6,2K подписчиков

Если бы Заяц был девочкой, это ответило бы на многие вопросы

5,8K прочитали

"Ну, погоди!". Серия 14. Четырнадцатый выпуск

К мультсериалу, особенно когда его смотришь "взрослыми" глазами, на самом деле есть много вопросов. Очень уж напоминает всё происходящее отношения в пресловутом треугольнике Карпмана (отношения, в которых люди поочередно играют роли Преследователя, Спасателя и Жертвы, манипулируя друг другом), но такие, какие обычно бывают в паре, а не среди друзей, родственников или коллег.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

С одной стороны, это можно легко объяснить тем, что любой автор так или иначе проецирует свой психологический опыт на своё творение. Поэтому отношения показаны так, как их могли показать. А могли, видимо, именно так, как показали, и обсуждать здесь нечего. С другой стороны, эти проекции могли наложиться на сознательно заложенную в фильм идею и даже вступить с ней в противоречие. Вот на это очень похоже.

Заяц – фигура во многом "женская". Конечно, он Заяц, а не Зайка и не Зайчиха, из-за чего воспринимается как фигура мужского пола. А еще он в шортиках, а не в юбке. В общем, зайчик-мальчик. И иногда это не совсем уместно.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Давайте даже закроем глаза на то, что у Зайца женский голос Клары Румяновой. Просто он у него тоненький, юный, еще не сломавшийся, мальчишеский.

Я даже могу закрыть глаза на то, как Волк и Заяц переодеваются в деда Мороза и Снегурочку. Комичность ситуаций с переодеванием часто в фильмах связывается именно с визуальным "изменением пола" нарядившегося. Мужчина переодевается в женское, женщина – в мужское. Волк в лучших традициях этой истории наряжается Снегурочкой. А вот Заяц... Либо традиция нарушилась, либо Заяц остался в мужском образе от безысходности. Ну, мы не виноваты, что Заяц мальчик, переоделся в то, во что подвернулось.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Вот что действительно удивляет, так это то, что Заяц и Волк частенько исполняют парные танцы. И ведет всегда Волк. Заяц (видимо, в силу размеров) оказывается тем, кого ведут в танце. Но как же он в этом органичен! Такое ощущение, что всегда только так и танцует. Вопрос, с чего бы Зайцу танцевать женские партии? Или просто Волк так отлично ведет?

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Что касается 14-го выпуска, то здесь вопросы к этой паре явно приобретают новое звучание. В части мультфильма, которая идет перед титрами, Волк примеряет на себя роль Спасателя и идет примиряться с Зайцем. Он приходит к нему в гости, так сказать без предупреждения, но... с огромным букетом роз и бутылочкой чего-то шипучего (написано-то "Сидр", но бутылка и пробка явно с отсылкой к шампанскому).

В квартире у Зайца висит картина с отсылкой к Красной Шапочке. Ну тоже, как ни посмотри, а образ женский. И если Волк это волк, то Заяц... Красная Шапочка? А не секрет, как эта сказка трактуется в том же юнгианском подходе.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Что-то я не могу припомнить из жизни ситуаций, когда мужик к мужику приходил с таким вот джентльменским набором. Почему розы? Почему такой пышный букет? Сам Волк явно предпочел бы что-то покрепче, но к даме в гости принято с вином или шампанским сидром. Еще один вопрос: зачем Волку налаживать отношения с Зайцем? Какая у него мотивация?

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Вот в парах, между мужчиной и женщиной, застрявших в треугольнике Карпмана, такие примирительные романтические "свидания" действительно не редкость.

Это происходит, прежде всего, в силу "сценария игры".

Манипулятивные отношения на том и держатся, что в них много выяснения отношений, выноса мозга и эмоциональных качелей. Допустим, мужчина находится в роли "Преследователя", а женщина – в роли "Жертвы". Такая игра довольно быстро утомляет. Чтобы придать ей динамики и остроты, партнеры должны поменяться ролями или просто отдохнуть от надоевшей роли. Очень часто это происходит через "промежуточную", переходную роль, например, "Спасателя".

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Например, мужчина агрессирует через ревность (преследователь), а женщина оправдывается и доказывает ему, что не давала повода для подозрений (жертва). В какой-то момент мужчина говорит: "Какой я балбес, солнце мое! Ты лучшая женщина на свете! Ты верная, как я вообще мог в тебе сомневаться?!". Мужчина переключается в "Спасателя", пытается "спасти" отношения, ради чего и тащит цветы, подарки, шампанское, лучезарную улыбку, теплые объятия и заверения в том, как теперь всё будет хорошо. В жизни пары наступает эмоционально-розовый этап с повышенной долей романтичности. А потом бац, и идиллия кончается на пустом месте.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Теперь уже женщина наслаждается ролью "Преследователя", ядовито заявляя: "И это всё, на что ты способен? Цветы и бла-бла-бла? Думаешь, запудришь мне мозги всей этой романтикой и мне этого будет достаточно? Да иди ты, с этими цветами!". А потом еще и подружке напоет: "Хороших подарков не делает, в отпуск не возит, замуж не зовет, а туда же, еще ревнует! Он мне кто, муж что ли?".

В случае, когда мужчина сам возвращается к роли "Преследователя" после небольшого спасательского отпуска, он находит повод, чтобы снова обвинить: "Да я для тебя вон сколько, и луну, и солнце, и букет, а ты не ценишь, всё тебе мало. Да тебе штамп в паспорте дороже моих чувств!".

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Ну, это, конечно, очень упрощенно и стереотипно, но модель переключения здесь увидеть можно.

И совсем уж неудивительно, что "свидание" Волка и Зайца пошло "не по плану". Лучше сказать, оно пошло "по сценарию". Волк не совладал с пробкой, разнес Зайцу всю комнату, вылетел в окно и пожалел о своих благих намерениях. Ну, а дальше... всё как обычно.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Когда "Преследователь" встречается с "Жертвой", все их перемирия временные и краткие. Отдохнули немного и по новой: играть, манипулировать, выяснять отношения.

Возможно, будь наш Заяц девочкой, всё в мультфильме было бы логичнее. Но и двусмысленности было бы больше, подтекста. Создатели мультсериала изящно этого избежали. Заяц действительно символизирует "женскую" линию в этих взаимоотношениях, но деликатно – не по половому признаку, а "философически": как инь, на который всегда находится ян.

Все статьи рубрики "Ну, погоди!" – в этой подборке: