4K подписчиков

Солженицын призывал "Жить не по лжи". Что вам не нравится в его призывах?

Ярлык "неполживый" сейчас применяют в негативном смысле к людям, с убеждениями которых не просто не согласны, а считают эти убеждения вредными и опасными.

Ярлык "неполживый" сейчас применяют в негативном смысле к людям, с убеждениями которых не просто не согласны, а считают эти убеждения вредными и опасными. Что не так с призывами Солженицына "жить не по лжи"?

«Жить не по лжи!» — публицистическое эссе Александра Солженицына, обращённое к советской интеллигенции. Опубликовано в самиздате 13 февраля 1974 года, датировано предыдущим днём — днём ареста Солженицына.

Социальный портрет общества 60-х-70‑х годов ХХ века, как его видел Солженицын, содержал такие свойства и характеристики, что призывать это общество к активному неповиновению было безнадёжно, но и бессмысленно. Солженицын предлагал соотечественникам всего лишь личное неучастие во лжи.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. И с этого дня он:
- впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
- такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;
- живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
- не приведёт ни устно, ни письменно ни одной "руководящей" цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
- не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
- не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;
- не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искажённое обсуждение вопроса;
- тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;
- не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются.

Что в этом призыве плохого?

Ровным счетом ничего. Если, конечно, не считать, что постоянно говорить правду невозможно и допуская возможность исключений. Есть же такие понятия, как личная тайна, врачебный, государственная, военная.

На вопросы — можно ли всё время говорить одну только чистую правду? В политике? В семейной жизни? В медицине? В юриспруденции? В быту, наконец?.. — и социологи, и философы-моралисты уверенно отвечают: нет, нельзя: вся правда непереносима.

Но мы-то понимаем, что не о таких исключениях речь.

Все понимают, что жить по правде — это не значит просто не лгать. Это ещё значит не молчать, из соображений целесообразности и политкорректности, это значит — не признавать и лжи во спасение. Самое главное - не лгать самому себе.

Уместно вспомнить, что писал о правде в поэме "Василий Теркин" Александр Твардовский:

А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

Солженицын никогда никого не призывал к активным формам борьбы, к открытому столкновению, предлагая лишь пассивное сопротивление тем тысячам поверивших ему людей, которые согласно логике политического противостояния могли бы стать пушечным мясом.

Не участвовать в неправде

«Что, если бы вас вдруг заставили всегда говорить одну только правду?» — этот вопрос социологи чсто задавали российским гражданам всех возрастов, с разным уровнем достатка. Оказалось, люди в большинстве своем радостно готовы обманывать государство, скрывая доходы, получая зарплаты в конвертах, воруя в маленьких и больших масштабах и хвастаясь этим. При этом к власти у них требования много выше, чем к самим себе.

Продать чужаку, который двух слов связать на русском не может, сертификат о знании русского языка — это тоже ложь. Ложь не во спасение, а во вред самому продающему, не говоря уже об обществе, о стране. Сегодня ты дал кому-то возможность незаконно жить в стране, завтра он тебя же и прикончит. И те несколько тысяч рублей, которые ты получил от него за липовый документ, тебя никак не спасут.

Ради нескольких тысяч согласиться малевать на стенах через трафареты места, где торгуют смертоносными смесями, а потом требовать от власти бороться с наркоманией — тоже ложь и тоже прежде всего самому себе.

Так что же или кто скомпроментировал девизы Солженицына?

Он же сам и скомпроментировал своим участием во лжи, направленной против России. Его художественные произведения стали использоваться врагами для разрушения страны, а он тому не препятствовал. При этом его произведения были именно художественными, где с правдой переплетается вымысел, но выдавались последователями за документальные.

С чем вы согласны, а с чем нет?

О Солженицыне "Мнемозина" также писала здесь:

Солженицын и Твардовский: как уничтожили автора “Василия Тёркина”