Найти в Дзене
Гульнара Гафур

Мистический суфизм…

Очень люблю суфийскую поэзию, потому хочется кратко рассказать об этом течении. Суфизм – (от слова «суфа», арабская ткань, отсюда и власяница, как атрибут аскета). Это – мистическое течение в Исламе, которое возникло в VIII веке и сформировалось в XII веке. Для суфизма характерно сочетание идеалистической метафизики и аскетической практики. В основе учения – постепенное преображение через мистическую любовь к познанию Бога, чаще в интуитивных и экстатических озарениях) и слиянию, душой с Богом. Суфизм оказал просто огромное влияние на арабскую, и особенно персидскую поэзию. Великими поэтами – суфиями были: Аттар, Саади, Руми, Джами, которых Иоганн Вольфганг Гёте занёс в свой список «золотого ряда мировой поэзии». Хотя в ранних суфийских и других персидско – поэтических направлениях «гедоника» (от древнегреческого философского течения – высшим благом является лишь то, что приносит наслаждение) и «эротика» были реалистичны, и лишь в 10 веке они стали такими, какими мы их знаем. Да, поэто

Очень люблю суфийскую поэзию, потому хочется кратко рассказать об этом течении. Суфизм – (от слова «суфа», арабская ткань, отсюда и власяница, как атрибут аскета). Это – мистическое течение в Исламе, которое возникло в VIII веке и сформировалось в XII веке. Для суфизма характерно сочетание идеалистической метафизики и аскетической практики. В основе учения – постепенное преображение через мистическую любовь к познанию Бога, чаще в интуитивных и экстатических озарениях) и слиянию, душой с Богом. Суфизм оказал просто огромное влияние на арабскую, и особенно персидскую поэзию. Великими поэтами – суфиями были: Аттар, Саади, Руми, Джами, которых Иоганн Вольфганг Гёте занёс в свой список «золотого ряда мировой поэзии». Хотя в ранних суфийских и других персидско – поэтических направлениях «гедоника» (от древнегреческого философского течения – высшим благом является лишь то, что приносит наслаждение) и «эротика» были реалистичны, и лишь в 10 веке они стали такими, какими мы их знаем. Да, поэтов - суфиев можно отнести к философам – мистикам, в особенности Аттара («Логика птиц»), остро переживающим историю народа, проявляющим высокие чувства к страдающим, обездоленным людям. Они не только сочувствовали своему народу, но и уличали в своих произведениях власть имущих и священнослужителей того времени - во взятничестве, лжи, лицемерии, жадности и сластолюбии, наставляя людей на праведную жизнь. Поэзия суфиев, имела высоконравственный, духовно – наставнический характер, повлиявший на несколько поколений, многих народов.

У кого море, тот владеет и каплей.

Всё, кроме моря – иллюзия.

Раз можно приблизиться к морю,

Зачем же охотиться за каплей росы,

Аттар. «Логика птиц»

Библиография: Ирано – Таджикская поэзия. Изд-во «Художественная литература» Москва 74г; Персидско – Таджикская классическая поэзия. Составит. М. Османов. Изд-во «Мариоф» 1986г. Душанбе.