рамках его бюджета.
Поэтому в ZM BURO мы создаем только проект без реализации. Это значит, что мы не сотрудничаем с дизайнерами, которые заключили соглашения с поставщиками.

Для этого все проекты проходят мою личную проверку. Я прошу дизайнеров аргументировать решения в проекте. Если понимаю, что дизайнер предвзят, то могу напрямую обратиться к поставщикам и узнать о сотрудничестве. Я как адвокат в проектах, который защищает интересы заказчика и не дает его обмануть.

Совет: выбирайте студии, которые занимаются только проектированием и не сотрудничают с конкретными поставщиками.

2. Студия не отправляет клиенту анкету

Когда вы обратитесь в студию за проектом, в большинстве случаев вы получите анкету. В ней будут такие вопросы:

  • Хотите ли вы газон на своем участке? Если да, то какой площади хотите газон?
  • Нужна ли на вашем участке компостная куча?
  • Добавить ли в проект систему автополива?
Например, в этой анкете заказчика просят выбрать, что добавить в проект сада. Пояснения дают бесполезные — знания истории вольеров в двадцатом веке не помогут вам сделать выбор под ваши потребности
Например, в этой анкете заказчика просят выбрать, что добавить в проект сада. Пояснения дают бесполезные — знания истории вольеров в двадцатом веке не помогут вам сделать выбор под ваши потребности

Таким образом ответственность за решения в проекте перекладывается на заказчика. Как заказчик вы не должны разбираться в том, сколько квадратных метров газона вам под силу обслуживать — это можно рассчитать только если у вас есть опыт в ландшафтном дизайне.

Точно так же вы не можете указать элементы озеленения, которые точно подойдут для вашего участка. Часть растений не приживется, другая часть потребует дорогостоящего и постоянного ухода
Точно так же вы не можете указать элементы озеленения, которые точно подойдут для вашего участка. Часть растений не приживется, другая часть потребует дорогостоящего и постоянного ухода

Вместо конкретных решений корректнее узнать у заказчика его потребности и задачи, разобраться в его стиле жизни и привычках. Для этого недостаточно анкеты и знания площади участка.

В ZM BURO мы назначаем новым клиентам встречу, в ходе которой проводим глубинное интервью. Задача такой встречи — выявить скрытые потребности и предложить решения. Например, у родителей в многодетной семье мы можем выявить потребность в тишине и уединении. Поэтому предложим заложить в проект зону отдыха в отдалении от дома, и создадим по пути несколько препятствий, благодаря которым никто не помешает прочитать книгу и выпить чашку кофе.
Так выглядит бриф, который мы направляем заказчику, чтобы убедиться, что верно поняли задачу.
Так выглядит бриф, который мы направляем заказчику, чтобы убедиться, что верно поняли задачу.

При этом заказчики могут приходить с конкретными «хочу», когда нашли картинки в интернете или увидели решения у знакомых.

Пожелания заказчиков мы тоже закрепляем в брифе.
Пожелания заказчиков мы тоже закрепляем в брифе.

Но не всегда эти «хочу» закрывают потребности заказчиков. Тогда наша задача — перевести заказчика из состояния ребенка в состояние взрослого. Помочь ему мыслить рационально, чтобы потом не жалеть о принятых решениях.

При работе обращаемся к теории о структуре личности Эрика Берна
При работе обращаемся к теории о структуре личности Эрика Берна

Совет: выбирайте студии, в которых в первую очередь интересуются вашими потребностями, а не референсами.

3. Студия не отправляет на выезд ландшафтного дизайнера

Многие студии предлагают бесплатный выезд ландшафтного дизайнера как преимущество. Дизайнер приезжает к заказчику, гуляет по объекту, делает фотографии на смартфон и уезжает. Заказчика это успокаивает: что-то происходит, на его объект посмотрели, наверняка приняли какие-то решения. Эдакая психологическая поддержка. Вот только этот выезд никак не помогает сдвинуть процесс проектирования.

Вместо ландшафтного дизайнера на проект должен выезжать геодезист. С собой он берет оборудование для топографической съемки, проводит измерения участка, которые не оценить визуально.

Управление работой геодезиста — отдельная задача, которую мы решаем в студии. Мы находим геодезиста в городе, где находится объект. Запрашиваем все оборудование, которое специалист использует при съемке. Обговариваем погрешности для каждого измерения.

Совет: сотрудничайте со студиями, которые не манипулируют «бесплатным выездом ландшафтного дизайнера на объект».

4. В студии не рассчитывают стоимость по соткам

На сайтах большинства студий можно рассчитать стоимость по соткам. Для заказчика это удобно — можно заранее заложить бюджет на проект.

Проблема в том, что такой расчет не учитывает ваши потребности и задачи в проекте. Дизайн-студии продают не сам проект, а время. И время не связано с площадью объекта. Зачастую спланировать небольшой объект сложнее, чем масштабный — в ограниченном пространстве приходится больше думать об эргономике.

Мы в студии решили вопрос ценообразования так: обозначаем среднюю цену проекта — 130-180 тысяч рублей. А финальную цену выставляем только после глубинного интервью.

Сравните два проекта на 28 и 1,88 соток: в них количество соток не связано с трудозатратами студии.

В первом участке на 28 соток нет никаких ограничений для функционального подхода.
В первом участке на 28 соток нет никаких ограничений для функционального подхода.
Второй участок сложный, хоть и занимает всего 1,88 соток. В этом проекте много ограничений. А еще, на плоском участке пришлось создавать три уровня на разных высотах
Второй участок сложный, хоть и занимает всего 1,88 соток. В этом проекте много ограничений. А еще, на плоском участке пришлось создавать три уровня на разных высотах

Совет: обращайтесь в студии, которые рассчитывают цену, исходя из задач, а не площади.

5. В студии учитывают бюджет на реализацию

Типичная ситуация: заказчик заполнил бриф, указал в пожеланиях несколько сотен квадратных метров газона, и в студии предложили проект, реализация которого обойдется в несколько раз дороже, чем изначально закладывал заказчик.

Все потому что заказчик не должен разбираться в том, сколько стоят его «хотелки». Это задача студии — «заземлить» пожелания до реальных возможностей. А еще студии стоит выяснить, при каких условиях заказчик способен реализовать проект.

При определении стоимости мы ориентируемся на модель «Треугольник качества» — балансируем стоимость, время и объем работы.

Модель показывает, что нельзя увеличить объем без увеличения стоимости или времени.
Модель показывает, что нельзя увеличить объем без увеличения стоимости или времени.
Например, к нам в студию обратилась заказчица, которая была готова выделить на реализацию проекта 3,5 миллиона рублей. В ходе разговора мы выяснили, что заказчица работает терапевтом в государственной клинике, а деньги на реализацию проекта берет у банка в кредит.
Мы в студии не будем планировать проект, который потребует таких жертв. У нас нет цели обременить заказчика на долгие годы, чтобы сад наталкивал на мысли об обязательных платежах, а не вызывал радость и расслабление. Поэтому мы спланировали проект, на реализацию которого понадобилось 1,2 миллиона рублей.
Такой стоимости удалось добиться за счет грамотной организации рельефа и использования недорогих материалов и технологий.
Такой стоимости удалось добиться за счет грамотной организации рельефа и использования недорогих материалов и технологий.

Совет: выбирайте студии, которые учитывают ваши возможности на реализацию, чтобы проект был посильным.

6. Студия согласует решения поэтапно, а не выдает результат разом

После общения и составления плана работ студия обычно уходит создавать эскизы проекта. По итогам такой молчаливой работы возвращается к вам с тремя вариантами и просит выбрать тот вариант, который нравится вам больше.

Как заказчик вы не можете рационально оценить, почему именно первый эскиз наилучшим образом решает вашу задачу. В итоге выбираете интуитивно, и до конца не уверены в правильности решения.

Такой подход студии ландшафтного дизайна переняли из архитектурных вузов. «Советская школа» учила предоставлять три варианта генерального плана.

Изнутри знаю, что сами студии прорабатывают детально только один из трех проектов и склоняют заказчика выбрать именно его. Остальные два проекта создаются «для фона», чтобы оттенять наиболее перспективный для студии вариант.

Взамен мы применяем инкрементный подход. Это значит, что мы в студии отдаем заказчику результат небольшими порциями и согласуем каждое решение сразу. В итоге заказчик «проживает» проект вместе с нами, вовремя нас корректирует.

Двигаемся по такому плану:

  1. Размещаем на участке функциональные зоны и выделяем их с помощью разных цветов. Функциональная зона — это часть участка, на котором заказчик закрывает потребность. Например, отдыхает или занимается спортом.

    Вместе с планом мы озвучиваем аргументы такого расположения. Так заказчик может сразу скорректировать наше понимание проекта.
  2. Выстраиваем план оптимального перемещения по участку. Исходя из плана, чертим дорожки. Определяем материалы для твердых и мягких покрытий.
  3. Составляем план расположения растений. План общий, без конкретных сортов. Отображаем, где расставим деревья, кустарники и цветы. Прописываем габариты и цели растений.
  4. Подбираем материалы, цвета и фактуры. Объясняем, как это сочетается с домом.
  5. Подбираем и размещаем элементы освещения.

Совет: требуйте, чтобы в студии согласовывали и аргументировали решения.

Почему заказчики так редко остаются довольны при проектировании ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн как услуга появился в России не так давно. Поэтому подрядчики не успели отстроить процессы и довести сервис до высокого уровня. А у заказчиков не сформировались требования, которые бы развивали подрядчиков и заставляли их что-то менять.

Подрядчики работают с заказчиками по стандартам времен Советского Союза. Причина этому, на мой взгляд, — смена заказчиков. Раньше подрядчики в проектировании получали заказы только от государства. Вместе с этим к каждому заказу прилагался свод четких требований и стандартов. Теперь заказчик — это владелец своего участка, который сам не разбирается (и не должен) в требованиях.

Заказчики не знают, как должен быть выстроен процесс. К студиям ландшафтного дизайна обращаются не так часто, и поэтому работают по правилам подрядчиков. Не всегда эти правила учитывают комфорт и потребности заказчиков.

Надеюсь, что с помощью этой статьи мне удалось исправить понимание рынка и процессов с двух сторон.

Скачайте все рекомендации в чек-листе

Напоминаю, что собрал чек-лист, где все рекомендации собраны в короткий список — пройдитесь по нему перед тем, как заключить договор со студией.

→ Скачать чек-лист по выбору подрядчика в ландшафтном дизайне