Жизнь героя сегодняшнего нашего рассказа была довольно короткой, но при этом очень яркой и насыщенной. За свои двадцать лет Фёдор Ефимович Колядо сумел оставить яркий след в истории освобождения Западной Сибири от колчаковских войск. Несмотря на свой юный образ, он не просто воевал в партизанской армии Мамонтова, а командовал одним из наиболее боеспособных отрядов, получивших название «Красные орлы». К сожалению, жизнь этого молодого командира оборвалась в бою и до наших дней о нём дошло довольно мало достоверной исторической информации.
Краткая биография Фёдора Ефимовича Колядо
Герой нашего сегодняшнего материала родился в селе Екатериновка Ростовской губернии в 1898 году в семье крестьянина-батрака. С юных лет Фёдор познал всю тяжесть батрацкой жизни, так как, окончив приходскую школу, он вместе со старшим братом батрачил у зажиточного крестьянина Загайнова.
В 1912 году семья Колядо принимает решение переехать в поисках лучшей жизни в Западную Сибирь. Но даже после переезда на Алтай Фёдору Ефимовичу пришлось снова работать батраком. В соседнем селе Жжёные Ракиты Фёдор знакомится с Феней Лысенко, которая становится его женой. В село Жжёные Ракиты будущий командир «Красных орлов» приехал со своим лучшим другом Тимофеем Долговым, который впоследствии так описывал девушку:
«В чёрных как смородинки глазах искрились лукавинки, а подбородок немного подрагивал, как будто девушка старается сдержать задорный смех. На груди лежала толстая и красивая коса».
Прямо во время вечёрок Фёдор признался девушке в любви, сказав, что жить без неё далее не сможет.
Первая мировая война
После начала Первой мировой войны Фёдора Ефимовича призывают в армию в 1916 году. На фронт он не попал, так как служил в Новониколаевске, Мариинске и Иркутске, благодаря чему хорошо изучил будущий театр военных действий, где придётся действовать его партизанскому соединению. В октябре 1917 года он попал под судебное разбирательство в связи с тем, что, не стерпев унижений, муштры и издевательств офицера, избил его. Не дожидаясь окончания суда, Фёдор сбегает из-под стражи и после этого начинает принимать самое активное участие в становлении Советской власти в Славгороде и Кулунды.
Начало Гражданской войны
После начала Гражданской войны Фёдор Ефимович Колядо в возрасте 20 лет вступает в отряд Петра Сухова, сформированный из кольчугинских, барнаульских и каменских рабочих. Отряд был сформирован для того, чтобы противодействовать бойцам Чехословацкого корпуса, поднявшим мятеж на станции Мариинск. Находясь в отряде Петра Сухова, герой нашего рассказа принял участие в боях под станцией Топки, Юргой и Арлюком.
После того как Петром Суховым было принято решение выводить сводный отряд к Омску, где по его данным присутствовали части Красной армии, Колядо был отдан приказ остаться на территории захваченной врагом для организации партизанского движения. Согласно заданию Сухова, Фёдор Ефимович должен был контролировать деятельность подпольных штабов, организованных на всём пути следования отряда Сухова, а также воодушевлять людей в деревнях и сёлах на вооружённую борьбу.
Начало партизанского движения
Отделившись от отряда Сухова, Фёдор Ефимович Колядо отправился реализовывать следующее задание:
- Организовать связь с Каменской партийной организацией, которая находилась в подполье, а через неё выйти на губернскую партийную организацию.
- Составлять учёт всего оружия, находящегося в руках у населения.
- Агитировать жителей сёл, деревень и посёлков за Советскую власть.
- Организовать небольшой, хорошо вооружённый партизанский отряд, состоящий из надёжных людей, который мог бы быстро выдвигаться в нужный район, для того чтобы оказать сопротивление колчаковским войскам.
- Не начинать вооружённого сопротивления без приказа партийной организации, до этого момента копя силы и средства.
Реализуя план, разработанный Петром Суховым, Фёдор Ефимович был арестован в 1918 году и приговорён к расстрелу, однако герою нашего рассказа снова удалось сбежать и продолжить вооружённую борьбу.
Образование партизанской армии
Партизаны, действующие на территории Западной Сибири, насколько беспокоили Колчака, что 22 сентября 1919 года Верховный правитель подписывает указ о введении в восемнадцати уездах Западной Сибири военного положения для подавления партизанского движения. Для уничтожения партизан, действующих на территории современного Алтая и Кузбасса, были переброшены войска под командованием генерала Матковского.
В ответ на действия колчаковских войск красные партизаны объединились в собственную армию, командиром которой стал Ефим Мефодьевич Мамонтов. В этой армии бывший ефрейтор царской армии был назначен на должность командующего 7-м партизанским полком, получившим название «Красные орлы». Стоит отметить, что Колядо показал себя как предприимчивый, находчивый и отважный командир. Далее в этом материале мы расскажем несколько примеров, где он поднимал бойцов личным мужеством и выполнял поставленные перед ним командованием задачи.
Как воевал Фёдор Ефимович Колядо?
К большому сожалению, достоверных исторических сведений о Фёдоре Ефимовиче Колядо сохранилось довольно мало, а его имя за столь длительный срок обросло большим количеством легенд. В этом материале мы расскажем о некоторых военных решениях, которые принимал 20-летний командир, для того чтобы сохранить бойцов и при этом достичь поставленных перед его отрядом задач.
Военная хитрость во время боя за Тюменцево
Во время боя за Тюменцево довольно большой отряд врага засел в церкви. На военном совете большинство партизанских командиров решили, что штурмовать в лоб церковь рискованно и это принесёт большие потери. И тогда свой план предложил Фёдор Ефимович. По его плану партизаны окружили церковь, укрывшись за расположенными рядом с ней домами. Через некоторое время раздалась команда:
«Красные орлы! В атаку! Ура!»
Услышав команду, партизаны начинали топать на месте, кричать, кидать через крыши домов камни и палки. В течение трёх дней засевшие в церкви бойцы отражали атаки невидимого врага, израсходовали практически все патроны, съели имевшуюся у них провизию и после этого приняли решение идти на прорыв. После непродолжительного боя прорывавшиеся солдаты приняли решение сдаться.
Бой под Жжёными Ракитами
Колядо всегда шёл впереди своего отряда и старался поддерживать своих бойцов в тех местах, где было особенно тяжело. Так, например, во время боя под деревней Жжёные Ракиты он смог на своём коне практически вплотную подобраться к отряду врага, поднял коня в дыбы и выкрикнул:
«Сдавайтесь, я Колядо!»
Этого было достаточно, чтобы врага охватила паника, и белогвардейский отряд отступил.
Последний бой Фёдора Ефимовича Колядо
В октябре 1919 года Красная армия смогла сломить сопротивление белогвардейцев в районе междуречья Тобола и Ишима, после чего перешла в наступление по всему фронту. И в самое критическое для колчаковских войск время в их тылу активизировала собственные действия Западно-Сибирская партизанская Красная армия под командованием Мамонтова. 22 сентября 1919 года Колчак подписывает приказ о военном положении в 18 уездах Западной Сибири. Несмотря на такой приказ, красные партизаны не уходят в тайгу, а проводят несколько успешных операций в сентябре и октябре, разгромив гарнизоны в районе сёл Сидоровка, Поспелиха, Малышев Лог.
В ответ на успешные действия партизан Колчак отдаёт приказ генерал-лейтенанту Матковскому очистить Западную Сибирь от партизанских отрядов. Для борьбы с партизанами на станцию Поспелиха прибывают бронепоезд «Сокол», 43-й омский пехотный полк, 46-й томский полк, а также бронеавтомобили Туркестан и Степняк. Помимо этого, рядом со станцией Рубцовка расположился Семипалатинский казачий полк под командованием генерала Евтина, а также полки Чёрных и Голубых гусар. Всего в распоряжении генерал-лейтенанта Матковского оказалось 15 000 солдат, 100 пулемётов, 18 орудий, бронепоезд, два бронеавтомобиля.
В распоряжении красных партизан находилось 15 000 человек, 10 пулемётов, причём многие бойцы были вооружены самодельным оружием и патронами. Кроме того, основные соединения партизан были сосредоточены в Барабинской и Кулудинской степях, а в районе деревень Солоновка и Малышев Лог располагался только 2-й Славгородский, 3-й Бутырски и 5-й Степной полк.
Планы сторон
Партизанами было принято решение уничтожить врага по частям и первыми они решили нанести удар по наиболее боеспособной, а значит опасной группировке под командованием генерала Матковского. Для того чтобы уничтожить группировку Матковского, 9 ноября 2-й и 3-й полки заняли оборону у Малышева Лога, оставив в качестве резерва 5-й полк. Войска под командованием Матковского, заняв Мельниково и Новичиху, остановили собственное наступление, ожидая, когда боевые действия начнут части под командованием генерала Евтина. В свою очередь красные партизаны тоже ждали подкрепления в виде 1-го, 6-го и 7-го полков. После того, как к партизанам подошёл 6-й полк, на военном совете было решено провести одновременную атаку Мельниково и Новичихи.
Начало боевых действий
Ночью 13 ноября эскадрон 2-го полка и 10 эскадронов 6-го полка, выйдя из Малышева Лога, предприняли попытку кавалерийским наскоком неожиданно для врага с ходу ворваться в Новичиху, однако были встречены артиллерийским и пулемётным огнём и вынуждены были отступить. Колчаковские войска в свою очередь перешли в контрнаступление, преследуя отступающие эскадроны красных партизан. От разгрома партизан спасла рота красных румын под командованием М. Ламберга, которая неожиданно атаковала преследующих партизан колчаковцев и вынудила их отступить.
Бой у села Солоновка
Потерпевшие неудачу отряды получили приказ от Мамонтова выдвигаться к Солоновке, где заблаговременно была подготовлена довольно сильная оборонительная позиция. Стоит отметить, что вокруг села были вырыты окопы с ходами сообщения, а вся оборонительная позиция напоминала подкову, направленную в северную сторону. 14 ноября прибывшие в Солоновку партизанские соединения заняли подготовленные для них участки обороны. На тот момент в Солоновке находилось более 10 000 партизан, а также беженцев и обозников.
Утром 15 ноября подразделения колчаковских войск после артподготовки перешли в наступление, двигаясь на позиции 3-го полка. Одновременно с этим в тыл оборонительным позициям красных партизан со стороны степи начала заходить белогвардейская конница. Для того чтобы не допустить прорыв вражеской конницы, Мамонтов бросил ей навстречу собственную конницу, в рядах которых также присутствовали практически безоружные обозники. Для поддержки партизанской кавалерии на краю села был установлен пулемёт, который открыл огонь по наступающим всадникам белых. Белая конница, попав под неожиданный для них огонь пулемёта, отказалась от продолжения атаки и отошла в лес. Не получив поддержки конницы, колчаковские войска не смогли взять позиции 2-го и 3-го полка, несмотря на то, что проводили несколько атак.
С наступлением ночи белые прекратили атаки, но продолжили обстрел села из артиллерии, в результате чего погибло много мирных жителей и домашнего скота. После продолжительного артиллерийского обстрела части белогвардейцев предприняли попытку штурма позиций 2-го и 3-го полка, но были встречены контратакой под командованием Колядо. Враги были снова отброшены от позиций красных партизан, а сам Колядо в этом бою погиб.
Утром 1-й, 6-й и 7-й полки из-за сильных потерь вынуждены были отойти к Селиверстово, а Мамонтов, командовавший обороной, запросил подкрепления и боеприпасов. В качестве подкрепления 16 ноября к Солоновке подошёл 6-й полк, который, обойдя противника через степь, сумел доставить осаждённым 30 подвод с патронами. В ночь на 16 ноября к осаждённым подошла помощь в виде 4-го Семипалатинского полка, вступившего в бой на левом фланге обороны. Получив боеприпасы, а также подкрепление, красные партизаны отбивали все атаки белых на протяжении 16 ноября.
Итоги боя
Утром 17 ноября партизаны обнаружили, что части белогвардейцев отошли с занимаемых ими позиций, оставив при этом более 500 убитых и большое количество оружия и боеприпасов. Помимо этого, из леса к партизанам вышло около 300 солдат, которые сдались в плен. За несколько дней боёв партизаны потеряли убитыми 150 человек и 500 человек ранеными. Части под командованием генералов Матковского и Евтина отступали в направлении Барнаула. Во время отступления многие солдаты белогвардейцев начали переходить на сторону красных партизан, например, так поступила команда бронепоезда «Орел», а также броневика «Туркестан».