Юрий Мамонтов
ВСТУПЛЕНИЕ
До «свободного» пересечения государственной границы гражданами СССР «туда и обратно» оставалось несколько лет. Народ плавно готовился к желаемым переменам. Шли 1980-е.
К обязанностям дежурных сил на аэродроме добавились действия по «НАБАТУ». В расположении дежурных сил помимо световой сигнализации «ГОТОВНОСТЬ №1» прибавилась сигнализация со словами «НАБАТ». Действия по «набату» проверялись перед заступлением на боевое дежурство и во время его несения старшими начальниками — от командира авиационного полка до офицеров вышестоящих штабов с орг.выводами в случае ошибок и неточностей.
В аэропорту Талаги в один из дней мы были предупреждены, что проверять будут реально спецслужбы, которые умеют выполнять только это и ничего другого. Если обезоружат — пеняйте на себя. Мы всё дословно поняли и предупредили тоже — применим оружие на поражение. Каждый из нас вынул пистолет из нагрудного кармана и проверил его. Солдаты и сержанты срочной службы тоже осмотрели личное оружие. «Шутить не надо!». Но обошлось.
По сигналу «НАБАТ» автомобиль, приданный дежурному по приёму выпуску самолётов, немедленно пересекал взлётно-посадочную полосу и останавливался для пресечения взлёта самолёта. Водитель покидал автомобиль и занимал безопасное место неподалёку. Дежурные силы приводились в готовность номер один. Вызывалось усиление. Караул роты охраны - «в ружьё!». Органы милиции на воздушном транспорте в готовности. Спецгруппа обезвреживания террористов поднималась по тревоге. Всё это обязано было предотвратить угон самолёта. Тренировки проводились регулярно.
Действия угонщиков были «смоделированы» в фильме «НАБАТ». Фильм демострировался как учебный всему офицерскому составу и прапорщикам авиационной части. Фильм был под грифом ДСП. Его крутили в Доме Офицеров в гарнизоне. В главной роли угонщицы — Наталья Варлей. Угоняемый самолёт — Ту-134.
Особое внимание уделялось дежурным силам на аэродромах совместного базирования - где пассажирский аэропорт совмещён с военным аэродромом.
Эта статья об угонах самолётов и угонщиках. Кто они? Что двигало их на совершение преступлений? Деньги? Нежелание жить в обществе, в котором родились и выросли? Может быть это преступники, уходящие от ответственности? На эти вопросы каждый читатель ответит сам. Кстати, угоны были и на нетрезвую голову. Я буду рассказывать о тех минувших событиях, в которых участвовали разные категории граждан. Эта тема была закрытой. Подробности событий большинству в то время было неизвестно.
В гражданской авиации зафиксирована 91 попытка угонов самолётов. 26 угонов удались. Так, только за период 1958 -1989 год 11 угонов и 36 попыток угонов.
Общее количество по другим данным в СССР и СНГ — 142 случая.
Каждый эпизод в этой статье достоин более ёмкого рассказа с картами, схемами и фотографиями.
ФАКТЫ ИЗ ПРОШЛОГО, НО НЕ ВСЕ...
08 января 1954 года. Два угонщика пытаются улететь на Ли-2 в Финляндию. Рейс «Таллин — Ленинград». Бортмеханик дополнительно выполнял обязанности бортпроводника. После взлёта выходит в салон и сталкивается за дверью с мужчиной и женщиной с оружием в руках. Гремят четыре выстрела. Пилоты вступают в схватку. Посадка в Таллине.
Июнь 1954 года. Город Новосибирск. Бортмеханик взлетает на Ил-12. 4 часа полёта над городом. Желание отомстить неверной жене путём тарана дома. Угонщик самолёт посадил и сам сел, на три года. За него вступился С.В. Ильюшин. Была создана реклама самолёту, который мог летать в руках неопытного человека.
Аэродром Йыхви. Сентябрь 1958 года. Неудачная попытка угона самолёта Авиа 14. Самолёт сгорел.
25 октября 1958 года в Якутии пытаются угнать Ан-2. Посёлок Нижние Кресты. Попытка двух угонщиков пресечена.
21 июня 1961 года. Аэр. Ашхабад. Неудачная попытка двух преступников.
10 сентября 1961 года. Аэр. Ереван. Як-12. На пассажирских местах три угонщика. Пилот отказывается лететь в соседнее государств и тогда угонщики наносят удары ножами. Пилот выполнил посадку на своей территории. Один угонщик погиб во время посадки, два других ранены. Пилот награждён.
29 сентября 1964 года самолёт захватили в воздухе над Чёрным морем. Пилоты обманули угонщиков, отключив курсовую систему выполнили маневры над морем и заход на посадку не в Румынии, а в Кишинёве. На посадке пилоты получили ранения. Самолёт перевернулся. Преступники бежали. Через несколько дней ценой жизней двух милиционеров они были задержаны.
03 августа 1966 года три вооружённых преступника после взлёта из Поти захватили Ан-2. Пилоты выполнили фигуры пилотажа, при которых пассажиры и пилоты всё же скрутили угонщиков. Пилотов наградили орденами, пассажиров медалями.
13 марта 1967 года из Туапсе пилот аэрофлота пытается угнать самолёт в Турцию. Летел на высоте 10 метров. Як-28П с ракетами не сумел поразить цель. Пушки МиГ-17 сделали своё дело. Самолёт сбили в нейтральных водах. Это был единственный случай поражения угоняемого самолёта.
1969 год. Угоняют Ил-14. Рейс «Ленинград-Таллин». Угонщики две женщины и двое мужчин. В руках у них автомат, обрез и муляж гранаты. После взлёта требуют посадку в Швеции. Началась перестрелка. (у пилотов было оружие?). Полилась кровь. И всё же посадка в Ленинграде. Угонщиц задержали, а мужчины-угонщики скрылись. Позднее один из них был убит, а другой задержан.
15 июня 1970 года предотвращён угон Ан-2. Рейс «Ленинград-Приозёрск». Цель: угон в Финляндию. Далее - жительство в Израиле. Выкуплены все билеты на этот рейс. Разыгрывается вариант свадебного путешествия. Среди угонщиков лётчик для пилотирования Ан-2. Во время посадки на борт группу задержали у самолёта.
15 октября 1970 года Ан-24 сел в Турции. Этот случай известен многим. Погибла бортпроводник Надежда Курченко. Бандиты стреляли во всех членов экипажа. Табельного оружия у экипажа не было. Обмануть угонщиков в воздухе не получилось. Знали маршрут и кроки аэродрома посадки? Преступники отказались признать, что стреляли из пистолета (?). В Литве (г. Клайпеда) установлен девятиметровый крест в память о бандитах. Угонщики отец и сын. В 2002 году сын убил отца и получил 26 лет тюремного заключения в США.
27 октября 1970 года угнали в Турцию рейс «Керчь-Краснодар». Угонщиков выдали.
13 ноября 1970 года экипаж и пассажиры предотвратили угон Ил-14 из Вильнюса.
В Армении в том же году некие умельцы, используя списанный авиационный двигатель стали создавать летательный аппарат с целью перелёта в Турцию. Были арестованы.
С 1971 года каждый рейс стал сопровождаться вооружённым специалистом в штатском. Экипаж вооружили. Дверь в пилотскую кабину установили бронированную с глазком. Были условные сигналы. Ввели досмотр личной клади. Билеты продавали только по паспорту. С 1986 года по 1991 год было изъято: 2.103 единицы огнестрельного оружия, 99.912 холодного, 768.000 боеприпасов, гранат, снарядов и тысячи запрещённого для перевозки (легко воспламеняющихся веществ). (Автор: в 1980 году в Толмачёво у меня изъяли лётный нож). И всё же в 1987 — 1988 году в аэропортах при выполнении досмотров не были обнаружены: (Алма-Ата) 5 единиц огнестрельного оружия и боеприпасы, (Павлодар) пистолет, гранат, нож, (Целиноград, Кокчетав) пистолеты и гранаты.
(Автор: Во время службы мне приходилось часто летать пассажиром. На одном из рейсов на Ту-154 пассажир ошибочно пошёл в сторону пилотской кабины. Я сидел рядом, но несколько сзади от другого «пассажира». Который резко правую руку сунул под пиджак под левую подмышку и энергично привстал. Всё обошлось. Пассажир понял, что заблудился и пошёл к своему месту назад от кабины пилотов. С «охранником» мы переглянулись. Поняли друг друга. Демаскирующие признаки были. Эти парни появлялись из неоткуда. В руках никаких вещей не было. Носили пиджаки и наплечную кобуру.)
27 марта 1972 года несанкционированный взлёт на Ан-2. За штурвалом командир другого Ан-2. Таранил самолётом дом, в котором жил на третьем этаже. Месть жене. Подобное произошло годами позже — 26 сентября 1976 года в Новосибирске. Месть второго пилота Ан-2 тёще и тестю.
23 апреля 1973 года на рейсе «Ленинград-Москва» через стюардессу передали записку о немедленном следовании в Швецию. Требования размещены на четырёх страницах (?). Угрожали взрывом всего самолёта Ту-104. «Много позднее» стало известно, что пассажир состоял на учёте в психоневрологическом диспансере. И всё же бомба была. При заходе на посадку в Пулково (Ленинград) угонщик взорвал бомбу. Погиб сам, убил бортмеханика (как переговорщика). От взрыва была вырвана наружная дверь, а передняя нога шасси не встала на замок выпущенного положения. После касания выпущен тормозной парашют, а сам пробег был закончен на грунтовой боковой полосе безопасности. В аэропортах установили металлоискатели.
19 мая 1973 года угоняли Ту-104 рейсом «Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита». Самолёт взорвали в воздухе. Обломки на площади 250 квадратных километров. На земле был свидетель случившегося. При осмотре нашли тело сопровождавшего рейс, его пистолет без двух патронов. И тело угонщика с пулевым ранением в область сердца. Погиб 81 человек. Табельное оружие сопровождающим рейсы принято решение не применять в дальнейшем.
25 июля 1973 года в Турцию угнали Ан-2 из Ростовской области. Угонщик получил убежище в Канаде, а на следующий день 26 июля 1973 года Ил-14 не смогли угнать из Вильнюса. Кончилось перестрелкой.
03 ноября 1973 года молодые парни, сделав обрезы из ружей вылетели в числе пассажиров на самолёте Як-40 из аэропорта Быково (Москва). Требования полёта в Швецию и 1,5 млн долларов в придачу, как подарок. Полёт в Брянск, потом опять в Москву и наконец посадка во Внуково. Переговоры. Штурм самолёта. Один угонщик застрелен, другой сам застрелился, а третий позднее отправлен на принудительное лечение. Во время штурма пассажиры побежали и ...получили ранения. Перестраховались те, кто штурмовал борт.
В туалете Ил-62 в 1976 году нашли записку с требованием следовать в Израиль. Обошлось. Через месяц нашли изготовителя этой записки.
04 июля 1976 года предотвращён угон Ан-2 в Иран. Рейс «Грозный -Элиста».
23 сентября 1976 года всё же в Иран угнали Ан-2. Угонщик — второй пилот. Через два дня вернули и самолёт, и пилота для 12-ти лет тюрьмы.
В мае 1977 года под угрозой взрыва угнан Ан-24 в Швецию. Рейс «Рига-Даугавпилс». Сели в Стокгольме. Ранее судимый Сосновский получил политическое убежище и … четыре года тюрьмы. Самолёт и пассажиры возвращены.
17 июня 1977 года. Рейс «Рига-Таллин». В Финляндию угнали Як-40 с помощью учебной гранаты. Уставшие от двухдневных переговоров угонщики (их двое) уснули и вскоре были переданы полицией советской стороне. Один «ушёл» в тюрьму на 8 лет, другой на 15.
Из Тарту (Прибалтика) не удалась попытка угона Ан-2 19 октября 1977 года. Угонщик обезврежен на земле. А 06 ноября 1977 года Ан-24 рейсом «Паланга -Вильнюс» должен был сесть по требованию угонщика в Швейцарии. В руках угонщика граната (оказавшаяся при проверке муляжом). Посадка выполнена в Вильнюсе. Угонщик взят по стражу.
09 апреля 1978 года в воздухе захвачен Як-40. Рейс «Рига-Таллин». На борту 14 пассажиров. Угонщик стреляет из пистолета в бронированную дверь пилотов. Вместо Швеции сели в Пярну (СССР).
01 мая 1978 года. Ил-18. Рейс «Ашхабад- Минеральные Воды». У угонщика пистолет и граната. Требование: Иран. Экипаж применил оружие. Угонщик убит.
15 октября 1978 года. Ан-24. Рейс «Симферополь-Одесса». На взлёте выстрел в салоне из пистолета. Угон. Экстренная посадка. Арестован.
09 ноября 1978 года. Ан-24. Рейс «Грозный-Баку». Угон в Турцию. Угонщик стреляет в бортмеханика. Потом в обшивке найдут четыре пробоины. Экипаж заходит на посадку в Махачкале. Угонщик застрелился.
10 ноября 1978 года. Ан-24. Угон. Рейс «Сухуми-Батуми». Сели в Батуми. Угонщик задержан.
06 января 1979 года в аэропорту Пулково (Ленинград) задержаны трое мужчин и две женщины пытавшиеся доставить на борт огнестрельное оружие и взрывчатку. Попытка шантажа для освобождения четырёх арестованных и выполнения полёта в Норвегию. Желание по убытию за рубеж реализовано, но после длительного срока тюремного заключения.
14 мая 1979 года. г. Новокузнецк. Два преступника захватили заложников в автобусе. Убили пассажира, оказавшего им сопротивление. Потребовали вылет в Японию. Для переброски в более крупный аэропорт им выделили Ми-8. При посадке в вертолёт один угонщик убит, а второй задержан.
14 сентября 1979 года. Ил-18. Рейс «Анадырь-Магадан- Хабаровск». На борту конвой. Угонщик конвойный. В руках пистолет. Требование: посадка в США. Для устрашения убивает старшего конвоя, но получает смертельную пулю от сослуживца.
20 марта 1980 года из Баку вылетел Ту-134. Угонщик угрожал ножом для изменения полёта в Турцию. Экипаж задержал угонщика.
В 1970-х была попытка угона за рубежом нашего Ту-154. Угонщики обезврежены. Позднее, 18 мая 1989 года наш Ил-62 пробывали угнать из Анголы в Танзанию. Злоумышленника арестовали.
В 1980 году сопровождение рейсов вооружёнными специалистами было прекращено.
08 июля 1982 года пассажир Ту-154 заняв место в салоне попросил через стюардессу «много» денег и ...получил наручники и другое.
07 ноября 1982 года экипаж Ан-24 (рейс «Новороссийск - Одесса») передал на землю, что один из пассажиров вооружён ножом и требует следовать в Турцию. Бортмеханик и пассажир пытались обезвредить угонщика. Но у угонщика были два сообщника, которые применили самодельный пистолет, ранили бортмеханика и пассажира и заявили о применении взрывного устройства. Посадка произведена в Синопе (Турция). Угоняли самолёт этнические немцы, которых не выпускали в ФРГ. Самолёт и пассажиров на следующий день вернули. Угонщики угодили на восемь лет в турецкую тюрьму.
23 января 1983 года угонщик прикрепил взрывное устройство на тело под одежду. Досмотры выполнялись: в Ашхабаде, Ереване. Из Еревана Як-40 пошёл в Берд. В пути угонщика обезвредили. Посадка произведена в Ленинакане.
27 мая 1983 года угнали сельскохозяйственный Ан-2 из Латвии в Швецию. Посадка была произведена на острове Готланд. Ан-2 возвратили, а угонщик получил…политическое убежище.
05 июля 1983 года угонщики возраста 19 и 20 лет используя магнитофон, назвав его взрывным устройством, захотели, чтобы Ту-134 по маршруту Москва-Таллин полетел в Великобританию. Вместо дозаправки в финском аэродроме Котка экипаж посадил свой самолёт на военном аэродроме под Ленинградом (Вещево). На борту офицер фельдъегерь с пистолетом. Он застрелил одного угонщика, а второго ранил.
«Оставшегося» угонщика ждала тюрьма на 12 лет.
18 ноября 1983 года. Ту-134. Рейс «Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград». Свадебная пара с сопровождающими — два парня и две девушки. Договорились, а точнее вступили в сговор с международным сектором аэропорта Тбилиси, чтобы не проходить досмотр. В итоге на борту оказалось огнестрельное и холодное оружие, в довесок гранаты и ещё трое угонщиков. Получилась вооружённая банда из семи человек. После взлёта застрелили пассажира, ранили ещё двух, избили стюардесс. Стюардессы кнопку сигнализации о нападении нажать не успели. На стук пилотскую дверь открыл штурман-инструктор и получил семь пуль. Ранили бортинженера. За занавеской проверяемый штурман, он застрелил одного из угонщиков, ранил ещё двух нападавших, а штурмана-инструктора втянул в кабину и закрыл её. Банда в салоне начала беспорядочную стрельбу и ранили 6 пассажиров. Заход на посадку выполнялся в Тбилиси. Во время посадки застрелился «жених». На рулении две угонщицы и две стюардессы попытались убежать. Стюардессу бандиты застрелили.
Самолёт остановился. Оставшиеся бандиты требуют дозаправить самолёт и продолжить полёт за пределы СССР, иначе обещают взорвать самолёт. Переговорщики и родственники угонщиков цели не достигли. В итоге штурм самолёта. Он занял 8 минут. Был суд. Четырёх бандитов приговорили к расстрелу, «невесте» «дали» 14 лет. Кстати, организатора угона не было на борту. Ранее он получил документы на выезд из страны и… «получил» тоже смертный приговор. Кто были угонщики? Это отдельная и скандальная история. Её я опускаю в повествовании. Вообще, всё изложенное мной требует более полного рассказа.
17 ноября 1985 года. На борту Ан-24 угонщики муж и жена. В руках муляж взрывного устройства. Из Таллина полёт за границу им не удался. Сели в Эстонии. Начались переговоры о сдаче. Уговорили. В итоге муж «ушёл» на 15 лет, а жена на пять.
19 декабря 1985 года второй пилот угнал Ан-24 в Китай. Дождался, когда в кабине он остался вместе с командиром и приставил нож к командиру экипажа. Топлива не хватило, сели в поле. Самолёт и пассажиров вернули. Угонщик после 4 лет тюрьмы в Китае выдан СССР и отправился ещё на 5 лет.
20 сентября 1986 года четверо военнослужащих-срочников попытались осуществить угон самолёта в Уфе. Трое вскрыли оружейную комнату, находясь в наряде, взяли автомат, снайперскую винтовку, пулемёт. Четвёртый находился в карауле. «Забрать» бронетранспортёр с полным боекомплектом не получилось. Он был необходим для прорыва на лётное поле аэропорта. В итоге захватили такси. Случайно их стала останавливать милиция. Напугавшись, угонщики открыли огонь из автомата и пулемёта. Убили милиционеров. Четвёртый сообщник пост не покинул и отказался участвовать в затеянном. Такси прибыло в аэропорт в составе двух угонщиков, без третьего и четвёртого. Прорвались в улетавший из Уфы в Нижневартовск Ту-134. Экипаж закрылся в пилотской кабине. Пассажир, который призвал угонщиков к благоразумию был застрелен из пулемёта. Убит ещё один пассажир очередью из автомата. В обшивке самолёта появились пробоины. Требование: лететь в Пакистан. От другого самолёта угонщики отказались (по своим прежним обязанностям они были знакомы с методикой обезвреживания угонщиков на воздушном транспорте) и потребовали осуществить ремонт пробоин. Штурм занял 6 секунд.
27 мая 1987 года угнан Ан-2 из Литвы. Угонщик бывший второй пилот. Посадка на воду у острова Готланд (Швеция) — не хватило топлива. Угонщика шведы не выдали, а посадили сами… на два года.
13 сентября 1987 года пассажир Ту-134 показал стюардессе кусок мыла на своём теле, объяснив, что это взрывное устройство. Потребовал лететь в Париж (подлетали к Ростову). Сели в Ростове. Лечили в психбольнице г.Минска. Затем он пожил немножко в Париже и вернулся в Беларусь.
01 декабря 1988 года в Орджоникидзе захвачен автобус с учительницей и школьниками. Обменяли заложников на вылет из Минеральных Вод в Израиль и деньги. 03 декабря преступников возвратили в СССР. Судили.
08 марта 1988 года в Иркутске на борт Ту-154 поднялся ансамбль «Семь Симеонов». Угонщиков 11 человек. Угонщикам сообщили, что до Лондона не долетим и садиться будем в аэропорту Котке в Финляндии, для заправки. Сели в Вещево под Ленинградом. Допущены ошибки. Погибли люди. Кстати, в газетах были статьи и был снят фильм, даже два. Судьба угонщиков была любопытна.
30 марта 1988 года Ту-134 следовал из Фрунзе в Москву. Пассажир предложил лететь за кордон. Сели под Москвой. Оружия и запретного не нашли.
20 января 1989 года. Ту-134. Угонщик требовал лететь из Борисполя не в Одессу, а в Бухарест. Сели для дозаправки в Одессе. На борт поднялись два милиционера. Пассажиров отпустили. Стали играть в карты. Угонщик попросил пить и в этот момент милиционер выхватил из рук угонщика дипломат. Ртутной бомбы в дипломате не оказалось.
21 января 1989 года на рулении перед взлётом пассажир, держа палку, обмотанную тряпками, дипломат и зажигалку направился к кабине пилотов Ан-24. Пассажиры и стюардесса скрутили негодяя, но тот выронил дипломат и все услышали хлопок и увидели огонь. Пожар потушили. Открыли дипломат, а там ...граната.
27 февраля 1989 года. В воздухе Ту-134. Студент-пассажир передал записку. В ней не было требований на изменение маршрута. Самолёт из Ленинграда в Москву выполнил посадку в Шереметьево. В записке: «…передать меня в руки правосудия, если в СССР такое имеется». Гарантии - безопасности полёта ничего не будет угрожать. Хотели его лечить, но за студента вступилась общественность и пресса. Всплыли факты. Суд не наказал студента.
30 марта 1989 года. Ту-134 летит из Астрахани в Баку. Пассажир, находящийся во всесоюзном розыске, держит коробку с проводами. Требует доллары и полёт заграницу. Сели в Баку. 9 часов переговоров. Пассажиров отпустил. Но его всё же задержали. Двое сообщников, о которых он говорил, себя не проявили. В коробке — будильник. «Отделался» 8 годами лишения свободы.
21 декабря 1989 года. Скоро Новый год. Як-42. Рейс «Днепропетровск — Москва». Пассажир 60-ти лет угрожая взрывом требует лететь за кордон. Сели в Быково. Угонщик сдался. На борту ничего страшного и опасного не нашли. При проверке психика нормальная. Короче - «злостное хулиганство».
За 80-е было совершено 24 угона.
Новый 1990 год принёс 33 угона.
18 апреля 1990 года угонщик на борту Ту-134 рейса «Москва-Ленинград» угрожал применить биологическое оружие. Требование: проведение пресс-конференции для зарубежных журналистов в связи с событиями в Прибалтике (Литва). Сели в Вильнюсе. На борту оружия нет.
07 июня 1990 года угнан Ту-154 выполнявший рейс «Грозный-Москва». Турки застрелили угонщика.
18 июня 1990 года в прошлом второй пилот полетел зайцем из Одессы в Измаил. Утром он воспользовался заминкой экипажа, прыгнул в кабину Ан-2, запустил двигатель, вырулил на полосу и на предельной высоте «убыл» в Румынию. Всё это произошло на глазах экипажа. Описывать стресс оставшегося на земле экипажа не буду. Но над водами Румынии развернул лайнер в сторону Турции и сдался турецким властям на мысе Кефкен. Самолёт возвратили.
19 июня 1990 года. Ту-134. Рейс «Рига-Мурманск». Угонщик при себе имел большие свечи как угрозу под толовые шашки, полётную карту. Угрожая взрывом и сообщниками в пассажирском салоне, потребовал посадку в Швеции. Сели в Хельсинки. Угонщика объявили борцом за демократию. Хотя и посадили, в финскую тюрьму. Но тот в тюрьме захватил заложника. Чтобы с ним более не мучиться его отдали в СССР. Где он получил 5 лет.
30 июня 1990 года. Ту-154. На борту 152 пассажира. Рейс «Львов-Ленинград». Угонщик угрожает взрывом. Требует посадку в Швеции. 19-летний парень не хочет служить в Армии. Купил гранату и прошёл контроль в аэропорту вылета. Сели в Стокгольме. При досмотре багажа шведы нашли у других пассажиров: пистолет и штык-нож от Калаша. Угонщика вернули. Судили. Приговорили условно. Западная Украина, однако.
04 июля 1990 года пробует угнать Ту-134 в Турцию продавщица книжного магазина. Рядом двухлетняя дочь. Рейс «Адлер-Ростов-на-Дону». На борту 23 пассажира. Опять бомба. Вместо бомбы после посадки в аэропорту назначения нашли нож и молоток с проводами. Ранее она ходила жаловаться в милицию. Там смотрели футбол. Оказали невнимание. Она: «Угоню самолёт». Те: «Угоняй хоть двадцать!». Кончилось тремя годами лишения свободы. Как бы всё закончилось если бы стражи закона были внимательны к проблемам женщины?
05 июля 1990 года. Рейс «Ленинград-Львов». 19-летний учащийся СПТУ, угрожая взорвать Ту-154 заставил выполнить посадку в Швеции, в Стокгольме. Угонщик был арестован. Оружия и взрывчатки на борту не было. Испугавшись возврата в СССР в тюрьме, угонщик вскрыл вены. Закончу этот случай комичным. На борту оказался пассажир (в прошлом лётчик), который во второй раз (см. 30 июня) был в числе заложников и повторно очутился в Швеции. Среди пассажиров он вызвал подозрение и эмоции. Бывший лётчик раньше всех понял, что его опять «угоняют». Стал нервничать.
Отвлекусь. В 1970-х один из курсантов моего училища во время полёта в отпуск развернул в салоне пассажирского самолёта полётную карту и «продолжил» тренировку в сличении карты с местностью. Разбирались.
07 июля 1990 года Ан-24. Рейс «Минск-Витебск». Угонщик шантажировал взрывным устройством. Вместо Стокгольма посадка в назначенном Витебске. При проверке взрывного устройства не оказалось
10 июля 1990 года. Ту-154. Требуют полёт в Стокгольм. Две сигнальные ракеты выдают за взрывное устройство. С воздуха запрашивают результаты досмотра багажа. Самолёт с 142 пассажирами выполнил посадку в аэропорту взлёта Ленинграда.
18 июля 1990 года. Украина. Ту-134 идёт по маршруту «Одесса-Сухуми». Угонщик требует посадку в Турции под угрозой взрыва. В руках консервная банка. Сели в Сухуми.
Через несколько дней 21-летний гражданин Риги вооружившись туристическим топориком требовал изменить маршрут Ту-154 «Рига - Мурманск» на Швецию. Сели в Петрозаводске.
19 августа 1990 года. Ту-154 произвёл взлёт из Нерюнгри. Сокращённый вооружённый конвой из трёх военнослужащих выполняет охрану 15-ти человек, которые без наручников. (с подводной лодки кто убежит?). Охраняемые тоже имеют оружие - откуда-то взявшийся обрез. Он был внутри ножного протеза. Плюс появился (пронесли) макет взрывного устройства. В итоге в руках этапируемых оказались: два автомата Калашникова, 120 патронов к нему, и пистолет Макарова. Самолёт по указанию угонщиков вернулся на аэродром вылета. Пассажиры женщины и дети обменяны на оружие, бронежилеты, парашюты, и ещё двух заключённых. 6 человек из числа конвоируемых отказались улетать и покинули борт. Самолёт вылетел в Пакистан. На борту: 7 членов экипажа, 27 пассажиров, 3 разоружённых конвоира, 11 угонщиков с 4-мя автоматами Калашникова, 3-мя пистолетами Макарова …...
Была «подготовка» к парашютным прыжкам, но командир экипажа разубедил преступников. Сели в Красноярске, затем в Ташкенте. Там были дозаправки. Самолёт охраняли угонщики. В Ташкенте начали стрелять и требовать немедленный вылет. Рядом были спецназовцы. Переговоры желаемых результатов не дали. Угонщики пригрозили расстрелом пассажиров. В воздухе преступники меняют место посадки Дели на Карачи (Пакистан). В Пакистане за угон самолёта — смертная казнь. Все 11 угонщиков приговорены к смертной казни. Ввиду мусульманского праздника повешение заменено на пожизненное заключение. Начались самоубийства угонщиков. В 1998 году шестерых вернули в Россию на ...15 лет.
В 1991 году Якутское Управление Гражданской авиации решило выделять для перевозки конвоируемых специально оборудованные для этого самолёты.
30 августа 1990 года пьяный пассажир самолёта Ан-2 используя складной нож и деревянный пистолет пытался изменить маршрут из Ливны в Орёл на другой город нашей необъятной Родины - Воронеж. Угонщика отправили на лечение.
30 августа 1990 года Як-42. Рейс «Москва-Воронеж». Угонщик требует полёт в ...ФРГ. Сели в Воронеже. При нём и на борту запрещённых к перевозке предметов не обнаружено.
Гражданин, пытавшийся незаконно пересечь государственную границу с помощью поезда отбыл наказание. Выводов не сделал. Попытался совершить задуманное пешком — и опять отбыл наказание. Шёл 43-летний год его жизни. Он на рейсе «Ленинград-Архангельск». Самолёт Ту-134. Передаёт записку следовать в Швецию. Угрожает взрывом. Сели в Архангельске для дозаправки в Швецию. Угонщик передумал и сдался.
05 октября 1990 года. Як-40. Рейс «Новгород-Ленинград». Угонщик, стоявший на учёте в психоневрологическом диспансере, требует лететь в Стокгольм в Швецию. «Уговорил» под предлогом взрыва улететь за пределы России. Сели в Хельсинки в Финляндии для дозаправки. Взрывного устройства фины не обнаружили, его просто не было. 41-летнего инвалида второй группы через два месяца возвратили на Родину для продолжения лечения.
15 ноября 1990 года житель Перми под угрозой взрыва заставил изменить рейс «Ленинград-Москва». В итоге Ту-134 произвёл посадку в Хельсинки.
16 ноября 1990 года. Ту-134. Рейс «Таллин-Москва». Пассажир угрожал пластмассовым пистолетом. Сели на аэродроме взлёта, группа захвата выполнила свои обязанности.
20 декабря 1990 года угонщицей оказалась женщина.
Таким образом была «отработана» 19 попытками угона за период осени 1990 года- лета 1991 года следующая схема : взлёт, передача записки командиру экипажа об изменении маршрута полёта путём угрозы приведения в действие взрывного устройства, связь экипажа с землёй и получение информации об отсутствии каких-либо опасных предметов на борту, посадка на территории СССР и задержание угонщика. Как правило угонщик был в единственном числе. За этот период угонщик использовал 7 раз Ту-154, 5 - Ту-134, 2 раза Як-42, 2 раза Ан-24, 2 раза Ил-86 и 1 раз Як-40. За это время был случай, когда 02 декабря 1990 года на борту Ту-154 («Ленинград-Мурманск») оказалось взрывное устройство.
21 января 1991 года. В воздухе Ту-154 со 150 пассажирами. Рейс «Грозный-Одесса». Угонщик развернул самолёт в Турцию, а там власти отказались посадить самолёт под угрозой его уничтожения в воздухе. Сели в Болгарии. Угонщика там посадили.
4 марта 1991 года. Ан-24. Рейс «Котлас-Ленинград». Требование: посадка в Швеции. Сели в Ленинграде для дозаправки. Заложников угонщик выпустил. И взорвал самолёт.
А далее, далее финансовое положение жителей уменьшило поток пассажиров, а упрощённые правила выезда за пределы СССР резко снизило количество угонщиков. Но 09 ноября 1991 года Басаев стал угонщиком. В Турции в Анкаре он сделал заявление прессе и вернулся в Грозный тем же самолётом.
Но не всё было радужным.
07 июня 1992 года на трассе Ту-154 из Грозного в Москву. Стюардессе показывают гранату. Требование: полёт в Турцию. Посадка для дозаправки. Группа захвата на борту. Угонщик ходит по салону размахивая гранатой. Его подзывают к пилотской кабине. Дверь резко открывается, летят пули в угонщика, а граната на бетонку. Граната оказалась муляжём.
Захваты: 13 августа 1992 года, 05 декабря 1992 года (Ил-86). За 1992 год во время досмотров в аэропортах страны изымается :1.694 единицы огнестрельного оружия, 15.000 единиц холодного оружия, 850.000 боеприпасов (107 гранат в этом числе, и даже 3 снаряда), 9 тонн взрывчатых веществ, 53 тонны легковоспламеняющихся веществ, 31 тонна ядовитых веществ… другое запрещённое к перевозке воздушным транспортом.
20 февраля 1993 года. За 30.000 рублей в аэропорту Тюмени пропустили семейную пару с гранатами. Совершён подкуп грузчиков. Гранаты были в сумке с детскими пелёнками. Они же, грузчики пропустили на этот борт «зайцев» в количестве 9-ти штук без досмотра, но за деньги. Угонщик, позднее издаст книгу «Я угнал самолёт». Но это было после отбытия тюремного срока.
15 сентября 1993 года Ту-134 был захвачен иранцами. Угрожали гранатами. Вместо Перми посадка близ Осло. В багаже действительно оказались гранаты.
25 октября 1994 года. Угонщик пассажиров и экипаж отпустил в обмен на деньги. А потом, уже 27 октября поняв, что угон не удаётся взорвал себя в самолёте.
Угоны и попытки угонов продолжались. Лилась кровь. Гибли люди. Проходили операции по обезвреживанию угонщиков и террористов.
После 2002 года попытки угона перешли в руки пьяных пассажиров, а задержания последних выполняли здравые пассажиры.
P.S. Не детский терроризм
21 февраля 1978 года. Ту-134. Рейс «Ленинград-Мурманск». 17-летний угонщик угрожает бомбой, его требование: посадка в Осло (Норвегия). Командир экипажа: для дозаправки посадка в финской Котке. Сели в Петрозаводске. Угонщик спрятался в туалете. Полтора часа переговоров. Помогла «черёмуха». И всё же в руках угонщика была настоящая бомба. Она не сработала по причине отхода контакта от питания батареи. 6 лет из дальнейшей жизни пацана ушло на его перевоспитание.
01 апреля 1979 года. Як-40. Рейс «Симферополь-Кутаиси». Угонщики 16 и 19-летний с муляжом взрывного устройства. Экстренная посадка в Симферополе. Позднее 16-летний ученик средней школы пытался угнать Л-410 рейса «Батуми-Сухуми». Самолёт вернулся на аэродром вылета. Угонщика задержали.
07 мая 1980 года ученик 9 класса средней школы, вооружившись мелкокалиберной винтовкой перелез через ограждение аэропорта, добежал до входной двери Ту-134 и.. был задержан. Помогла запертая дверь.
09 июня 1990 года в полёте 17-летний угонщик показал гранату в руке. В итоге рейс «Минск-Мурманск» (Ту-154) закончился посадкой в Швеции. Угонщик сдался. Его передали в СССР и судили. А граната оказалась муляжом.
28 июня 1990 года 17-летний угонщик захватил Ту-154. Выполнялся рейс «Краснодар-Оренбург». Угрожал капсулой с отравляющим веществом (реально в капсуле была хлорка). Посадку требовал в Турции и для этого сели для дозаправки в Оренбурге. Открыли входную дверь для контроля дозаправки угонщиком. Во время контроля пнули под зад, и угонщик оказался на бетоне в объятиях спецов.
12 июля 1990 года. Ту-154. Рейс «Ленинград-Мурманск». «Любимая» трасса угонщиков. В воздухе 17-летний парень угрожает взрывом. Требует полёт в Швецию.
Служба досмотра с земли подтверждает об отсутствии на борту каких-либо опасных предметов. Самолёт возвращается в Ленинград. Была допущена непростительная ошибка. На борту взрывное устройство было. Пассажиры с членами экипажа сумели отобрать его из рук угонщика. Пассажиры «вычислили» сообщника (!). Самолёт благополучно сел, угонщиков посадили… в тюрьму.
03 сентября 1990 года подростки 15 и 16 лет преодолев ограждение аэродрома Пржевальск (Киргизия) захватили самолёт Ан-24 с пассажирами. Угрожали ножами и взрывом. Хотелки: после посадки в пункте назначения Фрунзе пересесть в Ту-154 и улететь в Китай. Ан-24 улетел без угонщиков (задержаны).
28 марта 1991 года. Ту-134. Рейс «Ленинград-Калиниград». Угонщик 17-летний Северодвинец. «Случайно» оказался в кабине пилотов (она была не заперта изнутри). Показал сумку якобы с бомбой. Пригрозил наличием сообщника. Потребовал изменить маршрут на Швецию. Экипаж скрутил подростка, который надолго оказался в тюрьме.
11 ноября 2000 года на борту Ту-154 следовавшего из Махачкалы в Москву 17-летний угонщик потребовал изменить маршрут в Израиль. Пугал взрывом. Израиль разрешил вход в своё воздушное пространство. Посадка произведена на базе ВВС. Взрывного устройства не обнаружено. Угонщика передали России.
29 июня 2002 года в Челябинской области пьяная компания из семи человек в возрасте от 18-ти лет и старше заставили экипаж поднять в воздух Ан-2. 10 минут полёта обернулись долгими годами в тюрьме.
В статье использовались факты из материалов С.Дроздова.