Александр Санчесо, родом из Литвы, уже более 20 лет странствует по морским просторам. Он раскрывает свой выбор морской профессии, постоянные обучения и повышения квалификации, опыт работы на танкерах и оффшорных судах, а также рассказывает о вызовах, требованиях профессионалов, навыках, заработках, повседневной жизни и планах на будущее.
Поиски занятости с приличным доходом
— Мой родной город - Клайпеда, Литва. Здесь проживают все члены моей семьи: родители, бабушки и дедушки. Я провел здесь 43 года своей жизни и, кажется, не тороплюсь менять место проживания (улыбается). Меня зовут Александр, но на работе и в "морском сообществе" меня знают как Алекс. Я закончил обучение в морском колледже при Клайпедском университете (теперь Литовская морская академия в Клайпеде). У меня не было высшего образования, поэтому сейчас я прохожу дополнительные курсы для получения полноценного высшего образования. Большую часть своей жизни я посвятил морю. Конечно, будучи студентом, я подрабатывал на других работах, не связанных с морем. После окончания морской академии я сразу отправился в море, и с тех пор всё моё существование связано с этим элементом. О работе в море я услышал в 1998 году, когда поступил в мореходную академию. В конце 90-х Литва не обеспечивала должным образом своих граждан работой, а тем более, высокооплачиваемой. У моей семьи были знакомые моряки, и я решил, что если хочу честно зарабатывать и обеспечивать свое будущее, то должен ходить в море.
Покорение танкерного флота, затем переход к оффшору
— Мой первый опыт на танкере пришел ко мне на втором рейсе. Закончив первый рейс, я проходил кадетскую практику на специализированном судне голландской компании. Имея немного денег, я решил пройти специализированные курсы для работников танкерного флота. Исходно это были обзорные курсы по всем трем видам танкеров: нефтяные, химические и газовые. После завершения я впервые присоединился к работе на танкере в качестве О.S. (ordinary seaman), или младшего матроса. В процессе работы меня повысили до старшего матроса. В общем, чтобы стать частью танкерного экипажа, необходимо, как минимум, пройти базовый вводный курс для танкеристов и затем накапливать дни и месяцы в открытом море. На тот момент работа в море требовалось 12 месяцев для прохождения специализированных курсов. Я смог собрать этот опыт, совершив два рейса, по 6 месяцев каждый. После завершения необходимого срока и прохождения курсов, я получил право работать третьим помощником капитана. После первого опыта на танкере моя страсть к этой работе только усилилась. Я предпочитал химовозы, перевозившие химические вещества в жидкой форме. Я продолжал работать на химовозах, поднимаясь по карьерной лестнице, пока не достиг статуса старшего помощника капитана. Затем пришла эпоха "оффшорного бума". Решив попробовать что-то новое, я отправился работать на суда оффшорного флота.
Вторым помощником капитана на оффшорном судне
— Благодаря моему опыту старшего помощника капитана на химовозах, я быстро занял достаточно высокий пост на оффшорных судах. Мои обязанности включали работу на так называемых "хэндлерах", перемещающих буровые вышки. Я также участвовал в обслуживании ветряных мельниц на вспомогательных судах оффшорного флота, что стало весьма популярным. В те годы на это был спрос, платили отличные деньги, даже предоставляли обучение операторам системы динамического позиционирования. Зарплата на оффшорных судах сильно варьировалась. Во времена подъема на рынке и повышенного спроса, зарплаты были высокими. Например, моя зарплата на должности второго помощника DPO (Dynamic Positioning Operator), управляющего судном с использованием системы динамического позиционирования, составляла около 12 тысяч долларов в месяц. Этот период длился около 5 лет. В связи с наступлением "нефтяного кризиса" я решил вернуться к танкерам до того, как начнутся увольнения и снижение зарплат на оффшорных судах. Имея стаж работы в море около 12 лет, в том числе на танкерах, я удачно вернулся в предыдущую танкерную компанию, где ранее уже трудился, и с тех пор работаю там.
Нефтегруз "Эксперт-Маринер": заработные платы на пике в торговом флоте
— Когда человек решает привязать свою судьбу к морю - не просто выбрать профессию, а фактически связать свою жизнь с бескрайней голубизной, возможно, можно разговаривать о трех ключевых направлениях. Первое, подходящее для тех, кто жаждет финансового благополучия, - рыболовный флот. Независимо от должности, моряки на рыболовных судах зарабатывают внушительные суммы. Второе направление - оффшорный флот. Оно привлекает любителей техники и электроники. На этих судах трудно, но динамично, но мне лично эта сфера не близка. Оффшорные суда ограничивают по возрасту — прием на работу до 45 лет. Если вы уже работаете там долго, вас не уволят после 45, но попасть туда в таком возрасте почти невозможно. И, наконец, третье направление - это путь полного обучения и карьерного роста. Это длительный путь — суда торгового флота. Среди самых высокооплачиваемых судов этого флота, конечно же, танкеры. Есть суда, перевозящие отходы от ядерных реакторов, с огромными зарплатами, но работать там не каждый захочет. Эти компании закрытые, с лимитами по возрасту и прочими сложностями. Приступая к работе на танкере, зарплаты не будут сразу высокими, ведь вы начнете с низкой должности. На судах многое зависит от вашей позиции. Самая высокооплачиваемая работа на тех танкерах, что перевозят сжиженный газ. Третьим механикам могут платить 12-14 тысяч долларов. У старпомов еще больше. Если говорить о нефтеналивных танкерах и химовозах, зарплаты могут быть еще выше. Наиболее щедрые выплаты - на шаттл-танкерах, перекачивающих нефть прямо из скважин. Я отработал полгода на такой компании, но из-за смены управленческого состава, решил уйти.
Изнурительная 24/7 рутина с теми же лицами
— Основное внимание на судне уделяется обеспечению безопасности. Здесь регулярно проводятся обучающие курсы в соответствии с мировыми стандартами. Компетентные компании финансируют эти занятия и выделяют время для их прохождения. У меня стаж в море - 22 года, из которых 11 лет в открытом океане. Когда я отправился в первый долгий рейс в 2001 году, привлекло чувство уникальности. На судне возникает своя своеобразная каста, и ты чувствуешь себя исследователем. В истории были аргонавты, а я, возможно, наслаждался чувством, что являюсь одним из них. Тем не менее, неудобство - это отсутствие перемен. 24/7 в металлическом ящике, видя те же лица, день ото дня, месяц за месяцем, - это настоящее испытание. В настоящее время у меня, в должности старшего помощника, нет строго определенного графика, так как заходы в порт не регламентированы. Выходных у меня практически нет. Сложность также в характерах членов экипажа. Внутри ограниченного пространства непреложно сталкиваются индивидуальности. Конфликты редки, и мы стараемся не обращать внимание на трудовые недопонимания. Приятным моментом является возможность после хорошего сна встретиться с экипажем, выпить кофе и просто поговорить. Когда у нас есть свободное время, мы звоним своим семьям. Мы всегда на связи, но иногда сил не хватает. Желание связаться с близкими всегда присутствует, но не всегда хватает сил передавать усталость.
По возвращении из рейса посвящаю время семье
— В нашем экипаже многонациональные представители из Швеции, Филиппин, Польши, Украины, Литвы, России и Голландии. Общение ведем на английском. На танкерах владение английским языком также обязательно, как воздух. Благодаря этой профессии я начал воспринимать мир и людей иначе, научился видеть суть в различных ситуациях. Мои близкие всегда поддерживали мой выбор, несмотря на то, что в Литве морская профессия не так популярна, как в Латвии. Мои родные всегда уважали мое морское призвание. Бывали случаи, когда окружающие считали меня эксцентриком, проводя полгода в море. Многие просто не осведомлены, что рейсы бывают и короткие. После трудных рейсов первая мысль - хорошо выспаться, восстановить ритм. Затем я уделяю время детям, вожу их в школу, посещаем развлечения. По возвращении я наслаждаюсь временем с семьей в загородном доме. Садоводство приносит умиротворение. На данный момент у меня все идет хорошо, есть планы, есть амбиции. Хочу продвинуться в карьере и стать капитаном. Море вдохновляет на стремление к большему. Я буду продолжать работать в море, ведь эта профессия основана на труде и честности.