Найти в Дзене
Техарматура.ру

30ч39р: Что означает и где применяется

Оглавление

Задвижка 30ч39р – одно из самых недорогих, но эффективных решений для управления потоком воды или другим видом жидкой неагрессивной среды. Чаще всего задвижка используется для магистральных трубопроводов с холодной водой, но существуют модификации для работы в системах горячего водоснабжения.

Благодаря обрезиненному клину и плавности хода 30ч39р снижает вероятность появления гидроударов (они возникают в результате резкого открытия задвижек) и обеспечивает максимальную герметичность при перекрытии.

Корпус из чугуна способствует снижению стоимости изделия, но при этом материал имеет свои особенности, поэтому важно соблюдать условия эксплуатации. Об этих и некоторых других особенностях расскажем ниже.

Расшифровка модели 30ч39р

В соответствии со справочником фигур ЦКБА, за моделью 30ч39р числится название «Задвижка с обрезиненным клином и невыдвижным шпинделем».

Но если расшифровать по номеру модели, то получается следующее:

  • 30 – тип арматуры, здесь это «задвижка».
  • Ч – материал корпуса, в нашем случае это «чугун» (чугун серый).
  • 39 – номер модели производителя (конструктивное исполнение).
  • р – резиновый уплотнитель.

👉 Каталог задвижек 30ч39р

Ключевые технические характеристики

  • Рабочее давление при малых диаметрах условного прохода (до 100 мм включительно, в том числе для использования с горячей водой) – до 1,6 МПа, рабочее давление при увеличенных диаметрах (150 мм и выше) – до 1 МПа.
  • Протечка на задвижках для холодной воды не допускается. А вот на моделях для горячей воды возможен пропуск до 0,3-0,6 м. куб. в минуту (в зависимости от диаметра).
  • Наработка на отказ для задвижек под холодную воду – минимум 1500 циклов открытия/закрытия, для задвижек под горячую воду – минимум 600 циклов. Списание при достижении максимального числа циклов – 4500 для холодной воды и 1000 для горячей.
  • Расчётный срок эксплуатации – до 16-50 лет. Для задвижек на горячую воду – до 10 лет.
  • Крутящий момент при закрытии/открытии – от 35 до 240 Нм.
  • Температура транспортируемой среды – до 75°C для моделей, рассчитанных на эксплуатацию с холодной водой, и до 150°C для моделей, рассчитанных на эксплуатацию с горячей водой.
  • Проходной диаметр – от 50 до 400 мм для холодной воды и от 50 до 100 мм для горячей.
  • Температура окружающей среды ­в норме до 40°C. Обратите внимание: существуют различные климатические исполнения задвижки.
-2

Список преимуществ фланцевой задвижки 30ч39р

  • Недорогой и достаточно прочный материал корпуса – чугун. Он стоит заметно дешевле стали.
  • Компактные размеры. При открытии маховик не поднимается выше, соответственно, габариты задвижки не изменяются.
  • Внутри задвижки отсутствует приямок, соответственно, арматура минимально влияет на гидродинамические свойства потока.
  • Резиновое уплотнение обеспечивает максимальную герметичность и исключает заклинивание при перепадах температур.
  • Плавный ход снижает вероятность гидроударов в системах водоснабжения и отопления.
  • Задвижки не нуждаются в установке редукторов. Вполне успешно справляются ручные маховики или электроприводы.
  • Установка допускается в любом направлении.
  • Достаточный ассортимент размеров – вплоть до условного прохода 400 мм (для горячей воды – до 100 мм).
  • Исчерпывающий срок эксплуатации – до 50 лет.
-3

Недостатки

  • Чугун, из которого изготовлен корпус, боится сильных гидроударов, вибраций и низких температур. Если нарушен защитный слой из порошковой краски, чугун начинает коррозировать.
  • Задвижка обязательно требует периодического обслуживания и осмотра.
  • Закрытое исполнение шпинделя исключает визуальную оценку положения задвижки (невозможно понять, открыта она или закрыта).
  • 30ч39р не подходит для использования с агрессивными средами.
  • При установке важно исключать потенциальные перекосы и дополнительные натяжения корпуса.
  • Чугун – не самый лёгкий материал. Соответственно, задвижки больших диаметров могут весить до 320 кг. Всё это усложняет процесс установки.

👉 Узнать цены на задвижки 30ч39р

Особенности монтажа

Установка задвижки 30ч39р на трубопровод должна выполняться квалифицированными специалистами с использованием соответствующего инструмента и оборудования:

  1. Если установка на трубу выполняется впервые, торцы труб необходимо оборудовать фланцами (в строгом соответствии с принимающими фланцами на задвижке).
  2. Если производится замена старой задвижки, то давление в системе сбрасывается, подача среды прекращается. Производится демонтаж старой задвижки. Место установки очищается от загрязнений.
  3. Далее проверяется состояние фланцев и плотность их прилегания, соответствие крепёжных отверстий. Смазывается резьба шпинделя и проводятся другие мероприятия по расконсервированию задвижки после длительного хранения. Обратите внимание, они подразумевают проверку работоспособности механизма задвижки и очистку от механического мусора.
  4. Задвижка устанавливается на место с помощью стропального механизма (он должен оставаться на месте до окончания установки).
  5. Монтируются прокладки и производится затяжка крепёжных винтов на фланцевых соединениях.
  6. Производится тестовый запуск и проверяется герметичность соединений.
  7. Снимается стропальный механизм.
-4

Конструктивные особенности

30ч39р имеет корпус и крышку из чугуна. Клин может быть изготовлен из стали или тоже из чугуна. Он обязательно будет обрезинен.

Внутренняя часть корпуса для исключения коррозионных процессов покрывается порошковой краской с эпоксидной смолой.

Что примечательно: так как в роли уплотнителя выступает резина, клин при закрытии может плотно прилегать даже без специальной принимающей канавки (седла). Соответственно, 30ч39р не имеет никаких приямков и сальников.

Одновременно резина предотвращает заклинивание при перепадах температур и обеспечивает антикоррозийную защиту клина.

Невыдвижной шпиндель исключает использование упругих или двухдисковых клиньев. Клин здесь может быть только цельным. Из-за закрытой конструкции шпинделя невозможно отследить текущее положение задвижки – открыта она или закрыта.

Как и любые другие задвижки, 30ч39р нельзя использовать для регулировки потока. Она должна оставаться только в крайних положениях (закрыто/открыто).

Установка задвижки 30ч39р обычно допускается в любых положениях, кроме расположения маховика вниз. Хотя некоторые производители требуют исключительно установки только маховиком вверх.

Конструктивно задвижка 30ч39р может быть оборудована электрическим приводом или механическими редукторами (для повышения усилия при закрытии и открытии). Но так как модель задвижки изготавливается только для небольших диметров труб (максимальный условий проход до 400 мм для холодной воды и до 100 мм для горячей воды), то использование редукторов можно назвать нецелесообразным, вполне достаточно стандартного маховика.

👉 Подробный каталог задвижек 30ч39р на сайте ТехАрматура.ру