После многолетнего труда в различных секторах, от финансовых дел до экспертов в сфере интернет-банковского обслуживания, Мария решила изменить свой путь и стать барменом, проходя обучение в Барной Ассоциации России. Она начала свой путь за стойкой в Петербурге, однако желание новых приключений привело ее на морские просторы. Ее первый контракт был на круизном пароходе, и за это время она посетила 51 страну, погрузившись в культуры и традиции различных уголков планеты. Это незабываемое путешествие охватывало Персидский залив, Индийский океан, а также ОАЭ, Оман, Индию, Южную Африку, Азию и множество других мест. Для Марии работа на корабле стала не только источником дохода, но и уникальной возможностью расширить свои горизонты и увидеть мир во всей его красоте и разнообразии.
Приобретенные навыки во время работы на круизном лайнере
Мой профессиональный путь начался с роли ассистента бармена на плавучем лайнере, где моя работа в море заключалась в обслуживании посетителей с аналогичными обязанностями, за исключением административных задач. Главной целью было обеспечение высокого уровня обслуживания. В процессе работы в американской компании я приобрела не только навыки в приготовлении напитков и поддержании порядка в баре, но также освоила технические умения сантехника и уборщика, соблюдая строгие стандарты безопасности и проходя проверки на борту. Каждый член экипажа нес ответственность за безопасность пассажиров, что требовало прохождения обширных тренингов и учебных симуляций. В французских и итальянских компаниях, где я продолжала работать барменом, мои обязанности расширились до ведения документации, включая учет запасов, проведение инвентаризации и взаимодействие со складом. Работа на круизном лайнере представляет собой уникальный опыт, который развивает множество навыков и требует высокой профессиональной ответственности.
Ключевые этапы и требования для занятости на круизном лайнере
Для вступления в состав экипажа круизного лайнера за границей, необходимы хорошие знания английского языка. Даже при уровне B1, первые месяцы на корабле могут оказаться сложными из-за разнообразия акцентов среди представителей более чем 50 национальностей. Морская подготовка - еще один существенный этап. Потребность в сертификатах зависит от должности. Например, я прошла обучение по пожарной безопасности с практическими занятиями в полном экипировочном комплекте и обучающие курсы в бассейне с использованием средств спасения. Результаты практической работы фиксируются в морском дневнике, хотя для моего первого контракта мне хватило лишь удостоверения личности моряка. Медицинское обследование - еще одно обязательное условие. Это всестороннее обследование, включающее анализ крови и проверку состояния вестибулярного аппарата. Поскольку срок действия результатов медицинских проверок составляет два года, а контракты часто превышают этот период, необходимо обновлять медицинские данные перед каждым контрактом. Хотя некоторые компании все еще нанимают сотрудников старше 30 лет для работы в море, опыт работы часто становится ключевым критерием. Наличие детей или других семейных обязательств не является препятствием, однако длительное отсутствие дома может быть морально непростым.
Ограничения и запреты в работе на круизном лайнере
При первом погружении в жизнь на судне, меня поразило многое: разнообразие акцентов английского языка, огромные размеры корабля и огромное количество информации, которую нужно было усвоить. Это не только меню баров и стандарты обслуживания, но и правила безопасности. Работа на смене в течение 11 часов без перерывов становилась настоящим вызовом. Для поддержания хороших отношений с пассажирами необходимо придерживаться стандартов компании, проявлять ориентацию на клиента, обладать человеческими качествами и обаянием. Многие из нас обменивались контактами и продолжаем поддерживать связь. Однако на судах существуют и определенные запреты. Например, категорически запрещено нарушать личные границы, вступать в интимные отношения или посещать каюты пассажиров. В наших компаниях за такие нарушения сразу же увольняют.
Работа на море: гибкий график и редкие перерывы.
В соответствии с договором, рабочая смена продолжается 11 часов, что в общей сложности составляет не более 77 часов в неделю. Однако на практике эти цифры могут быть выше, особенно для барменов, у которых смены иногда растягиваются до 13-15 часов. Отпускных дней на корабле формально нет, что отличает работу на море от работы на суше. Но и здесь есть исключения: отпуск может быть предоставлен экипажу за выдающиеся достижения или по желанию руководства. Например, мы получали выходные за высокие продажи или если просили менеджера разрешить посетить групповую экскурсию. Это подчеркивает значение человеческого фактора в организации трудового процесса. Я помню, что мой первый отдых во время первого контракта был предоставлен после 6 месяцев работы в порту Таиланда. Когда я увидела это в графике, мне было трудно поверить, потому что я уже не знала, как провести свободное время. Постепенно ты привыкаешь к непрерывному ритму работы и трудно переключиться на другой режим. Важно отметить, что такой график распространяется в основном на ресторанный и гостиничный департамент. Артисты, музыканты, танцоры, специалисты по СПА-процедурам и фотографы, например, имеют более гибкий график и больше свободного времени. С опытом я научилась быстро планировать свое свободное время. Иногда мне удавалось получить выходные, и я даже могла отправиться на целый день экскурсии в такие знаменитые места, как Рим, Рио-де Жанейро и Пуэрто-Рико. Кроме того, во время пребывания в портах я также могла прогуляться по магазинам и отдохнуть на пляже.
Заработок персонала на круизном лайнере
Обычно мы проводим в море примерно 7 дней, но бывают и краткие круизы длительностью 3 дня (что является особенно напряженным временем для персонала бара и обслуживания), а также продолжительные круизы, превышающие 30 дней. На открытом море более двух дней становится сложно, поскольку объем работы возрастает из-за присутствия всех пассажиров на борту. Для меня самым продолжительным периодом в море был переход через Атлантический океан, а также время во время эпидемии, что, безусловно, стало особым периодом. Как я справлялась с усталостью? Отдыхом, посещением портов, шопингом, вечеринками для экипажа и общением с друзьями. Однако после 6 месяцев работы приоритет отдавался сну, поскольку накопленная усталость начинала проявляться, а также возникало чувство тоски по дому. Минимальная заработная плата на корабле составляет около 600 долларов, но это для низших должностей, таких как уборщики и помощники посудомойщиков. В отделах бара и обслуживания предусмотрены официальные ставки и дополнительные премии. Заработная плата работы в море зависит от компании; например, в американской компании за работу помощника бармена я получала 1800 долларов, а в итальянской - 1050 долларов. Есть компании, где за работу бармена платят от 2500 долларов и выше, а офицерам машинного отделения, управления, менеджерам по безопасности и прочим могут быть предложены заработные платы более 5000 долларов.
Работа на круизном лайнере: волнующие переживания и эмоции.
Для меня самым сложным эмоционально было приспособиться к постоянному ритму жизни и удаленности от близких. Многие из моих коллег ушли после первого месяца труда. Я сама после каждого контракта уговаривала себя, что больше не вернусь. Но уже за спиной 9 контрактов (улыбка на лице). Но самое приятное в этой работе - это, конечно же, заработок, а также возможность путешествовать и погружаться в мир и культуру других личностей. Среди наиболее захватывающих моментов на работе есть множество радостных воспоминаний. Это разнообразные экскурсии, вечеринки для экипажа и знакомства с гостями. Например, помню случай, когда стюардесса попросила меня помочь с русскоязычными посетителями, и оказалось, что мы родом из одного города. Мы встретились на корабле у берегов Китая. Или как я случайно встретила своих клиентов из парохода в кафе в Таиланде и Мексике, и они угостили меня обедом. Однажды клиент, узнав о моей мечте посетить Сингапурские Юниверсал Студио, подарил мне 100 долларов чаевых, чтобы я осуществила свою мечту. Вспоминаю также вечеринки для экипажа. Самые незабываемые были на третьем контракте, когда мои коллеги из Перу обучали меня танцевать сальсу. И помню, как капитан сделал остановку во время путешествия на французском экспедиционном судне, чтобы мы все могли наблюдать за китами. Это были незабываемые моменты. У меня было так много впечатлений, что я решила начать писать книгу о жизни на корабле во время эпидемии. Конечно, были и неприятные ситуации с офицерами, коллегами и посетителями. Самый сложный контракт был в Бразилии. Там не только труд был непрерывным, но и менталитет гостей сильно отличался. Мне приходилось сталкиваться с неприятными ситуациями, включая метание счетов и устные выходки.
Занимаюсь продажей круизов.
Служба в море на круизном лайнере – это схоже с настоящим колледжем жизни, аналогично военной службе для мужчин. Это путь, который радикально преобразил мою личность, подарил мне силу и расширил мой кругозор. Однако дальнейшая работа на лайнерах не входит в мои долгосрочные планы. В мае 2023 года я приняла решение о завершении. Я стремлюсь к самостоятельным путешествиям в роли туриста и занятию удаленной деятельностью. В настоящее время я занята продажей круизных экскурсий, и мой прежний опыт на кораблях значительно помогает мне в этом. Хотя, как говорится, никогда не говори "никогда". Если предложат контракт на исследовательском судне, я с радостью соглашусь, поскольку это был самый уникальный опыт в моей карьере, и я бы хотела повторить его. Что касается отношений моей семьи к моей работе, то мои родители, конечно, всегда переживали за мое благополучие, особенно, когда я не могла связаться с ними из-за отсутствия интернета. Мама с облегчением вздохнула, когда я вернулась на сушу и объявила, что больше не собираюсь уходить. В то же время они гордились моими достижениями и рассказами о разных странах. Что касается моих интимных отношений, то у меня были романы с мужчинами на судах. Моя последняя связь продлилась 2,5 года, поскольку мы работали вместе на лайнерах. Но поддерживать отношения на расстоянии – это очень сложно, и далеко не всегда удается.