История русской музы Сальвадора Дали, а ещё Поля Элюара, Макса Эрнста, Джеффа Фенхольта…
«Колдовская славянка»
О ранних годах жизни Елены Дьяконовой известно мало, а то, что известно с её слов, не имеет документального подтверждения. Мы точно не знаем, где она родилась, и кто её отец. Предположительно, в Казани, в 1894 году, в семье чиновника Министерства сельского хозяйства Ивана Дьяконова. В детстве мама называла дочку Галой, что по-французски означает «праздник», под этим именем Елена Дьяконова и вошла в историю мирового искусства.
В Москве Гала училась в женской гимназии вместе с Мариной и Анастасией Цветаевыми, дружила с ними. Учеба давалась ей легко. С юных лет наша героиня отличалась сильным характером, интересом к искусству и хорошим чувством юмора. В мемуарах «Воспоминания» Анастасия Цветаева посвятила дружбе с Галой несколько строк: «Один из самобытных характеров, мною встреченных. Взгляд её узких, поглощающих глаз, движение волевого рта, — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы все были общие». Поэтесса Марина Цветаева посвятила подруге своё стихотворение «Мама в саду».
В 1912 году родители отправили Галу на лечение в Швейцарии. Эта поездка определила всю её последующую жизнь. В альпийской лечебнице девушка встретила свою первую любовь - молодого интеллигентного француза из богатой семьи Эжена Гренделя. Во время прогулок он читал ей собственные стихи, в том числе и те новые, что посвящал своей русской знакомой. Так Гала впервые стала музой, а Эжен — сын владельца предприятия — поэтом Полем Элюаром.
Но семья молодого человека не поддержала его выбор, потому в 1914 году Гале пришлось вернуться в Москву. В разлуке Гала и Эжен не перестали любить друг друга. Девушка рвалась в Европу. Наконец, в 1916 году после долгих уговоров родители согласились отпустить Галу в Париж. Через Скандинавию, по заминированному Балтийскому морю и далее через Великобританию, огибая фронт Первой мировой, девушка добралась до любимого Поля. Через год пара обвенчалась, Гала приняла католицизм, а в 1918 году у них родилась дочь Сесиль.
В столице Франции Гала отточила свой вкус и стиль в одежде, которые сохранила до конца жизни. После войны пара стала жить на широкую ногу. Поль много работал и писал, Гала же посвящала всё своё время нарядам и обустройству дома. Сбывалась её детская мечта «как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». Воспитанием маленькой Сесиль занимались родители мужа. В богемную жизнь родителей, особенно матери, ребёнок не вписался. А вскоре пришло время свободной любви.
По свидетельству современников, Гала не была красива. Да мы и сами можем в этом убедиться, глядя на её многочисленные фотографии. Согласитесь, ничего особенного. В чём же был секрет её женских чар? Возможно, в уверенности в себе, в умении привлечь внимание необычными поступками, в удачном сочетании лёгкости и целеустремлённости, хрупкой фигурки и внутренней силы. Мужчины называли ее «колдовской славянкой» и реагировали на неё так, словно действительно пребывали под действием магии. Не устоял перед её чарами и немецкий художник и скульптор Макс Эрнст, сотрудничавший с её мужем.
Поэт и художник работали над совместным проектом: сочинении поэм в прозе на основе коллажей. Эрнст, оставив жену и сына, перебрался из Кёльна в Париж, а вскоре стал любовником «колдовской славянки». Гала не только не скрывала роман от мужа, но и убедила его в необходимости жить втроём. Она всегда проповедовала идеи свободной любви, а ревность считала глупым предрассудком.
Тройственные отношения оказали огромное влияние на творчество Макса Эрнста. Так Гала стала музой не только мужа - французского поэта, но и любовника - немецкого художника-авангардиста. Но дела в любовном треугольнике постепенно ухудшались, и в 1924 году Поль внезапно уехал в Монако, а затем во Вьетнам. Макс и Гала решили отправиться вслед за ним, но на поездку нужны были деньги. За три месяца, распродавая картины, они смогли собрать нужную сумму. Любовный треугольник воссоединился в Сингапуре, потом они провели вместе пару недель в Сайгоне. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре, а Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
«…вы будете таким, каким я хочу вас видеть…»
В 1929 году Элюары получили приглашение провести отпуск в Каталонии и с радостью его приняли. Что может быть лучше безмятежного времяпрепровождения в прекрасном месте в кругу интересных людей, которых молодой художник Сальвадор Дали гостеприимно собирал у себя в Кадакесе? Робкий, замкнутый, но при этом эксцентричный Дали влюбился в Галу с первого взгляда, и она откликнулась на его ухаживания. Эти мужчина и женщина были друг другу необходимы: он нуждался в её руководстве и поддержке, а она, хотела повторить тот путь, который прошла с Элюаром. Не обладая большим талантом в искусстве, она была гениальным вдохновителем, прекрасно это понимала и использовала.
Ради Дали женщина оставила не только супруга, но и 11-летнюю дочь Сесиль. Парочка поселилась в рыбацкой хижине на берегу моря. Несмотря на отсутствие денег, 25-летний Сальвадор Дали и 35-летняя Гала, были счастливы. Он подписывал картины «Гала-Сальвадор-Дали», уже не мысля своего существования без своей музы, а она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».
Художник очень тепло отзывался о своей возлюбленной, описывая её в автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали»: «Тело у неё было нежное, как у ребёнка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало её ещё более желанной».
Семья художника испытывала неприязнь к Гале. Связанные с этим конфликты и сделанная Дали на холсте надпись «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» привели к тому, что отец проклял сына и отказался помогать ему материально. Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою умершую мать и даже не представлял, к чему это приведёт. Возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком. Эта выходка вызвала сильную ссору с отцом, который бережно хранил память о своей любимой жене. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывался об отце, признавал, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
В 1934 году Гала стала женой Сальвадора Дали, освоила профессии продюсера и агента, убедила мужа побывать в США, а затем переехать в Париж. Поездка в США имела оглушительный успех и окончательно упрочила их финансовое положение. Гале удалось понять, что финансовое будущее и возможности за США, а не за Европой, живущей в ожидании военной катастрофы. Она убедила Сальвадора писать более понятные для обычного зрителя работы. Искусство Дали превращалось в коммерческий проект. Сильная натура жены очень помогала слабовольному художнику зарабатывать и оставаться конкурентоспособным. С 1940 по 1948 годы Сальвадор и Гала жили в США.
Свои картины он подписывал «Гала-Сальвадор Дали», признавая тем самым заслуги жены. Он делал всё, что говорила любимая Галушка: снимался в рекламе, создавал постеры и обложки журналов — всё, что приносило прибыль. В 1958 году пара обвенчалась.
Пока смерть не разлучит нас
Как и в молодости, Гала оставалась сторонницей свободной любви, считала нормой иметь отношения на стороне. Из-за этого она часто ругалась с мужем, но о расставании речи не шло. В 1968 году Дали купил для Галы замок в готическом стиле в маленьком поселке Пуболь, провинция Жирона в Испании. Перед тем как передать замок жене, художник его отреставрировал и расписал стены. «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», — писал Дали позднее.
В Пуболе Галу окружила свита из молодых и красивых юношей и девушек. Стареющая женщина тратила горы денег на пластические операции по омоложению и на новых фаворитов. С возрастом муза выбирала любовников всё моложе и моложе. Говорили, что «её мальчики стоят целое состояние» – она осыпала их деньгами и подарками, покупала им дома и машины. Однажды один из них, Эрик Сэмон, ужинал с ней в ресторане, а в это время его сообщники пытались угнать её машину. А вот 22-летний Уильям Ротлейн, которому Гала помогала избавиться от наркотической зависимости, действительно был в неё влюблен. Но после того, как он не прошел актёрские пробы у Феллини, её страсть к нему тут же угасла, он вскоре умер от передозировки наркотиков. Певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», получил в подарок от любовницы, которая была старше него на 57 лет, дом за 1,25 млн долларов и картины Дали, а после открещивался от связи с ней.
Увлекался и Дали. В 1960-ые годы его музой была модель и певица Аманда Лир.
С возрастом супругам всё сложнее было находиться в обществе друг друга, говорят, пожилая пара даже дралась, Гала не допускала Дали до телефона, а их друзья считали, что она намеренно даёт ему таблетки, которые вредят художнику. В начале 1980-х у Галы началось старческое слабоумие, а у Сальвадора — болезнь Паркинсона.
Напомню, что у Галы была дочь, которую она оставила ради Дали, и никогда не поддерживала с ней отношений. Сесиль лишь из газет узнала о тяжёлом состоянии матери. Тогда, в 1982 году она решила навестить мать, вычеркнувшую её из своей жизни. Но прислуга даже не пустила её на порог. Гала не хотела видеть дочь и не позволила Сесиль обнять себя даже перед лицом смерти.
Умерла она 10 июня 1982 года в Испании, в доме Дали, в возрасте 88 лет. Женщина хотела быть похороненной в своём замке в Пуболе. Корреспондент «Советской культуры» Алексей Медведенко писал из Испании о том, что ради исполнения последней воли жены Дали нарушил закон. Гала умерла рано утром в субботу, получить справку в мэрии в выходные дни было невозможно. Со времён эпидемии чумы запрещалось перевозить тела без разрешения властей, но художник это сделал.
«Обнаженное тело покойной завернули в одеяло и положили на заднее сиденье «кадиллака». За руль садится водитель Артуро. Их сопровождает сестра милосердия. Договорились, что, если их остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в госпиталь. Знаменитый «кадиллак» Дали, свидетель многих счастливых путешествий по Франции и Италии, превратился в катафалк. Через час с небольшим он доставляет покойную в Пуболь. Там уже было все приготовлено для погребения. Гроб с прозрачной крышкой с телом Гала был погребен в склепе замка 11 июня в шесть часов вечера в присутствии самого Дали», — сообщил журналист. Одета усопшая была, в соответствии с завещанием, в ярко-красное платье от Диор.
После смерти супруги Дали переехал в Пуболь, изолировался то внешнего мира и впал в глубочайшую депрессию.
Благодарю за прочтение. Делитесь мыслями в комментариях. Подписывайтесь. С уважением, Татьяна.