Эту технологию принято связывать с семейством Медичи. Они были известными ценителями искусства. Хотя мозаичные картины из камня создавали и раньше — в Египте и Вавилоне.
Слово «флорентийская» отсылает нас к Италии. Именно флорентийские мастера прославили этот вид искусства. Картины удивительной красоты украшали богатые дома и капеллы.
В Россию флорентийская мозаика пришла при императрице Елизавете Петровне. Отечественные мастера быстро разобрались, что к чему, и шедевры стали создавать не хуже итальянских. Особенно преуспели Петербургская, Колыванская и Екатеринбургская фабрики. История мозаичного дела связана с Домом Фаберже. В такой технике они изготавливали много интерьерных вещиц: столешницы, шкатулки и панно.
Отличие флорентийской мозаики от других в том, что каменные детали подгоняются друг к другу вплотную, границы и стыки практически неразличимы. Это и делает технику трудоёмкой и сложной. До сих пор мозаики изготавливают вручную. Ни одна машина на такие «подвиги» не способна. И чем работа мельче, тем сложность ее выполнения выше.
Как создаётся мозаика? Из камней нарезают тонкие пластины в 1-2 мм. Нужно не просто подобрать камни по цвету. Следует учесть их свойства и структуру. В мозаичных полотнах используют всю палитру поделочных камней: мрамор, яшму, сердолик, халцедон, лазурит, оникс, кварц, бирюзу и малахит. Последний был любим нашими мастерами за сложный рисунок и цветовые переходы.
Есть два вида набора рисунка: прямой и обратный. При прямом наборе части рисунка выкладывают сразу на основу. Обратный набор — когда части мозаики выкладывают по специальным трафаретам «лицом вниз». Представляете, какая должна быть точность каждого движения?! После подгонки рисунка его полируют, чтобы поверхность была идеально ровной.
Флорентийскую мозаику можно увидеть не только в лучших музеях мира. Она есть в Исаакиевском соборе, Новом Эрмитаже и Петергофе. А ещё на некоторых станциях московского метро. Да-да, в советское время эту технику тоже не забывали.
Особенно впечатляет флорентийская мозаика в малых, так сказать, формах. А точнее — в ювелирных украшениях. Чтобы собрать миниатюрный каменный рисунок на подвеске, серьгах или броши, требуются поистине титанические усилия. Поэтому и стоят подобные украшения недешево. Да и не каждый мастер возьмётся за такую работу.
Мы рискнули. И решили выпустить браслеты и подвески со вставками из сложной, редкой и очень эффектной флорентийской мозаики, которые нам изготавливают под заказ.
Нам очень нравится мысль, что такие украшения могут стать чьей-то семейной реликвией и передаваться из поколения в поколение. Поверьте, они и флорентийская мозаика того заслуживают.