"Ну, погоди!". Серия 14. Четырнадцатый выпуск
К мультсериалу, особенно когда его смотришь "взрослыми" глазами, на самом деле есть много вопросов. Очень уж напоминает всё происходящее отношения в пресловутом треугольнике Карпмана (отношения, в которых люди поочередно играют роли Преследователя, Спасателя и Жертвы, манипулируя друг другом), но такие, какие обычно бывают в паре, а не среди друзей, родственников или коллег.
С одной стороны, это можно легко объяснить тем, что любой автор так или иначе проецирует свой психологический опыт на своё творение. Поэтому отношения показаны так, как их могли показать. А могли, видимо, именно так, как показали, и обсуждать здесь нечего. С другой стороны, эти проекции могли наложиться на сознательно заложенную в фильм идею и даже вступить с ней в противоречие. Вот на это очень похоже.
Заяц – фигура во многом "женская". Конечно, он Заяц, а не Зайка и не Зайчиха, из-за чего воспринимается как фигура мужского пола. А еще он в шортиках, а не в юбке. В общем, зайчик-мальчик. И иногда это не совсем уместно.
Давайте даже закроем глаза на то, что у Зайца женский голос Клары Румяновой. Просто он у него тоненький, юный, еще не сломавшийся, мальчишеский.
Я даже могу закрыть глаза на то, как Волк и Заяц переодеваются в деда Мороза и Снегурочку. Комичность ситуаций с переодеванием часто в фильмах связывается именно с визуальным "изменением пола" нарядившегося. Мужчина переодевается в женское, женщина – в мужское. Волк в лучших традициях этой истории наряжается Снегурочкой. А вот Заяц... Либо традиция нарушилась, либо Заяц остался в мужском образе от безысходности. Ну, мы не виноваты, что Заяц мальчик, переоделся в то, во что подвернулось.
Вот что действительно удивляет, так это то, что Заяц и Волк частенько исполняют парные танцы. И ведет всегда Волк. Заяц (видимо, в силу размеров) оказывается тем, кого ведут в танце. Но как же он в этом органичен! Такое ощущение, что всегда только так и танцует. Вопрос, с чего бы Зайцу танцевать женские партии? Или просто Волк так отлично ведет?
Что касается 14-го выпуска, то здесь вопросы к этой паре явно приобретают новое звучание. В части мультфильма, которая идет перед титрами, Волк примеряет на себя роль Спасателя и идет примиряться с Зайцем. Он приходит к нему в гости, так сказать без предупреждения, но... с огромным букетом роз и бутылочкой чего-то шипучего (написано-то "Сидр", но бутылка и пробка явно с отсылкой к шампанскому).
В квартире у Зайца висит картина с отсылкой к Красной Шапочке. Ну тоже, как ни посмотри, а образ женский. И если Волк это волк, то Заяц... Красная Шапочка? А не секрет, как эта сказка трактуется в том же юнгианском подходе.
Что-то я не могу припомнить из жизни ситуаций, когда мужик к мужику приходил с таким вот джентльменским набором. Почему розы? Почему такой пышный букет? Сам Волк явно предпочел бы что-то покрепче, но к даме в гости принято с вином или шампанским сидром. Еще один вопрос: зачем Волку налаживать отношения с Зайцем? Какая у него мотивация?
Вот в парах, между мужчиной и женщиной, застрявших в треугольнике Карпмана, такие примирительные романтические "свидания" действительно не редкость.
Это происходит, прежде всего, в силу "сценария игры".
Манипулятивные отношения на том и держатся, что в них много выяснения отношений, выноса мозга и эмоциональных качелей. Допустим, мужчина находится в роли "Преследователя", а женщина – в роли "Жертвы". Такая игра довольно быстро утомляет. Чтобы придать ей динамики и остроты, партнеры должны поменяться ролями или просто отдохнуть от надоевшей роли. Очень часто это происходит через "промежуточную", переходную роль, например, "Спасателя".
Например, мужчина агрессирует через ревность (преследователь), а женщина оправдывается и доказывает ему, что не давала повода для подозрений (жертва). В какой-то момент мужчина говорит: "Какой я балбес, солнце мое! Ты лучшая женщина на свете! Ты верная, как я вообще мог в тебе сомневаться?!". Мужчина переключается в "Спасателя", пытается "спасти" отношения, ради чего и тащит цветы, подарки, шампанское, лучезарную улыбку, теплые объятия и заверения в том, как теперь всё будет хорошо. В жизни пары наступает эмоционально-розовый этап с повышенной долей романтичности. А потом бац, и идиллия кончается на пустом месте.
Теперь уже женщина наслаждается ролью "Преследователя", ядовито заявляя: "И это всё, на что ты способен? Цветы и бла-бла-бла? Думаешь, запудришь мне мозги всей этой романтикой и мне этого будет достаточно? Да иди ты, с этими цветами!". А потом еще и подружке напоет: "Хороших подарков не делает, в отпуск не возит, замуж не зовет, а туда же, еще ревнует! Он мне кто, муж что ли?".
В случае, когда мужчина сам возвращается к роли "Преследователя" после небольшого спасательского отпуска, он находит повод, чтобы снова обвинить: "Да я для тебя вон сколько, и луну, и солнце, и букет, а ты не ценишь, всё тебе мало. Да тебе штамп в паспорте дороже моих чувств!".
Ну, это, конечно, очень упрощенно и стереотипно, но модель переключения здесь увидеть можно.
И совсем уж неудивительно, что "свидание" Волка и Зайца пошло "не по плану". Лучше сказать, оно пошло "по сценарию". Волк не совладал с пробкой, разнес Зайцу всю комнату, вылетел в окно и пожалел о своих благих намерениях. Ну, а дальше... всё как обычно.
Когда "Преследователь" встречается с "Жертвой", все их перемирия временные и краткие. Отдохнули немного и по новой: играть, манипулировать, выяснять отношения.
Возможно, будь наш Заяц девочкой, всё в мультфильме было бы логичнее. Но и двусмысленности было бы больше, подтекста. Создатели мультсериала изящно этого избежали. Заяц действительно символизирует "женскую" линию в этих взаимоотношениях, но деликатно – не по половому признаку, а "философически": как инь, на который всегда находится ян.
Все статьи рубрики "Ну, погоди!" – в этой подборке: