Найти в Дзене
Кучерявые мысли

Анна Каренина: почему Толстой убил её?

Что за мысли были у главной героини романа Л.Н. Толстого, которые привели ее к самоубийству? Добрый день. Я перечитала «Анну Каренину» и была в шоке. Я была поражена тем, насколько тонко Лев Николаевич подвел свою героиню к мысли о самоубийстве, учитывая, что ее жизнь могла бы быть счастливой. Оказалось, что Лев Толстой не только великий писатель, но и настоящий психолог, который очень четко отобразил болезнь Анны в своем романе. Именно ее болезнь, а не ревность к Вронскому или неопределенное положение, как все вокруг твердили, стала причиной ее суицида.
Не понимаете, о чем я? Читайте дальше, и все станет ясно! Многие до сих пор обсуждают героиню как неоднозначную личность. И по сей день возникают споры о причине ее поступка, почему она решила лечь под поезд и можно ли было этого избежать. Неужели для Анны не было другого выхода? Почему Толстой убил Анну? Чтобы понять действия Анны Карениной, как, впрочем, и любого другого человека, нужно проанализировать ход её мыслей. Начнём естест
Оглавление

Что за мысли были у главной героини романа Л.Н. Толстого, которые привели ее к самоубийству?

Добрый день. Я перечитала «Анну Каренину» и была в шоке.

Я была поражена тем, насколько тонко Лев Николаевич подвел свою героиню к мысли о самоубийстве, учитывая, что ее жизнь могла бы быть счастливой. Оказалось, что Лев Толстой не только великий писатель, но и настоящий психолог, который очень четко отобразил болезнь Анны в своем романе. Именно ее болезнь, а не ревность к Вронскому или неопределенное положение, как все вокруг твердили, стала причиной ее суицида.

Не понимаете, о чем я? Читайте дальше, и все станет ясно!

-2

Многие до сих пор обсуждают героиню как неоднозначную личность. И по сей день возникают споры о причине ее поступка, почему она решила лечь под поезд и можно ли было этого избежать. Неужели для Анны не было другого выхода? Почему Толстой убил Анну?

Чтобы понять действия Анны Карениной, как, впрочем, и любого другого человека, нужно проанализировать ход её мыслей.

Начнём естественно с самого начала!

Автор показывает нам, как печальна главная героиня, в тот день, когда она приезжает к своему брату Степану Аркадьевичу (Стива), убедить Долли не покидать мужа из-за его измены. Анна делится с Долли своим настроением, что она не находит радости от жизни, живя с нелюбимым мужем.

- Какая ты нынче странная! — сказала ей Долли.
- Я? ты находишь? Я не странная, но я дурная. Это бывает со мной. Мне все хочется плакать. Это очень глупо, но это проходит, — сказала быстро Анна..

Да. Ничего не обычного - скажете вы. У каждого человека бывают дни ненастья, что хочется поплакать. Но в случае с Анной не всё так однозначно. Даже, когда она влюбляется в Вронского и поддаётся страсти. Казалось бы, она любит, и она любима, вот те чувства, которых ей не хватало от мужа, что не так, и тут её сопровождает страх перед неизвестностью. Анна впервые сталкивается с жизненной проблемой, где ей нужно принимать решения, и она не может с ней справиться.

Она говорила себе: «Нет, теперь я не могу об этом думать; после, когда я буду спокойнее». Но это спокойствие для мыслей никогда не наступало; каждый раз, как являлась ей мысль о том, что она сделала, и что с ней будет, и что она должна сделать, на нее находил ужас и она отгоняла от себя эти мысли.

-3

Первые симптомы эмоциональной нестабильности!

В тот день, после эмоционального потрясения на скачках, когда ее возлюбленный чуть не погиб, Анна в силу своего импульсивного характера, рассказывает мужу правду о е чувствах к Вронскому.

Страх перед неизвестностью уже начал разрушать психику Анны. Здесь Толстой явно описывает первые симптомы психического расстройства, обозначая это эмоциональной неустойчивостью и высокой степенью тревожности. Ещё тогда Анна Каренина задумывалась о смерти.

Описание автора: Ей не только было тяжело, но она начинала испытывать страх пред новым, никогда не испытанным ею душевным состоянием. Она чувствовала, что в душе ее все начинает двоиться, как двоятся иногда предметы в усталых глазах. Она не знала иногда, чего она боится, чего желает. Боится ли она и желает ли она того, что было, или того, что будет, и чего именно она желает, она не знала.

«Ах, что я делаю!» — сказала она себе, почувствовав вдруг боль в обеих сторонах головы. Когда она опомнилась, она увидала, что держит обеими руками свои волосы около висков и сжимает их. Она вскочила и стала ходить.

-4

Унизительное положение!

Сейчас принято считать, что на Анну Каренину повлияло общество, а именно жестокое отвержение элиты, которое нанесло ей удар, и она не смогла справиться с изгнанием. Но это не совсем так… Анне в большей степени всегда было безразлично, что подумает ее окружение, она всегда была честна с собой и презирала ложь и лицемерие.

А вот, что действительно было важным, так это её сын. Именно страх, что у неё его отнимут, не давал ей решиться на развод.

Разговор с Вронского, когда Анна сообщила о том, что мужу всё известно:
— Но ради Бога, что же лучше? Оставить сына или продолжать это унизительное положение? - говорит Вронский.
— Для кого унизительное положение?
— Для всех и больше всего для тебя.
— Ты говоришь унизительное... не говори этого. «Эти слова не имеют для меня смысла», —сказала она дрожащим голосом. Ей не хотелось теперь, чтобы он говорил неправду. Ей оставалась одна его любовь, и она хотела любить его.

Время не лечит, а медленно убивает!

Но длительное время их положение не менялось, вплоть до самого рождения дочери Анны. И оно было мучительным для всех. В этот период неопределённости Анна много страдала, и плохие мысли всё чаще посещали её.

Степан Облонский пытался утешить свою сестру и хоть как-то подбодрить ее, объясняя, что все не так страшно, как она себе представляет, и всегда есть выход из трудных ситуаций. Однако Анна, казалось, не слышала или не хотела слышать его. Анна испытывала чувство стыда и вины перед своим мужем, сопровождающееся ненавистью к нему. Эти симптомы характерны для людей с пограничным расстройством личности, и Толстой явно показывает их в диалоге с братом:
— Я не могу жить с ним. Ты пойми, его вид физически действует на меня, я выхожу из себя. Я была несчастлива и думала, что нельзя быть несчастнее, я не могла себе представить. Ты поверишь ли, что я, зная, что он добрый, превосходный человек, что я ногтя его не стою, я все-таки ненавижу его. Я ненавижу его за его великодушие. И мне ничего не остается кроме...Она хотела сказать смерти, но Степан Аркадьич не дал ей договорить.
— Ты больна и раздражена, — сказал он, — поверь, что ты преувеличиваешь ужасно. Тут нет ничего такого страшного.
— Нет, Стива, — сказала она. — Я погибла, погибла! Хуже чем погибла..
Я, как натянутая струна, которая должна лопнуть. Но еще не кончено... и кончится страшно.
— Ничего, можно потихоньку спустить струну. Нет положения, из которого не было бы выхода.

Выздоровление или временная эйфория!?

Наконец-то все меняется, когда она с Вронским, и их дочерью, ещё не разведясь, уезжают в отпуск в Европу. Этот эпизод описан, как наиболее благоприятный в жизни Анны Карениной.
Потребность жизни, увеличенная выздоровлением, была так сильна и условия жизни были так новы и приятны, что Анна чувствовала себя непростительно счастливою. Чем больше она узнавала Вронского, тем больше она любила его. - описывает Толстой тот период их жизни.

Их совместная жизнь приносит Анне какое-то успокоение. Она делится своими чувствами с Долли (женой брата):

— Ты смотришь на меня, — сказала она, — и думаешь, могу ли я быть счастлива в моем положении? Ну, и что ж! Стыдно признаться; но я... я непростительно счастлива. Со мной случилось что-то волшебное, как сон, когда сделается страшно, жутко, и вдруг проснешься и чувствуешь, что всех этих страхов нет. Я проснулась. Я пережила мучительное, страшное и теперь уже давно, особенно с тех пор, как мы здесь, так счастлива!.. — сказала она, с робкою улыбкой вопроса глядя на Долли.
— Я ничего не считаю, — сказала Долли, — а всегда любила тебя, а если любишь, то любишь всего человека, какой он есть, а не каким я хочу, чтоб он был.

От любви до ненависти!

Единственное, о чем постоянно продолжает думает Анна и что очень ее гложет, это разлука с сыном. Из-за этого она бывает эмоционально неустойчива и часто раздражительна. Кроме интенсивных эмоций, людям с пограничным расстройством личности свойственна эмоциональная лабильность, другими словами, переменчивость.

Так Вронский описывает Анну в тот период:

- Пребывание в Петербурге казалось Вронскому еще тем тяжелее, что все это время он видел в Анне какое-то новое, непонятное для него настроение. То она была как будто влюблена в него, то она становилась холодна, раздражительна и непроницаема.


Анна становиться всё более безосновательно ревнива, что очень беспокоило Вронского. Она могла закатить истерику на пустом месте, и часто говорила, что он разлюбил её. Вронский умолял ее успокоиться и уверял, что нет признака основания ее ревности, что он никогда не переставал и не перестанет любить ее, что он любит больше, чем прежде.

Но ссоры становились всё чаще, Толстой пишет:
- что ни тот, ни другой не высказывали причины своего раздражения, но они считали друг друга неправыми и при каждом предлоге старались доказать это друг другу. Что тоже было проблемой, когда возлюбленные умалчивают о своих внутренних переживаниях и чувствах.

«Я сама виновата. Я раздражительна, я бессмысленно ревнива. Я примирюсь с ним, и уедем в деревню, там я буду спокойнее», — говорила она себе.
Он правдив, он честен, он любит меня. Я люблю его, на днях выйдет развод. Чего же еще нужно? Нужно спокойствие и доверие, и я возьму на себя. Да, теперь, как он придет, я скажу, что я была виновата, хотя я и не была виновата, и мы уедем»...

-5

Действительно, что же ещё нужно? Как говорил ей Стива, не всё так страшно, как она себе накрутила.

Алексей Каренин (кстати, заметили, что и мужа, и любовника зовут Алексей, интересно почему) со временем мог бы смягчиться и одобрить развод Анны. Только нужно было решить вопрос о Сереженьке (сыне). Близкие родственники их поддерживали и помогали. Но Анна, в силу своей болезни, не могла думать о положительных аспектах и не умела долго концентрироваться на любви. Она планировала измениться, не раздражаться по мелочам, но, сама того не замечая, уже закатывала истерику. У людей, страдающих расстройством личности, повышен уровень хронического стресса, что приводит к эмоциональным качелям: в один миг они идеализируют партнера, а в другую секунду уже его ненавидят.

«И стыд и позор Алексея Александровича, и Сережи, и мой ужасный стыд — все спасается смертью. Умереть — и он будет раскаиваться, будет жалеть, будет любить, будет страдать за меня».

А поезд всё ближе…

Эмоциональный пик наступил во время очередной ссоры, Вронский уехал к своей матери. А Анну начала посещать паранойя, ей стало страшно оставаться одной дома, она не находила себе места и даже стала забывчива.

В тот момент, когда она ехала к нему, в голове её крутились сумбурные мысли, то она думала о том, как жизнь могла бы быть еще счастлива, и как мучительно она любит и ненавидит его, и как страшно бьется ее сердце.

-6

Зрительную картину внутреннего мира Анны, за несколько минут до самоубийства, Толстой описывает так:

Сидя на звездообразном диване в ожидании поезда, она, с отвращением глядя на входивших и выходивших (все они были противны ей), думала то о том, как она приедет на станцию, напишет ему записку и что́ она напишет ему…
Раздался звонок, прошли какие-то молодые мужчины, уродливые, наглые и торопливые, и вместе внимательные к тому впечатлению, которое они производили; прошел и Петр через залу в своей ливрее и штиблетах, с тупым животным лицом, и подошел к ней, чтобы проводить ее до вагона. Шумные мужчины затихли, когда она проходила мимо их по платформе, и один что-то шепнул об ней другому, разумеется что-нибудь гадкое. Она поднялась на высокую ступеньку и села одна в купе на пружинный испачканный, когда-то белый диван. Дама, уродливая, с турнюром (Анна мысленно раздела эту женщину и ужаснулась на ее безобразие), и девочка ненатурально смеясь, пробежали внизу девочка. «Девочка — и та изуродована и кривляется», — подумала Анна.

В этом эпизоде Толстой показывает, как Анна видит мир. Все живое, что было в ней, превратилось в червоточину, и мир и люди стали ненавистны ей. В сознании человека, который видит окружение в такой форме, уже не осталось ничего живого и человеческого.

«Да, на чем я остановилась? На том, что я не могу придумать положения, в котором жизнь не была бы мученьем, что все мы созданы затем, чтобы мучаться, и что мы все знаем это и все придумываем средства, как бы обмануть себя. А когда видишь правду, что же делать?»

Неминуемый конец!

Проанализировав хронологию душевного состояния Анны Карениной, не остаётся вопросов в том, что психически здоровый человек не совершит такой поступок. Да, она неоднократно задумывалась о смерти, ведь попала в стихию непростых трудностей, и её психика не смогла с ними справиться.
Психологи называют такую болезнь, как вы уже поняли, пограничное расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации, всё это мы наблюдали у Анны.

Конечно, если бы Анна Каренина была здорова, она видела бы мир по-другому, она приняла бы свое положение и стремилась улучшить его (на сколько это было возможно в то время), она замечала бы любовь Вронского, и дарила тепло своей дочери, она была бы счастлива…

Дорогие читатели, спасибо, что дочитали эту статью до конца. Я желаю вам осознанности и душевного умиротворения, любите себя и цените близких!

Подписывайтесь на мой канал, если хотите больше читать о мыслях наших героев.

Кучерявые мысли | Дзен