В современном мире, где мы все замешаны в делах и обязанностях, мы сталкиваемся с нехваткой времени и стремимся использовать каждую минуту наиболее эффективно. Однако, когда речь заходит о развитии и творчестве наших детей, возникает вопрос: нужно ли им назначать определенное время для творческой деятельности?
В первую очередь, необходимо понять, что творчество - это способ детского самовыражения и важная часть их развития. Давать малышу возможность творить по своей воле и настраиваться на позитивные эмоции - это способ помочь ему в поиске своего места в мире и развитии своей индивидуальности.
Однако, вопрос заключается в том, должно ли это происходить по расписанию? Придерживание строгого расписания для творчества может иметь и свои плюсы, и свои минусы. Назначение конкретного времени может помочь ребенку развить дисциплину и ответственность, а также сделать творчество более организованным и целенаправленным. Более того, регулярное занятие творчеством может помочь ребенку развить навыки планирования, укрепить концентрацию и научиться управлять временем.
Однако, у малышей должно быть время для свободного творчества и самовыражения без ограничений. Иметь возможность внезапно заняться рисованием, лепкой или музыкой может помочь малышу развить спонтанность и непредсказуемость в творчестве.
В любом случае "расписание" творчества малыша во многом зависит от его режима. Глупо будить ребенка или откладывать обед только потому, что по расписанию мы должны рисовать. Творчеством нужно заниматься, когда у малыша и мамы, что немаловажно, (или другого значимого взрослого) хорошее настроение и есть желание. Именно поэтому у малыша в свободном доступе должны быть "безопасные" творческие материалы (смывающиеся фломастеры, карандаши, листы бумаги и пр.)
Что же касается готовых шаблонов, то нет, они не всегда нужны, точнее даже наоборот - чаще не нужны. Для малышей характерен вид творчества, который называется Творчество ради процесса.
Основные характеристики такого творчества:
- Творчество ради процесса никогда не имеет чётко выверенных инструкций и, тем более, образца для выполнения. У занятия может быть тематика, могут быть даже заданы определенные материалы, но у малышей при этом есть возможность выбора и самовыражения.
- В занятиях, ориентированных на процесс, не важны качества конечной работы (насколько она красивая, милая, насколько её можно повесить на стенку), здесь акцент делается на том, чему научился ребенок в процессе её выполнения. Такой способ организации творческих занятий способствует самовыражению ребенка, развивая его креативность и воображение, а сам процесс недирективного творчества действует расслабляюще, снижает тревожность и успокаивает малыша.
- Более глубокое развитие получает и мелкая моторика, ведь самостоятельные эксперименты с различными материалами требует гораздо лучшего владение рукой, чем механическое выполнение последовательности действий.
Существует еще творчество ради результата. В этом случае мы имеем готовую инструкцию, шаблон, предсказуемый результат.
Творчество ради процесса и творчество ради результата – это абсолютно разные для малыша занятия.
Оба благотворно влияют на развитие ребенка, но лишь творчество ради процесса позволяет малышу заниматься самовыражением и принимать самостоятельные решения на пути воплощения собственной задумки.
- С одной стороны, кажется очевидным, что творчество ради процесса делает гораздо больший вклад в развитие ребенка, чем изготовление поделок по готовым шаблонам и инструкциям.
- С другой стороны, мы понимаем, что, как и в любой другой области, ребенку нужно показывать, как использовать краску и карандаш, как скатать шарик из пластилина, и без образца и инструкции это сделать не получится.
Творчество ради процесса и творчество ради результата заслуживают внимания, но в случае работы с малышами важно найти баланс между ними. Ребенку нужно показывать и объяснять способы и техники работы, знакомить с материалами но в то же время давать ему свободу для их использования. Только так можно достичь полной реализации творческого потенциала ребенка и способствовать его полноценному развитию.
А как Вы относитесь к расписанию творческими занятиями? Есть ли оно у Вас?