Мировой экономический кризис, приведший к резкому падению спроса на германскую промышленную продукцию в других странах, за исключением СССР, оказал на хозяйственное развитие Германии чрезвычайно негативное воздействие. По сравнению с 1928 г. выпуск промышленной продукции сократился почти наполовину, а сельскохозяйственное производство на 31%.
Германия вступила в мировой экономический кризис, имея правительство «большой коалиции» (СДПГ, Центр, НДП, ННП) во главе с социал-демократом Германом Мюллером (1876-1931). Оно было сформировано после майских 1928 г. выборов в рейхстаг, которые зафиксировали слабость позиции буржуазных партий и укрепление роли СДПГ.
Антикризисная политика правительства «большой коалиции» опиралась на механизмы государственного регулирования экономики, но оказалась малоэффективной и противоречивой. Буржуазные партии требовали защитить «национального производителя». В декабре 1929 г. Имперский союз промышленности опубликовал меморандум под названием «Подъем или спад?». В ультимативной форме промышленники предлагали правительству снизить налог на капитал и активизировать инвестиционную политику.
Большие надежды на финансовую стабилизацию коалиционный кабинет связывал с решением репарационного вопроса. В январе 1930 г. был утверждён новый репарационный план, носивший название План Юнга. В самой Германии план Юнга вызвал резко отрицательную реакцию со стороны национал-патриотов. Нацисты и коммунисты называли его планом «нового закабаления Германии».
К концу 1929 – началу 1930 годов правительство «большой коалиции» столкнулось с неразрешимым конфликтом между социал-демократами, стремившимися расширить социальную защиту безработных, и буржуазными партиями, которые требовали снизить нагрузку на предпринимателей и защитить интересы германской индустрии.
27 марта 1930 г. Мюллер вручил президенту прошение об отставке кабинета. Это был конец последнего правительства Веймарской республики, которое еще управляло преимущественно парламентскими методами.
Военный министр Грёнер и статс-секретарь его ведомства генерал Курт фон Шлейхер пришли к убеждению, что канцлером должен стать человек, не связанный партийными обязательствами и лояльный президенту. Они предложили Гинденбургу кандидатуру лидера фракции Центра в рейхстаге Генриха Брюнинга. Его назначили канцлером. Три антивеймарские партии (НСДАП, КПГ и НННП) получили 39 % мест в новом рейхстаге, что на 12% больше выборов в 1928 году.
Политика Брюнинга была направлена на то, чтобы вывести страну из кризиса путём жёсткой экономии государственных социальных расходов. Уже в апреле 1930 г. канцлер сумел провести через рейхстаг законы о повышении косвенных налогов и пошлин на импорт основных продуктов питания. Такая политика Рейхстаг не устраивала, поэтому Рейхстаг отклонил эту программу. Тогда в дело вступила 48-я статья конституции. Программа была утверждена чрезвычайным декретом президента. Президент Гинденбург своим декретом объявил о роспуске рейхстага и назначил на сентябрь 1930 г. новые выборы.
Выборы 1930 г. усилили позиции левых партий. Их электорат увеличился на 1 млн. голосов. Особенно успешными были выборы для коммунистов и нацистов: 77 мест вместо 54 на выборах 1928 г. и 107 вместо 12 соответственно. НСДАП стала второй по численности фракцией в рейхстаге после СДПГ.
Начиная с 1930 и продолжая 1931 годами., Германия почти всё время управлялась посредством президентских декретов о чрезвычайном положении на основании 48-й статьи Веймарской конституции (т.к. Брюнинг не имел поддержки в рейхстаге).
С осени 1931 г. крупнейшие организации промышленников Германий начинают все более решительно требовать прихода Гитлера к власти. Предстояли президентские выборы, которые могли оказать решающее влияние на дальнейшее развитие ситуации. Первый тур 13 марта принёс успех националисту Гинденбургу (49,6 %), нацисту Гитлеру (30,1 %) и коммунисту Тельману (13,2 %). Во втором туре 10 апреля победу с 53 % голосов одержал Гинденбург.
30 мая 1932 г. правительство Брюнинга было отправлено президентом в отставку. По решению президента 1 июня 1932 г. было создано новое президиальное правительство во главе с крайне правым членом партии «Центр» крупным землевладельцем Ф. Папеном.
Это правительство, прозванное в народе «кабинетом баронов», пользовалось еще меньшим авторитетом во всех слоях населения. Чтобы заручиться поддержкой нацистов, Папен 4 июня 1932 г. выполнил требование Гитлера об отмене запрета СА и СС и о роспуске парламента. 20 июля 1932 г. правительство Папена осуществило государственный переворот в Пруссии, в результате которого там были отстранены от власти социал-демократы.
Папен считал, что одной из ошибок Брюнинга был его отказ от включения в состав правительств представителей НСДАП и был готов исправить эту ошибку. Но Гитлер не хотел ни с кем делить свою будущую власть. Он рассматривал правительство Папена как переходное и выказывал уверенность в том, что на предстоящих выборах в рейхстаг его партия превратится в сильнейшую партию, и тогда пост рейхсканцлера сам упадёт в его руки.
В ноябре 1932 года прошли новые выборы в рейхстаг. Серьёзные потери понесла НСДАП АП. За нее проголосовало 11,8 млн. (32,8%), на 2 млн человек меньше, чем в июле. Результаты выборов в рейхстаг повергли членов НСДАП в глубокую депрессию. Гитлер был в панике. Он заявлял: «Если партия разрушится, то я в три минуты положу конец всему с помощью пистолета».
После выборов Папен быстро выяснил, что все партии, вошедшие в состав рейхстага, за исключением Баварской народной партии, отказываются с ним сотрудничать. Промышленники и крупные землевладельцы настаивали на отставке Папена и формировании нового правительства во главе с Гитлером. 20 ноября Гинденбург пригласил к себе Гитлера и предложил ему сформировать и возглавить новое правительство.
23 ноября Гитлер в письме рейхспрезиденту сообщил, что согласен возглавить только то правительство, которое могло бы действовать без учёта мнения большинства партий рейхстага, т.е. руководить страной диктаторскими методами. Гинденбург не хотел новых осложнений и поэтому принял предложение одного из своих ближайших советников генерала К. Шлейхера назначить его временно на пост рейхсканцлера. Этот кабинет не имел шансов на доверие парламента. В ситуации нарастающего правительственного кризиса 30 января 1933 г. президент Гинденбург предложил Гитлеру пост рейхсканцлера. До полного установления нацистской диктатуры оставалось еще более года, но судьба Германии была практически решена.
Новые выборы в рейхстаг были назначены на 5 марта 1933 г. Избирательная кампания стала первым этапом на пути к нацистской диктатуре. Она опиралась на мощную пропаганду и уличный террор штурмовиков, 40 тыс. из которых указом Геринга были превращены во вспомогательную полицию Пруссии. Чтобы затруднить деятельность КПГ и СДПГ, 4 февраля указом президента запрещались все предвыборные собрания в случае их «угрозы для общественной безопасности».
Назначение фюрера национал-социалистов А. Гитлера рейхсканцлером и включение нескольких нацистов в состав созданного 30 января 1933 г. им правительства произошло по соглашению П. Гинденбурга с частью влиятельных кругов промышленного и финансового капитала без участия рейхстага. Вечером 30 января 1933 г. члены нацистской партии, СА и СС торжествовали в Берлине по поводу «захвата» ими власти в Германии.
В ночь с 27 на 28 февраля 1933 года был устроен поджёг рейхстага. Это немедленно использовал Геринг, объявивший пожар «коммунистическим сигналом к восстанию». Уже через несколько часов были арестованы почти все лидеры КПГ и ее депутаты рейхстага. Указ 28 февраля «О защите народа и государства» временно отменял все конституционные права и фактически запрещал компартию. К середине марта только в Пруссии в тюрьмах и импровизированных концлагерях оказалось сто тысяч противников нацизма.
Таким образом, предоставление кабинету чрезвычайных полномочий зависело от позиции партии Центра. Гитлер заручился ее поддержкой, пообещав уважать права президента. Правительство получило право издавать любые законы, даже допускающие отклонения от конституции, без утверждения парламента. Так в Германии было покончено с парламентской демократией. Гитлер становился независимым не только от рейхстага, но и от президента, а всякое легальное сопротивление новому тоталитарному режиму становилось невозможным, поскольку было объявлено уголовно наказуемым.
* Весь материал носит образовательный характер.