26 марта в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» пионера абстракции 1950-х. Как точечки на белом фоне стали искусством и почему выставку обязательно нужно посетить — разбирался историк философии, автор книг по истории искусств Никита Добряков.
Кто такой Злотников?
Будущий абстракционист родился в 1930 году в Москве, окончил школу при Академии художеств СССР, но высшего образования так и не получил. Почему? Сразу ушёл работать художником-декоратором на ВДНХ, параллельно посещая лекции по математике и физике. Но больше всего Злотникова увлекла кибернетика: его завораживала возможность передачи информации внутри сложных систем с помощью простых сигналов. Кибернетика была первым шагом к нашей электронно-цифровой реальности и сильно повлияла на творческий метод художника.
Кроме того, начало карьеры Злотникова совпало с хрущёвской оттепелью. Впервые в Советском Союзе показали работы апостолов абстрактного экспрессионизма: Дж. Поллока и М. Ротко. Казалось, ещё немного — и можно будет создавать искусство без оглядки на консервативный соцреализм. Молодые художники, среди которых в том числе будущие концептуалисты И. Кабаков и Э. Булатов, начинают активные поиски своего голоса в искусстве.
В этой атмосфере творческой свободы, на стыке научных открытий и свободного творчества рождается искусство Юрия Злотникова.
В чём смысл его искусства?
Искусство Злотникова на первый взгляд предельно простое: небольшие белые листы, несколько цветных пятен и/или линий и... всё. Чистая абстракция. Почему же это искусство? Мы не зря начали разговор с увлечения Злотникова наукой.
В основе его искусства — выявление связи между простыми художественными знаками (цвет, точка, линия) и восприятием человека. Злотников анализирует, как человек реагирует на тот или иной визуальный знак. Например, на красную точку или зелёную линию. По мнению Злотникова, сам визуальный знак посылает «сигнал», который ощущает зритель. Например, три точки вызывают ощущение плавности, диагональная линия — динамики, а одна точка на краю листа — ощущение потери равновесия. В этом смысле каждая картина — это отдельный эксперимент Злотникова. На основе своих ощущений и знаний принципов человеческого восприятия он целенаправленно вызывает у зрителя определённые чувства и эмоции.
Вообще, искусство так работало всегда. Например, с помощью контрастного освещения Караваджо создавалет ощущение глубокого драматизма своих сюжетов. А отовсюду льющаяся вода в работах Рубенса передаёт жизнерадостность и изобилие барокко. Уникальность Злотникова в том, что он начинает как бы сначала, с минимально возможной формы живописи — цветной точки на белом фоне. А далее, создавая всё более сложные изображения, анализирует их восприятие человеком.
Абстрактные работы «Сигнальной системы» таким образом — средство коммуникации художника со зрителем. Его работы — это сигналы, которые он отправляет в мир. Причём он видел в этом процессе не свободную игру ассоциаций, а программируемый процесс. Как мы с вами, нажимая на кнопку клавиатуры, отправляем сигнал, который моментально и однозначно считывается компьютером, так и Злотников, демонстрируя нам точки на плоскости, хотел добиться аналогичного эффекта: картины посылают сигналы, мы их считываем и реагируем. Что-то нас раздражает, другое — успокаивает.
Возьмём, например, простую точку. По Злотникову, она передаёт чувство концентрации, тогда как круг расслабляет и рассеивает наше внимание. А если по краям работы поставить точки, то зритель окажется в пространстве между ними, и ему станет некомфортно. Взгляд будет бегать от края к краю. Поэтому, чтобы убрать раздражение, художник ставит по центру работы ещё несколько точек. Так мы ощутим чувство гармонии.
Другой пример: если множеством небольших отрезков покрыть лист, то «дискретный прерывистый ритм создаёт ощущение радости», — напишет Злотников в книге «У истоков “Сигнальной системы”», объясняющей его метод. Кстати, к выбору цвета Злотников относился не менее тщательно: зелёный — спокойный, созерцательный, синий «стягивает», красный «распыляет». То есть любой знак на картине Злотникова не случаен, а несёт в себе совершенно конкретный посыл нашим органам чувств.
У вас визуально может возникнуть аналогия с Малевичем: те же белые холсты с цветной абстракцией. Но не поддавайтесь этому ощущению. Отец «Чёрного квадрата» создавал мир геометрических фигур, где квадраты и прямоугольники обретают свою собственную жизнь и динамику. Он буквально хотел создать мир «искусства самого по себе», в котором фигуры ничего не значат и ни к чему в нашем мире не отсылают. Смотреть Малевича — это как смотреть в окно чужой для нас реальности. У Злотникова же всё происходящее на картине существует только для воздействия на человеческую психику. Они сами по себе, вне нашего восприятия, ничего не значат. В этом смысле его искусство ближе к опытам Василия Кандинского.
Таким образом, Злотников предлагает нам научиться чувствовать живопись в её минимальном виде. То есть ловить ощущение от цвета, линии и точки. Но что ещё важнее, — лучше чувствовать и самих себя. И ведь, кажется, именно это нам сейчас и нужно.
А что за выставка?
В Новой Третьяковке до 14 июля живопись мастера можно посмотреть на выставке «Юрий Злотников. Сигнальная система». Галерее не случайно выпала честь представить его искусство. Она первой ещё в прошлом веке стала покупать его работы, а в 2007 году организовала прижизненную ретроспективу.
В новом проекте «Юрий Злотников. Сигнальная система» задача перед кураторами стояла нетривиальная — восстановить первый этап живописи Злотникова, используя его собственные дневники и записи. Для лучшего понимания происходящего рекомендуем взять в качестве путеводителя книгу «У истоков “Сигнальной системы”» (2024), собранную из записок и дневников самого художника. Там в подробностях от первого лица описан весь ход творчества.
Выставка получилась в духе работ Злотникова — компактной и минималистичной. Один зал, плотно завешанный холстами. Сам автор работы не датировал и в последовательность не складывал, поэтому экспозиция — плод интерпретации кураторов. Всё начинает одна точка на плоскости, и постепенно от картины к картине идёт усложнения посылаемых нам сигналов.
После просмотра экспозиции не покидает ощущение: сложись судьба Злотникова чуть по-другому, мы бы слышали его фамилию куда чаще. Революционность, изящная точность и сила его работ сопоставимы с более знаменитыми коллегами по абстрактному цеху. Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» — шанс восстановить справедливость.
А чтобы ещё лучше подготовиться к выставке, рекомендуем посетить круглый стол «Художник и научное познание. О “Сигнальной системе” Юрия Злотникова», который пройдёт 13 апреля в 17:00. На нём кураторы выставки и приглашённые эксперты обсудят искусство и творческий метод Злотникова.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.