Любая война должна иметь под собой какой-то великий смысл и не менее великую цель, приводящую человечество к лучшему, что было до неё. Но так ли это на самом деле? Настолько сильно идеализируется понятие «война», ибо я не вижу другой причины для такого неумолимого постоянства в этом вопросе в нашем мире.
Итак, перед нашими глазами предстаёт картина из Германии «На западном фронте без перемен», третья экранизация произведения Эриха Марии Ремарка (одной из лучших антивоенных книг и классики мировой литературы); номинант на премии Оскар и Золотой глобус, лауреат премий BAFTA. Транслировалась на стриминговом сервисе Netflix.
Весна 1917 года, три года после начала Первой Мировой Войны. Совсем ещё малолетние школьные товарищи Пауль, Альберт, Франц и Людвиг слушают лозунговые речи своего учителя о том, как силён народ Германии и как будет захвачена Франция в считанные минуты без потерь, как сладка и прекрасна мечта «взять Париж» и уйти с улыбкой в закат.
Страх и жуть начинаются уже с первых минут фильма, даже в этих, казалось бы, сладких речах учителя наблюдается ужас и боль от осознания всей лжи и откровенного призыва к кровопролитию. То, с каким пренебрежением относятся к людям, в принципе, так же прослеживается в сцене с «очищением» формы убитых солдат, чтобы передать её следующему «пушечному мясу», не придавая никакого значения тем именам, которые некоторое время назад дышали и ощущали себя героями, нося эту форму, как знак особого почёта.
Наблюдая за тем, с каким рвением и весельем юные мальчишки спешат на штурм и дальнейший захват территорий, считая, что впереди их ждёт захватывающая игра, где никто по-настоящему не умирает, где кто-то просто отдаёт что-то лишь потому, что так кому-то вышестоящему захотелось.
Ужас осознания ко всем приходит уже в первую ночь, когда начинается обстрел. Даже не буду задаваться вопросом, имели ли ребята хоть малейшее представление о том, с чем им предстоит столкнуться, когда они намеренно подделывали родительскую подпись на разрешение идти на войну. Абсолютно никакого. Это противоречие гаснет по ходу событий всё больше и больше, давая героям долгожданное понимание, что они вообще делают и ради чего или кого. Ради мирного неба над головой? Ради того, чтобы где-то в бумажках какой-то клочок земли числился за этой страной, а не другой? Ради повиновения кому-то без причины? Вопросов в голове масса и все они верные. Ответы на них должен знать каждый человек. Зная и осознавая их в полной мере, не было бы ничего того, что губило бы столько жизней каждый отрезок в нашей истории.
С произведением Ремарка я пока не знакома, но наслышана, что в книге всё мрачнее и ужаснее, нежели это показано в киноленте. Для полного «внедрения» в историю нужно ознакомиться с книгами, всеми экранизациями и, конечно, реальными историческими фактами. Этот фильм даёт глубокое желание узнать историю мира, знакомиться с реальными событиями, понимать, с чем приходилось бороться людям той эпохи. Наконец, быть может, начнут ценить учителей истории, которые владеют настолько захватывающей информацией жизни наших предшественников.
Говоря о достоинствах экранизации 2022 года, можно отметить:
1. Звуковое сопровождение, именно звуковое, не музыкальное. Смотря эту картину, ты не слышишь каких-то мелодий, ты слышишь лишь звуки, хорошие они или плохие, зависит от кадра на экране. Хочу объяснить это таким образом, что композитор «На Западном фронте без перемен» постарался обуздать звучание ленты и взять её под контроль, как мне думается, ему это удалось. Он умело маневрирует струнами души зрителей, внедряя звуки в сюжетную линию повествования, давая людям эмоцию, которую нужно испытать конкретно в этот момент: улыбку, страх, боль, слёзы, ужас, глубокую печаль и конечное осознание, что всё было ЗРЯ.
2. Общая картинка – режиссёр и оператор сработали на ура, нет резких переходов, несмотря на прыжки из одного времени в другое, возможно, будет казаться, что есть толика недосказанности в какой-либо сцене, а на экране уже совсем другое время; остаются вопросы без ответов, но потом это всё сглаживается и рассказывается зрителю постепенно, вводя его в курс происходящего с героями.
3. Достойная игра актёров, чьи имена мне не особо знакомы. Тут без лишних комментариев, сыграно очень искренне, прослеживается путь героев, где за короткий промежуток времени им пришлось избавиться от «детских» представлений о войне и стать не по годам взрослыми с покалеченными душами.
4. И самый важный пункт из всех: АНТИВОЕННАЯ структура сюжета. Это из того немногочисленного разряда кино, где нет призыва к действию, т.к. это дело чести, доблести, отваги, веры в себя и в свои силы. Здесь есть призыв только к одному единственно важному: в войне нет никакого великого замысла, что поможет всем нам стать лучше. Это просто взаимные убийства, которые не имеют под собой никакой почвы; это истребление наций ради чьей-то "хотелки"; это нежелание биться друг с другом, но по принуждению физическому, а чаще эмоциональному и пропагандистскому ты всё равно идёшь в бой, не понимая ради чего или кого. И это самое что ни на есть страшное, что может быть в этом мире.
Самое страшное, что создало человечество – это война. Конкретно эту мысль нам и пытаются донести в этом кино.
Подытоживая, скажу, что лента заслуживает внимания как минимум за полное отсутствие пропаганды к войне, как таковой – весьма противоречиво, учитывая те речи, что вы при просмотре будете слышать от представителей взрослого поколения, имеющего своё видение войны.
Ставлю 8 из 10, без объяснения причин.
Снято красиво, достойно и ужасающе. Больно осознавать, что это не просто кино, а часть нашей истории, где славных эпох гораздо меньше, чем ужасающих.