Найти тему
mediametrics

Вячеслав Малежик: Быть модным в моём возрасте – это лажа

Вячеслав Малежик, поэт, композитор, заслуженный артист России

О модных тенденциях

Когда мне задают вопрос, следую ли я моде, я говорю, что я уже достаточно поседевший дядька, которому пóшло следовать моде. Либо ты её создаёшь, либо ты живёшь, как сам собственный. Быть модным в моём возрасте – это какая-то лажа. Мода, как правило, достаточно ангажированная. Начали выпускать в стране очень много материи, надо срочно куда-то реализовывать, появляются клёши и длинные юбки. Потом материи нет, отправляются платья Шанель.

Если говорить о тенденции, то совершенно запросто можно к эстраде применить вот эти термины и вот эти технологии. Ещё со времён Петра I мы начали оглядываться на Запад, начали тащить специалистов к себе, нам начало значительно больше нравиться то, что там делают, в отличие от наших щей и каши гречневой.

В нынешний век у нас всё настолько космополитично, что говорить о том, что на что повлияло, очень сложно. Например, те же самые джазовые музыканты, та же самая Америка, ей всего 300 лет, они перерыли свою территорию, и потом, поняв, что там все идеи закончились, они полезли в русский фольклор, они полезли на Ближний Восток. Мы все время туда смотрим, это от какой-то нашей ущербности, а нужно смотреть в себя.

-2

Как пробиться молодому таланту

На основе своего жизненного опыта я рассказываю о том, что не стоит перешагивать, вытирать ноги о самородки, которые валяются под ногами.

Сейчас не нужно стараться быть модным, потому что если у тебя есть какое-то яркое дарование, то тебя обязательно заметят. Поэтому подкупать жюри, спеть песню какого-то члена жюри – это довольно глупо, потому что если ты здорово поёшь, если в тебе увидели вот это яркое дарование, то обязательно найдётся человек, который захочет вложить в тебя деньги и тебя сделать.

К большому сожалению, есть понятие «шоу-бизнес», где в первую очередь стоит слово «бизнес». И вот этот бизнес смотрит на то, чтобы заработать.

Когда я ходил и продавал себя, пытался свои песни протолкнуть на телевидении и уже вот-вот мог перейти в категорию мальчика, который всех достал стоим песнопением, вдруг у меня состоялась эта песня, и я прорвался.

В один из моментов, когда я с одной редакторшей разговорился, я говорю: «Ира, тебе же нравятся песни. Почему мои песни не берут?» Она говорит: «Именно потому, что они нравятся». Моя песня, если она хорошая, вступает в конкурентную борьбу с Дробышем или Матвиенко. И ни Матвиенко, ни Дробышу неинтересно, чтобы я появлялся на рынке.

Я не говорю о том, что я чем-то обездолен, во всяком случае, те, которые заняли места вокруг этого корыта, заняли круговую оборону, если я под них не лег, то им моё появление там не нужно.

-3

Есть старая совершенно формула, которая говорит о том, что звезду делает случай и меценат. Вклад моего мецената был не деньгами, а его должностью. Меня заметил, в конечном итоге, человек, который в музыкальный редакции телевидения делал программу «Утренняя почта». Это такой Борис Пургалин, он же Пастернак, родственник нашего знаменитого поэта. Он позвал меня к себе, я ему полтора часа пел, он сидел, курил сигареты, пил кофе. Через полтора часа он сказал совершенно неожиданную фразу: «Вы меня не расстроили, не разочаровали. Чем я могу помочь?» С этого момента началась его помощь.

Есть такая теория трансерфинга, которая говорит о том, что если ты очень чего-то хочешь, то тебе судьба обязательно предоставит случай, которым нужно воспользоваться. Но это если ты очень хочешь этого. А если не хочешь, то, наверное, не стоит.

О «стареньком» в современности

Была когда-то у меня идея сделать в России такую группу, как была сделана на западе, Travelling Wilburys, где играли знатные музыканты типа Тома Петти, Роя Орбисона, Джорджа Харрисона. Я носился довольно долго с этой идеей, потом рассказал о ней Саше Зарецкому. И он вдруг через некоторое время звонит и говорит, что он договорился с ребятами, с которыми в давнишние времена работал вместе в ансамбле «Весёлые ребята», – с Толей Алёшиным, с Пузырёвым, с Чиненковым. Мы собрались и решили сделать проект, который назвали «Люди встречаются», чтобы у зрителей, радиослушателей и просто потребителей музыки не создалось впечатления, что мы будем играть песни, который когда-то играли с «Веселыми ребятами», мы будем очередным клоном «Веселых ребят». Практически новую пластинку записали.

Вспоминая Beatles

Когда мы переехали из района Белорусского вокзала, где мы жили в жутких трущобах, на юго-запад, район метро проспект Вернадского, там неожиданно квартиры получали очень много интеллигенции, журналистов, дипломатических работников и КГБ-шников. И у многих были новые записи, привозили пластинки.

В 60-м году у нас в стране начали внедрять цветной телевизор. И каждый четверг показывали несколько цветных фильмов. В одном из киноальманахов был фильм про стиляг, они одевали с мылом узкие брюки в облипочку, всё это сопровождалось рок-н-роллом.

И когда мы переехали, отец, дабы я не уступал в оснащённости своим друзьям по школе, купил нам приёмник, радиолу, он прокручивал виниловые пластинки, и я практически сразу же начал рыскать по коротким и средним волнам, вскоре нашёл радио Люксембург, которое вещало из нейтральных вод, потому что очень много песен крутили, которые были запрещены в Англии цензурой.

Я уже прочитал в «Крокодиле» про Beatles, была разгромная статья о том, что один из них залез в вагоне, лежал на верхней полке, где чемоданы. И меня уже Beatles интересовали, но я не мог понять, что есть Beatles.

Мне очень нравилась песня Pretty Woman, и я думал, что это Битлы, и когда я услышал, что это Рой Орбисон, то очень расстроился. Первая песня Beatles, которую я услышал, это была «Close your eyes». И потом я нашел уже какие-то радиостанции на русском языке, и Голос Америки я знал, когда выходит в эфир, и Би-би-си.

Я думаю, что Beatles – это, конечно, очень большое явление. Они сформировали не только своё поколение, а практически культурный пласт второй половины 20-го века. Как говорят, что Бах написал всю музыку, то же самое с Битлами. Возьмите Queen, Богемскую рапсодию, и сразу увидите, откуда что растёт.

Музыка и идеология в СССР

Сейчас рассказывают о том, что рок-н-ролл чуть ли не свалил советскую власть. Да никто ничего не валил. Дело в том, что композиторы и поэты, которые сочиняли песни, кормились у кормушки под названием «авторские права». Как только появились вот эти песни с рок-н-ролльным началом, наши композиторы поняли, что у них могут отобрать привилегию сочинять песни, за которые платятся авторские деньги, они начали использовать вот эти «идеологические рычаги».

Например, песня, которая сочинена в 1969-м году, «Глупая девчонка, в облаках летаешь...» Когда такая песня появлялась, она вступала в конкурентную борьбу с каким-нибудь «На крылечке вдвоём». И тот человек, который получал и понимал, что у него оттянут на «Глупую девчонку» авторские отчисления, начинал «включать» идеологию, говорить, что «эта песня уводит от строительства коммунизма». Это была элементарная спекуляция. И вот этот разговор был просто инструментарием для того, чтобы придушить эту музыку. Не борьба идеологии, а просто борьба за бабки.

-4

По материалам программы Евгения Додолева «Мимонот» на Радио Медиаметрикс

6 июля 2016 г.

Полный текст интервью на mediametrics.ru

История на Радио Медиаметрикс