Найти в Дзене
Наталья Вереск

От осинки не родятся апельсинки (рассказ)

Как же права была мама, думал Андрей, глядя на ту, что была как ему казалось, любовью всей его жизни. И такая горечь раскатилась где-то там внутри, ведь столько лет он наказывал своих родителей, за те слова, что сказала тогда мама... Целых 20 лет он практически не общался с родителями и даже не попрощался с отцом, а ведь мама звонила, говорила, что отец заболел....

Какой же он был дурак, вот зачем, зачем... он постучал кулаком себя по лбу, зачем? И слёзы, которые он с трудом сдерживал, покатились ручейками по его лицу.

Зойка, Зойка Иванова, Зайчик как он любил её называть. День, когда он в неё влюбился он помнил очень хорошо. Это произошло в выпускном девятом классе, в их деревне была только неполная средняя школа, а дальше нужно было ехать учиться в районный центр, ну или уже в город в училище или техникум.

Зойка была девчонкой неприметной, спокойной и какой-то правильной, порядочной. Семья у ней была большая и состояла из трёх братьев и двух сестёр. Зойка была самой старшей, и вся забота о младших детях лежала на её плечах. Андрей даже удивлялся, как она успевала так хорошо учится, ведь была хорошисткой в классе, даже не так она была даже отличницей, но учителя специально занижали ей оценки, ведь её родители были запойными алкашами.

Пятёрки строго получала Лилька Смирнова дочка председателя местного колхоза имени Ленина. В то советское время председатель колхоза был человек влиятельный всеми уважаемый, да и школе он хорошо помогал.

Лилька была противной девчонкой, которая получала всё, что хотела и вообще не знала слова "Нет". Вот все проблемы Зойки начались именно из-за Лильки. Вот, что Лилька не поделила с молодой учительницей математики Анной Николаевной, никто не знал, оставалось только догадываться. Ведь Анна Николаевна приехала из города на практику и не привыкла ставить пятёрки ни за что ни про что.

Андрей немного подслушал разговор учителей, когда шёл мимо учительской. Анну Николаевну отчитывала директор школы:

-Анна Николаевна, почему Лиля Смирнова получила тройку за контрольную?

-Этот вопрос нужно задавать не мне!

-А кому? - не унималась директриса, - Вы же учитель математики, с Вас и весь спрос, как вы преподаёте предмет, если даже наша отличница Лилечка Смирнова, ничего не понимает?

-Вера Петровна! - не выдержала Анна Николаевна, - но ведь остальные ученики всё поняли, даже Иван Коровин на четвёрку написал! А ведь он двоечник, значит я преподаю свой предмет правильно! Разве вам так не кажется? И ставить незаслуженные оценки я не буду!

— Ну это мы ещё посмотрим! - зло произнесла директор, - Вы свободны Анна Николаевна, мы с вами ещё поговорим!

-Я считаю, мы обо всём с вами уже поговорили! - тихо произнесла учительница и резко вышла, чуть не столкнувшись с Андреем, на её глазах он заметил слёзы.

-Ты чего здесь? - спросила она удивлённо, -да я вас искал, хотел спросить вот как решить пример...

-Потом! - произнесла она с улыбкой, быстро смахнув выкатившуюся слезу, - после уроков подойдёшь.

Лилька была так обижена на учительницу, что принесла в школу солидол и измазала стул Анны Николаевны, потому что та любила носить светлое льняное платье.

Учительница не глядя отодвинула стул, дети все затихли в ожидании, и только Зойка сказала:

-Анна Николаевна, не садитесь стул грязный!

-Кто это сделал? - строго произнесла учительница.

И тут подскочила Лилька и с ехидной улыбкой произнесла, так это Зойка-помойка и намазала вам солидолом стул, видимо настолько её зацепило, что Зойка за контрольную получила пять.

— Это не я, не я - начала оправдываться Зоя, - Я бы никогда Анна Николаевна, я бы никогда... - она закрыла глаза руками и заплакала.

И Андрей тут же вспомнил поговорку отца "Не делай добра и не получишь зла", она оказалась тут прямо к месту.

Учительница, конечно, была не глупой и не поверила, что это могла сделать Зоя, и она догадывалась, что это дело рук Лили. Но одноклассники, которых Лиля давно запугала, тем, что их родителей уволит их отец и они помрут с голоду, только подтвердили, что это сделала Зоя и её родителей вызвали в школу. Подробностей Андрей не знал, как уж наказали Зою, но она стала какой-то поникшей, да и одноклассники перестали с ней общаться и называли стукачкой и Зойка-помойка, тоже к ней приклеилось.

В тот день Андрей уже подходил к своему дому, когда увидел, что Зойку окружили четверо мальчишек лет восьми и кричали Зойка-помойка и подбегали, и толкали её. Андрей не выдержал и подбежал к ней:

-Ну ка отошли от неё! - грозно заорал он, - мальчишки испугались и разбежались в разные стороны. Андрей был высоким и мускулистым парнем, и несмотря на свой шестнадцатилетний возраст, выглядел очень взрослым, возможно тяжёлый деревенский труд так сказывался. Он всегда помогал отцу, особенно когда его не было, он колол дрова, носил воду. Отец работал вахтой, его постоянно не было дома, зато зарабатывал хорошо.

-Спасибо! - произнесла Зоя и заплакала, посмотрев на него своими большими голубыми глазами, которые обрамляли длинные чёрные ресницы, таких длинных он ещё ни разу не видел и как он их раньше не замечал….

Он долго смотрел на неё, просто не мог оторвать глаз, настолько красивой была Зоя и почему он раньше и вообще, как это было не заметить....

-Давай я тебя домой провожу! - Зоя жила через четыре дома от него, практически соседи....

-Хорошо, - кивнула она.

Сердце Андрея бешено колотилось, и когда она зашла домой, он ещё долго стоял и смотрел на её дом, что-то с ним происходило, и он никак не мог понять, что. Он всю ночь думал о ней, и она даже ему приснилась, как он её целует...

На следующий день он бежал в школу как сумасшедший. Зоя сидела одна, после того случая с ней сидеть никто не хотел.

-Я с тобой сяду? - спросил он, садясь за парту с ней рядом.

Она кивнула и улыбнулась, его сердце снова часто забилось.

В классе воцарилась тишина, все повернув головы, смотрели на них, кто-то от удивления даже рот открыл, словно увидели какое-то чудо. Но с того дня всё изменилось, Зою перестали задирать, и они стали вместе ходить со школы домой.

Андрей даже себе представлял, что когда они будут совсем взрослыми, то непременно поженятся и уедут жить в город.

Последние экзамены были сданы и все готовились к выпускному, он уже официально предложил Зои дружить, он так её любил, что ему казалось если он её не увидит хотя бы день, то умрёт.

После школы он собрался учиться в городе в строительном техникуме.

-Я никуда не поеду! - произнесла Зоя, когда они разговаривали о своём будущем, не на что меня родителям посылать в город у нас денег совсем нет. Пойду дояркой в наш колхоз, как мамка буду… - грустно произносила она.

-Я выучусь и тебя отсюда заберу! - обещал он, крепко целуя её в губы.

Вечером, когда они собрались ужинать мама спросила, как у него дела, он ответил, что всё хорошо и он обязательно женится на Зои, когда закончит учёбу.

-Я против! - как-то резко произнесла мама, - Слышишь я против!

Он от мамы такого не ожидал.

-Почему?

-Ты же знаешь из какой она семьи? - Он кивнул, - Из семьи запойных алкоголиков!

-И что? - не понял он, причём тут сама Зоя.

-Как что? - мама вскинула руками, - Как что? Твоя Зойка тоже со временем пить начнёт и превратиться в такую же алкоголичку, как и её мать!

Андрей удивлённо поднял на неё брови, словно видел мать впервые.

- Запомни сынок мои слова! - Она подняла указательный палец к верху. - От осинки не родятся апельсинки! И если ты продолжишь с ней общаться, то я тебе не мать! И отец со мной согласен, - она кинула взгляд на отца, тот молча кивнул головой.

-Да вы, да как вы можете, так со мной! - закричал Андрей, и убежал в свою комнату.

С Зоей он стал видеться меньше, а когда уехал на учебу то совсем перестал приезжать в деревню. Отец отправлял ему деньги, и этого ему было достаточно, но родителей он больше видеть не хотел. Он их наказывал за своё разрушенное счастье. За то, что они были против его Зои. С женщинами у него как-то не складывалось все они были какие-то не такие, или просто они были не Зоей.

И сейчас он приехал спустя 20 лет, проводить отца в последний путь. Мама совсем состарилась и стала какой-то чужой. Они шли вместе она держалась за его руку чтобы не упасть, он не чувствовал ничего, совершенно ничего внутри была какая- то пустота.

Тут к ним приблизилась их соседка баба Маша, которая совершенно не менялась, вот как двадцать лет назад была такой и сейчас оставалась. Даже одежда на ней как будто была таже самая. Хоть и на дворе стоял жаркий июль, одета она была в тёплые коричневые колготки с шерстяными носками, в коричневую кофту на пуговицах, видимо коричневый был её любимым цветом и юбку в клетку. На голове был чёрный платок, соответствующий ситуации, но вот, что ей жарко заметно не было. На лбу не было ни капельки пота, в отличии от его, с которого пот уже начинал бежать ручьём, солнце нещадно палило.

-Посмотри, посмотри! - шепнула он маме, - Зойка похмелиться пришла! Еще и ребёнка притащила.

Андрей резко посмотрел в ту сторону, в которую смотрела баба Маша.

Он её сразу узнал, хотя она уже смутно напоминала ту его Зою. Это была качающаяся растрёпанная женщина с маленькой девочкой на руках. Девчонке было лет пять, она была чумазой, но очень счастливой и когда мать качало в сторону она начинала смеяться.

-Шестерых наплодила, прикинь! - ткнула его локтем в бок баба Маша, неожиданно оказавшаяся рядом с ним. -Бестолковая, хоть о детях бы подумала! - она осуждающе покачала головой.

-А кто её муж? - зачем-то спросил он.

-Так этот, ваш же одноклассник Ванька Коровин!

Он вспомнил того самого двоечника и вообще балбеса Ваньку, вот он бы никогда не подумал, что она его Зоя выйдет за него замуж.

-Привет! - кто-то тихо прошептал у него за спиной, он и баба Маша обернулись. - Я тебе это соболезную, ну это прими мои соболезнования! - прошептала она заплетающимся языком и улыбнулась, показав отсутствующий передний зуб.

В голове Андрея снова пронеслись мамины слова, от осинки не родятся апельсинки!

Когда отца начали закапывать Андрей горько заплакал, упав на колени, он столько лет не общался с родителями и ради чего, ради того, что мама окажется права. Но где-то там ему всё же казалось, что, если бы он не послушал родителей и забрал Зою в город, у них всё могло бы быть иначе, не будь он таким трусом.

Он крепко прижал к себе старенькую маму и снова горько заплакал.

-Тише сынок, - она погладила его по голове, - отец на тебя зла не держал и у тебя просил прощения! И меня ты прости, мы ведь всегда хотим добра детям! - она посмотрела на Зою, которая, поймав её взгляд широко улыбнулась. - Но я же тебе говорила от осинки не родятся апельсинки!

Конец.

Весь контент является объектом авторского права, любое копирование ЗАПРЕЩЕНО!