Последняя картинка в галерее получилась немного фривольной. Но, с одной стороны, родительница, о которой я пишу, действительно настроена крайне решительно, с другой – весна, товарищи.
Весна всё спишет.
***
Поступает на тестирование к репетитору, автору статьи, девочка. Мама просит установить примерный уровень шестиклассницы по русскому языку. Девочка робкая, тихая, славная. По результатам тестирования получается, что крепкая четвёрка у неё. Грамматика прихрамывает кое-где, с диктантами хорошо. И по мелочи.
Это четвёрка. Пересылаю в письменном виде своё заключение, с подробностями, темами, пояснениями и рекомендациями по улучшению показателей.
– Но как? Может, вам времени не хватило? Давайте я доплачу, вы её ещё поспрашивайте. Там же пять! Просто это странно, уже третий репетитор говорит, что это четвёрка. Очень странно.
Спокойно объясняю, почему увидела четвёрку. Все ходы у меня записаны. Нехотя соглашается.
А потом мы разговорились. Установили видеосвязь и зависли ещё на час.
***
Мама с детства знала, что Маришка будет отличницей. Ещё до школы девочка занималась во всех секциях, до которых только можно было дотянуться. Рано научилась считать, писать, читать. В начальной школе у неё проблем не было, а если были...
Мама сглаживала острые углы. И всегда добивалась хороших оценок. Не Маришка. Мама.
"Только пятёрки ей ставили", – сокрушается ухоженная красавица, нервно теребя дорогими ногoточками идеально уложенные волосы.
Если Марина "проседала" по предметам, дама бросалась на исправление ситуации:
- доставала педагогов в классных чатах, чтобы выяснить, как улучшить положение;
- доставала их лично, чтобы уточнить, что ещё улучшить;
- вылавливала учителей вне школы и всучивала им презенты;
- участвовала во всех мероприятиях;
- будучи женщиной состоятельной, покупала для школы всякое нужное (занавески, цветы в горшках, учебные пособия и прочее);
- возглавила родительский комитет ещё тогда, когда дитё было во втором классе, чтобы всегда держать руку на пульсе.
Могли ли учителя, не найдя в себе сил сопротивляться нашей упорной героине, изменить отношение к ученице с профессионального на слегка позитивно-личное? Думаю, могли. Капельку. И стали интуитивно-бессознательно завышать.
Ни в какой сговор я не верю. Ни-ни.
Одним словом, всё было хорошо, пока в этой небольшой школе маленького городка не сменилось руководство.
А когда оно сменилось, новый директор привёл за собой парочку своих учителей, которые напрочь не знакомы с местечковыми порядками.
Так выяснилось, что у Марины нет пятёрки ни по математике, ни по русскому языку. Ну нет её.
Мама бросилась по независимым экспертам. Они (то есть, мы, репетиторы) в один голос подтвердили, что действительно хорошая девочка. Очень трудолюбивая, усидчивая, внимательная.
Но это не пятёрка.
Ну и что?! Четвёрка тоже хорошо!
Ничего подобного. Родительница во что бы то ни стало будет дальше искать пути и принимать меры, чтобы ребёнку "не испортили аттестат".
"Мы идём на золотую медаль. И никто нам в этом не помешает! Может, подскажете, кому нужно дать и сколько? Вот если бы вы были учителем в школе, вам бы какая сумма понравилась?" – доверительно моргает дива огромными (профессионально наращёнными) ресницами.
Мне даже сказать нечего. Потому что я совершенно не знаю, нет, не сумму. Предположить можно было бы. Теоретически. Я совершенно не знаю, зачем так делать.
Начинаю говорить о том, что подобные действия могут не только вызвать справедливый гнев новой администрации, но и испортить школьнице жизнь, однако мамочке становится скучно. Расстаёмся навсегда.
В данном случае более-менее понятно, почему четвёрки, а не пятёрки.
Завышенные ожидания давят на исполнителя. Возможно, снизится давление, повысятся показатели. Или достигнут потолок, что маловероятно, ведь шестой класс – начало гормональной перестройки организма. Может, ещё выстрелит Маришка и станет новым Эйнштейном.
Хотя маме-то как раз Эйнштейн не нужен. Ей отличник нужен.
Вот галерея. Листайте, пожалуйста, вправо:
Заметила, что в последнее время родителей, придающих школьным оценкам сакральное значение, становится больше.
Красотка-героиня – не самый худший вариант для учителей. Есть опасная категория родителей, она буквально вышибает из учителей хорошие оценки. Жалобами. Это нынче довольно модное увлечение. Как-нибудь отдельно расскажу. Коллеги иногда такое повествуют – оторопь берёт.
***
Дальше начинается тонкий лёд для человека, не работающего в школе. Я и правда не понимаю, на что могут повлиять отметки, если есть ОГЭ и ЕГЭ, якобы независимые показатели. Именно по результатам ЕГЭ происходит поступление в вуз.
Может быть, из-за колледжей? В некоторых из них существует конкурс аттестатов.
Неужели из-за медали? Допустим. Тогда могу блеснуть. Моя племянница получила золотую медаль по окончании одиннадцатого класса. И любить мы её больше из-за этого не стали. А в медицинский на бюджет она поступила самостоятельно, набрав запредельно высокое количество баллов.
Ну ведь не благодаря же оценкам?! Конечно нет! Работала как лошадка! У всех каникулы – у неё биология! У всех кино и ролики – у неё химия! При чём тут оценки?!
Именно в её случае оценки – это побочный продукт целеустремлённости и осознания необходимости постоянного саморазвития!
Институт, кстати, она тоже закончила с красным дипломом.
***
"А что делать, если нет у ребёнка этой целеустремлённости и этого осознания?" – резонно спросят отдельные читатели. Отвечу: "Не знаю".
Но точно знаю, чего точно делать не стоит. Зацикливаться на фиктивных оценках. Да на любых оценках не надо зацикливаться. Надо смещать акцент на процесс обучения. На знания.
В данном случае процесс гораздо важнее, чем результат.
Конечно, если ребёнок вдруг почувствовал, что ему необходима хорошая отметка по, предположим, математике; если у него появилась мотивация (как у одного моего ученика, которому папа сказал, что за тройку он ему мопед не подарит, а за четвёрку подарит), то тут другое дело. Помочь и поддержать – наша главная задача.
Должно быть: "Хочешь пятёрку? Иди и победи!"
А не: "Ну уж ты там за четверть оценку-то выпроси! Тройка-то не очень хорошо. Давай, иди и принеси мне четвёрку!"
Я-то всё понимаю, хочется, чтобы наши дети блистали. Да и способы добычи четвёрок и пятёрок, особенно в конце отчётных периодов, существуют.
А надо ли? Вот если в голове три с половиной вороны играют в сквош, надо ли? Пусть доиграют, соберутся, улетят, тогда, глядишь, и учёба наладится.
Не хотите ждать? Тогда идите к детям и мотивируйте.
Прямо сейчас!
Идите и победите!😏👍