Найти в Дзене
VK Play

Не только Silent Hill и Resident Evil: топ-7 других старых хорроров

Забытые и недооцененные представители жанра Серии Resident Evil и Silent Hill не были прародителями жанра survival horror, но именно они популяризировали его. Эти игры входят во все тематические топы и знакомы даже тем геймерам, которые на дух не переносят «ужастики». Однако они лишь верхушка айсберга — во времена расцвета survival horror выходило и множество других проектов. Какие-то из них слепо копировали именитых конкурентов, другие же развивали их идеи или вовсе предлагали нечто совершенно новое. В этой статье мы собрали 7 отличных хорроров из 2000-х. Kuon Студия From Software известна в первую очередь по играм серии Souls, однако на ее счету и множество других работ в самых разных жанрах. Так, например, недавняя Armored Core VI: Fires of Rubicon вызвала немалое удивление у некоторых фанатов Dark Souls, которые плохо знакомы с ранними проектами студии. Отметилась From Software и на поприще хорроров, выпустив в 2004 году на PlayStation 2 игру Kuon. Действие происходит в Японии пери
Оглавление

Забытые и недооцененные представители жанра

Серии Resident Evil и Silent Hill не были прародителями жанра survival horror, но именно они популяризировали его. Эти игры входят во все тематические топы и знакомы даже тем геймерам, которые на дух не переносят «ужастики». Однако они лишь верхушка айсберга — во времена расцвета survival horror выходило и множество других проектов. Какие-то из них слепо копировали именитых конкурентов, другие же развивали их идеи или вовсе предлагали нечто совершенно новое. В этой статье мы собрали 7 отличных хорроров из 2000-х.

Kuon

Студия From Software известна в первую очередь по играм серии Souls, однако на ее счету и множество других работ в самых разных жанрах. Так, например, недавняя Armored Core VI: Fires of Rubicon вызвала немалое удивление у некоторых фанатов Dark Souls, которые плохо знакомы с ранними проектами студии.

Отметилась From Software и на поприще хорроров, выпустив в 2004 году на PlayStation 2 игру Kuon. Действие происходит в Японии периода Хэйа́н (794 to 1185), а история основана на традиционном фольклоре. По сюжету хозяин одного из поместий в Киото вызывает экзорциста (оммёдзи), чтобы тот изгнал злых духов. Через некоторое время в особняк прибывают дочери этого самого экзорциста, обеспокоенные длительным отсутствием отца. Как водится, им предстоит столкнуться с ужасами и тайнами злополучного особняка.

Цены на лицензионный диск с игрой поднялись до неадекватных значений. Изображение: ebay.com
Цены на лицензионный диск с игрой поднялись до неадекватных значений. Изображение: ebay.com

Игра предлагает несколько сценариев за разных персонажей, в частности, в начале можно выбрать одну из двух главных героинь: дочь экзорциста Уцуки или его ученицу Сакуи. Kuon значительно отличается от хорроров в западном стиле (вроде той же Resident Evil) не только сеттингом, но и геймплеем. Например, тут можно использовать холодное оружие — у каждого персонажа оно разное — и магию, которая включает заклинания призыва и атаки.

Rule of Rose

-3

Действие Rule of Rose происходит в Великобритании 1930-х. Играть предстоит за 19-летнюю девушку Дженнифер, родители которой погибли в авиакатастрофе. Завязка сюжета хоть и странная, но на первый взгляд простая: во время поездки на автобусе некий мальчик отдает Дженнифер пустую тетрадь и выбегает на первой же остановке. Следуя за ним, девушка попадает в обветшалый сиротский приют, где совсем нет взрослых, а обитающие там дети именуют себя клубом аристократов. Дженнифер невольно становится заложницей обстоятельств.

В свое время Rule of Rose была принята неоднозначно, во многом из-за противоречивых и неоднозначных тем, которые она поднимает, например, травли со стороны сверстников, неравенства, жестокого обращения с животными. Впрочем, многие особо травмирующие моменты переданы настолько завуалировано, что без разборов сюжета на YouTube их и не заметишь. Со временем же Rule of Rose приобрела культовый статус и сейчас считается чуть ли не самой депрессивной и мрачной видеоигрой всех времен.

В какой-то мере Rule of Rose выходит за рамки классического survival horror и пугает скорее не монстрами, а тем, что творят обычные люди по отношению друг к другу. Это глубокое психологическое произведение, неуютное и пугающее, поэтому мы не можем рекомендовать его к ознакомлению каждому, тем более что с геймплейной точки зрения игра совсем не на высоте.

-4

Боевая система здесь на редкость неуклюжая, причем вовсе не из-за того, что игрок должен чувствовать себя беззащитным, а просто сама по себе (так, первое оружие, которое находит Дженнифер, — обычная десертная вилка). Даже по меркам 2006 года геймплей вызывал нарекания, однако в игре все же найдется несколько интересных находок. Например, Дженнифер сопровождает пес по кличке Браун, который помогает ей отвлекать врагов и искать предметы (совсем как ручная крыса из Comix Zone).

Haunting Ground

Haunting Ground (в Японии известна как Demento) — один из лучших классических хорроров Capcom. По сюжету девушка Фиона попадает в автомобильную аварию, а затем приходит в себя в мрачном подземелье замка. Как она тут оказалась и что вообще происходит — непонятно. К счастью, спасаться ей предстоит не в одиночку, а в компании белой овчарки по кличке Хьюи.

Хотя разработчиком выступила Capcom, игра разительно отличается от Resident Evil. Геймплейно и сюжетно это скорее духовный наследник Clock Tower с ее классической формулой, где беззащитный персонаж прячется от неуязвимого для обычного оружия преследователя (к слову, такую механику Capcom частично использовала в Resident Evil 2 других более поздних играх). Но в Haunting Ground эта формула доведена если не до идеала, то очень близко к нему.

Взять хотя бы то, что преследователей здесь несколько и с каждым из них можно взаимодействовать по-разному. Если говорить без спойлеров, то условия от одного преследователя к другому меняются, и это вносит определенное разнообразие в геймплей. Компаньон Хьюи играет важную роль: четвероногому другу можно отдать приказ атаковать противников или изучить местность (это, к слову, роднит игру с вышеупомянутой Rule of Rose).

Среди фанатов есть теория, что белый волк из Resident Evil 4, которого спасает Леон, — это как раз Хьюи
Среди фанатов есть теория, что белый волк из Resident Evil 4, которого спасает Леон, — это как раз Хьюи

Что интересно, игра вышла в том же году, что и революционная Resident Evil 4, поэтому уже тогда смотрелась несколько устаревшей. Впрочем, сегодня это скорее достоинство, ведь хороших олдскульных хорроров с подобным геймплеем практически нет. Добавьте сюда несколько разных концовок (в том числе неочевидных), множество бонусных костюмов и приятную графику (разумеется, делаем скидку на возраст).

Forbidden Siren

Серия Forbidden Siren относится к той категории игр, которые в непосвященном обществе принято называть «японской дичью». Это продукт, созданный японцами для японцев, своеобразный ответ хоть и тоже японскому, но излишне голливудскому Silent Hill. Почему именно ему? Все просто, ведь обе эти игры созданы одним человеком — Кэйитиро Тоямой.

После релиза первой части Silent Hill Тояма ушел из Konami, чтобы сделать похожую игру, но более близкую к традиционной японской культуре. Вот и получилось, что вместо провинциального американского городка появилась японская деревня-призрак. При этом зловещая сирена, что уже понятно из названия, здесь и вовсе занимает центральное место (причина этих страхов понятна, ведь любая сирена означает опасность, а в Японии на это накладываются еще и цунами с землетрясениями).

В итоге получился самобытный и в какой-то степени уникальный проект — с кучей играбельных персонажей (придется взять на себя роль и беззащитной девочки-школьницы, и солдата с винтовкой), необычными механиками (система Sight Jack позволяет смотреть на мир глазами врагов — и самое страшное в этот момент увидеть себя), а также сюрреалистичным визуальным стилем (у 3D-моделей в этой игре лица реальных людей).

Siren: Blood Curse
Siren: Blood Curse

Возможно, первые две части Forbidden Siren с PlayStation 2 — не лучший способ ознакомиться с серией. Даже для своего времени они были сложны для освоения. Логичнее сразу обратить внимание на ремейк-переосмысление Siren: Blood Curse, который вышел на PlayStation 3. Эта игра наиболее дружелюбна к геймеру из всей трилогии. Впрочем, тут срабатывает и обратный механизм — сродни культовой в определенных кругах Deadly Premonition, в первых частях Forbidden Siren все так плохо, что это даже хорошо.

Eternal Darkness: Sanity's Requiem

За консолями Nintendo прочно закрепился стереотип исключительно детской платформы. Разумеется, это не так. И лучше всех этот миф развенчивает Nintendo GameCube. Именно на этой платформе изначально вышли культовая Resident Evil 4, а также ремейк первой части Resident Evil и приквел Resident Evil 0. Можно вспомнить еще и уникальный тир Killer7 за авторством Suda51, не говоря уже об изначально мультиплатформенных BloodRayne, The Legacy Of Kain: Blood Omen 2 и многих других.

Но особое место во «взрослой библиотеке» консоли занимает Eternal Darkness. Это один из первых хорроров для GameCube и один из ее главных эксклюзивов. Интересно, что в этот раз Nintendo выступила издателем, хотя ранее не бралась за игры с таким возрастным рейтингом. Продюсировали проект Сигэру Миямото и Сатору Ивата.

Десять лучших фильмов про выживание

Eternal Darkness — во многом уникальна и аналогов ей нет до сих пор. За простой завязкой, в которой главная героиня Александра Ройвас прибывает в семейный особняк после смерти дедушки, скрывается история противостояния человека и древних внеземных сущностей, пропитанная мотивами произведений Говарда Лавкрафта и Эдгара По. Тут успеваешь увидеть разные эпохи и побыть разными персонажами: от римского легионера и кхмерской танцовщицы до журналиста времен Первой мировой войны и канадского пожарного. У каждого из них свои особенности — кто-то бегает без устали, а у кого-то умеет проводить вскрытие монстров и узнавать их слабые места. Центральным же хабом игры, который сводит сюжетные линии воедино, служит поместье семейства Ройвас. Прохождение четко разделено на секции — сначала играем за Алекс, затем возвращаемся в прошлое в лице других персонажей.

-7

Геймплейно Eternal Darkness напоминает классические Resident Evil, но в то же время у нее достаточно собственных находок, а некоторые механики выполнены на более высоком уровне. Например, разработчики отказались от танкового управления и позволили выцеливать отдельные части тела противников при атаке, что непосредственно влияло на геймплей. Отдельного упоминания стоит и система рассудка. Из-за стычек с монстрами шкала рассудка персонажа постепенно снижается, вызывая различные эффекты безумия, зачастую с ломанием четвертой стены (например, будет казаться, что игра удаляет сохранения или вылетает с ошибкой).

Cold Fear

-8

По сюжету офицер береговой охраны Том Хэнсон попадает на русское китобойное судно, экипаж которого превратился в кровожадных монстров. Игроку, как и положено, придется исследовать корабль, попутно отстреливая зомби и пытаясь устоять на ногах от морской качки (это действительно отражено в геймплее — герой может запросто улететь за борт). За разработку отвечала студия Darkworks, авторы вполне годной Alone in the Dark: The New Nightmare, а издателем выступила Ubisoft.

Cold Fear — игра во многом недооцененная, возможно, потому, что вышла не в самое подходящее время. 2005 год стал переломным для жанра survival horror, ведь тогда на Nintendo GameCube отгремела Resident Evil 4, перевернувшая представление об устоях жанра, да и о самой серии в целом. Синдзи Миками в очередной раз создал практически идеальную игру, на которую впоследствии стали равняться многие другие разработчики. Например, именно четвертая часть ввела моду на вид из-за плеча, что существенно повлияло на Dead Space и Gears of War.

И вот на таком фоне выходит Cold Fear, которая копирует самые, пожалуй, узнаваемые элементы игры Capcom — лазерный прицел и вид из-за плеча. Вероятно, если бы не это, никому бы и в голову не пришло сравнивать оба проекта напрямую. Ведь в остальном Cold Fear намного ближе к классическим survival horror и скорее напоминает Resident Evil 3.5 (так окрестили версию, показанную на E3 2003 года) с фиксированной камерой и возможностью перехода в режим прицеливания из-за плеча. Но, конечно, заимствования ощущаются и в других элементах. Взять хотя бы внешность главного героя, который по типажу очень смахивает на Леона, что явно было сделано умышленно.

В саундтрек игры входила композиция Use Your Fist And Not Your Mouth за авторством Мэрилина Мэнсона

К сожалению, игра так и осталась в тени именитого конкурента, и за ней прочно закрепился статус клона, эдакого «Resident Evil 4 у нас дома» (что, кстати, отчасти логично, ведь Cold Fear сразу вышла в том числе на народном у нас PC, в то время как Resident Evil 4 выбралась за пределы консолей лишь пару лет спустя, да и то с практически неиграбельным портом).

The Suffering

Русскую версию озвучивал легенда видеосалонов Леонид Володарский

История начинается с того, что главный герой по имени Торк попадает в особо суровую тюрьму Эббот, расположенную на острове Карнати, штат Мэриленд. Его обвиняют в жестоком убийстве жены и детей, правда, сам он ничего не помнит. Спустя непродолжительное время после его прибытия в тюрьме начинает твориться черт знает что. Свет вырубается, а уродливые монстры кромсают заключенных в капусту. Торк, разумеется, успешно выживает и даже выходит из камеры. Задача перед ним теперь одна — выжить и выбраться с острова.

Самые волшебные игры

The Suffering, в отличие от остальных игр из этой подборки, относится скорее к экшенам с элементами хоррора. Главный герой тут отнюдь не беззащитен, он лихо расстреливает противников в стиле Макса Пейна (вот только слоумо не завезли), а в особо сложные моменты и сам превращается в перекачанного монстра, похожего на Халка. Что интересно, суровый характер персонажа заложен уже в его имени, ведь с английского Torque переводится как крутящий момент.

-9

Отдельного упоминания заслуживают и монстры, населяющие остров. За их дизайн отвечала студия Стэнли Уинстона, известная своими работами над гримом и спецэффектами для многих голливудских фильмов вроде «Терминатора» и «Хищника». Неудивительно, что даже рядовые противники получились проработанными и пугающими. Однако за внешностью каждого из них кроется еще и определенный символизм. Этим игра напоминает Silent Hill, только там монстры олицетворяют внутренние страхи и переживания персонажей, а в The Suffering — способы казни, применявшиеся к преступникам и прочим несчастным обитателям острова. Среди прочих есть и жертвы смертельных инъекций, и утопленники, и много кто еще.

2000-е были богаты на игры в жанре survival horror, поэтому за рамками этой подборки осталось множество достойных проектов вроде Fatal Frame, The Thing, Obscure, Clock Tower 3 и многие другие. Какие хорроры того периода запомнились вам, поделитесь в комментариях.