Город — деревня — город
Будоражится бывшая крепость. Слухи заползают по улицам в дома. Снова выплескиваются на улицы и в который раз обсуждаются на лавочках под лузгание семечек, которые так любят местные бабенки.
— Что, говорят, Бийск у нас сызнова городом стал?
— Говорят…
— И нам с того какой навар будет?
— Дак никакого и не будет, как робили, так и будем…
Растет гора шелухи под ногами сударок, обсуждаются новости….
А новости и впрямь для Бийска знатные. Еще матушка императрица в 1782 году Бийску из крепости повелела городом быть. Да только после в село снова переписали. И вот сызнова — город. В 1804‑м, в аккурат 12 марта, Бийску и герб пожаловали: в щите, разделённом горизонтально надвое, в верхней половине герб Томский, а в нижней в голубом поле на золотой горе горная шахта. Так‑то в Бийске шахт с роду не бывало, ну да это еще с Колыванской губернии осталось. Не раз еще после этого Бийск то селом, то городом станет. В 1822 году — село, а через пяток лет — в 1827 снова уездный город. На этот раз уж окончательно. А спустя еще 19 годков и крепость военную вовсе прикрыли за ненадобностью. Бийск открыл новую страничку своей летописи — купеческую. А там уж и Александр, который Второй, ввел новое Городовое положение: мол, управлять делами городов больших и малых надлежит Думам на принципах выборности, всесословности и имущественного ценза.
Первые выборы
Какие такие выборы? И что за такие „гласные“ будут?
Много вопросов задавали друг другу бийчане при встречах в 1877 году. Понять пытались, что в их жизни изменится, когда Думу выберут. Голосовали то только те, у кого земли было вдосталь или кто домами какими владели. Так что большинство горожан все ж таки особо и не задумывались. Катится себе жизнь и катится от рассвета до заката. Успевай только пот со лба утирать.
Первых бийских депутатов называли гласными, и было их ни много ни мало аж 48 человек, включая мещан. Люди уважаемые, состоятельные. Шли в Думу по доброй воле, понимая, что вкладывать свои капиталы придется в городское развитие. Ни отдачи тебе, ни прибыли не будет. Работали бесплатно, собирались раз-два в месяц по мере срочной надобности. Это был первый в городе распорядительный орган, который жалование городской управе определял. Управа в свою очередь была уже органом исполнительным. Три человека вместе с городской головой заседали в управе с утра до вечера уже за жалование. А головой первым был избран купец Яков Алексеевич Сахаров. Личность неоднозначная, себе на уме.
Уже в августе 1878 года городская Дума поставила вопрос о привлечении Сахарова к ответственности за произвольные и неоправданные траты городских средств, за занижение стоимости личного имущества, чтобы затем снизить сумму оплаты городского сбора. При этом Сахаров, надо отдать ему должное, не позволял распродавать городские земли. Может быть, сие обвинение стало своеобразной местью за отказ в земельной сделке? Все возможно. Тем не менее Яков Алексеевич проработал на своем посту почти четыре года. Документов, подтверждающих его вину или невиновность, не сохранилось. Но в государственных архивах сохранился протокол по вынесению ему обвинения со стороны гласных.
Царь-батюшка местную власть оделил широкими полномочиями, только вот доходы на них думцам следовало находить самим. Что и говорить, трудно приходилось первым гласным — ни опыта, ни финансов. Потому бийские купцы попросту жертвовали недостающие средства городу.
Уже к концу первого года работы городской бюджет был потрачен, и пришлось вложить в него свои деньги по 1,5–2 тысячи рубликов с каждого. Чтоб понять, насколько великой сумма была, довольно знать, что в те времена за 700 рублей можно было дом деревянный построить — пятистенку.
В 1884 году в Думе Бийска разгорается новый скандал, в разы громче предыдущего. К тому времени городским головой уже назначен Александр Северьянович Дробинин. Так вот его гласные обвинили в покрывательстве члена управы господина Овчинникова, уличенного общественностью в краже щебня. Дело получило резонанс и дошло аж до Сената. В Бийск пришла „ругательная“ резолюция: „…Указать Дробинину на допущенную неправильность…“.
Помощник бийского окружного полицейского исправника господин Клевакин не раз отмечал нарушения в действиях и самой Думы. Например, думский строительный комитет пренебрег правилами строительных торгов при возведении нового здания городской тюрьмы. Впрочем, подобные нарушения не раз фиксировали и в иных, более крупных городах Сибири.
Но, несмотря на допущенные первыми гласными и членами управы ошибки, в 1885 году в Бийске за счет благотворительности удалось осушить отдельные Бийские улицы, построить несколько зданий для школ, скотобойню и торговые лавки.
Реформирование власти
В 1892 году в России начинается очередная городская реформа. Вновь меняется Городовое положение. Функции органов городского самоуправления существенно ограничиваются. Деятельность жестко контролируется. Система выборов тоже сильно изменилась, отчего горожан, имеющих право голоса, стало значительно меньше, примерно 0,6% от всего населения Бийска.
Новая Дума избирается в 1895 году. Все крупные предприниматели, их недвижимое и движимое имущество оценивается в тысячу и более рублей. Головой управы назначается миллионщик, купец второй гильдии Михаил Савельевич Сычев. В истории Бийска он оставит хороший след и добрую память. На собственные средства Сычев построит Форштадтское училище и Успенскую церковно-приходскую школу, будет председателем попечительского совета женской прогимназии и почетным смотрителем городского Пушкинского училища.
Первой и основной задачей новые гласные, в составе которого было 24 человека, ставят перед собой возвращение городу земель Кабинета Его Императорского Величества. С учетом того, что каждое постановление гласных отправлялось губернатору на утверждение, задача оказалась не из легких. Какому же губернатору захочется тягаться с Императорским кабинетом? Но, так или иначе, земля Бийску была передана.
А она была крайне необходима. Население Бийска стремительно росло за счет переселенцев из центральной России, и в 1897 году, согласно первой переписи населения страны, в городе проживало 17 206 человек.
С 1903 по 1913 годы бюджет Бийска увеличился в 6 раз, с 39,2 тысячи рублей до 229,7 тысячи. Среди периферийных городов Бийск занимал одно из ведущих мест по темпам экономического развития.
Подтверждением тому становится прокладка телефонной сети, первой в регионе. Установить столбы и протянуть провода подрядился господин Самострелов, известный в городе механик. Гласные подписали с ним контракт не только на проведение технических работ, но и дальнейшее обслуживание станции и абонентов. За каждый установленный номер, а их было всего двадцать, Самострелов обязан был вносить в городскую казну по три рубля. Впрочем, проблем это не вызвало, потому как первыми абонентами новой связи сами же гласные и стали. Новинка так понравилась бийчанам, что уже через семь лет число абонентов увеличилось до двух сотен. Оплата тоже выросла до 5 рублей.
Три купеческих „кита“
Хозяйственность, расчет и экономия. Вот три кита, на которых базировалась купеческая удача. Они же стали основой деятельности Бийской Думы и управы.
Значительное место в городских доходах в начале XX века занимали „прочие поступления“. Суммы во многом складывались за счёт пожертвований. Они входили в бюджет города под графой „прочие доходы“. Сюда же входили недоимки прежних лет, вырученные средства от продажи городского имущества, штрафы и взыскания. В Бийске в 1913 году 40% всех средств поступали в бюджет именно как „прочие“ доходы.
Городская Дума активно участвовала в торгово-промышленных делах региона, ходатайствовала о проведении Алтайской железной дороги, об отмене Челябинского тарифного перелома, очень обременительного для сибирской буржуазии. В 1911 году при содействии Думы Бийска открывается торговая биржа, в 1914 году — городской общественный банк.
Имена
Ассанов, Морозов, Сычев, Рыбаков… С каждым из этих имен связана либо улица Бийска, либо здание… Многие вошли в историю как великие меценаты и покровители наук и искусств.
Николай Ассанов в 1905 году собирает средства и строит Николаевскую женскую гимназию. Дарит инструменты для организации духового оркестра, выделяет средства на постройку школы „Общества попечения о начальном образовании“.
Благодаря усилиям гласных Думы в Бийске к 1917 году начальное образование мог получить каждый желающий, независимо от сословия.
Долгие годы казначеем Бийского благотворительного общества был Михаил Александрович Притчин.
О Власе Рыбакове легенды начали ходить еще при его жизни. Бийчане уважали его всем сердцем, и было за что. Он открыл и содержал богадельню для престарелых, немощных и инвалидов. В 1894 году на свои средства отлил и установил колокол на Александро-Невской церкви. Вместе с Михаилом Сычевым в 1900 году Рыбаков организовал добровольное пожарное общество и участвовал в его содержании. А ведь пожары для деревянного Бийска были настоящим бичом. Достаточно вспомнить, как однажды чуть не выгорела Казанка и пострадало от огня Архиерейское подворье.
В итоге Сычев инициировал обращение к гласным для образования в Бийске пожарного обоза.
— Комплект конюхов при пожарном обозе оказывается недостаточным. При пяти огнегасительных машинах только по одному конюху! — Михаил Савельевич говорит негромко, но убедительно. — По прибытии на пожар конюхи вынуждены оставлять лошадь на произвол, и в это время машинами руководят все кому вздумается. Это непорядок, господа. Обрывают у машин рукава, срывают гайки. Я считаю, что в пожарный обоз необходимо добавить еще шесть конюхов. Ради чего же мы город строим, если ему огонь постоянно угрожает.
Гласные подписали распоряжение, проголосовав перед этим единогласно. Этот момент можно считать началом профессиональной пожарной службы в Бийске.
Санитарное состояние улиц и дворов, борьба с эпидемиями…. Думать гласным приходилось обо всем и сразу. А ведь некоторые из них сами были полуграмотными, так что учиться науке городского управления часто приходилось на собственных ошибках.
Главное — было желание, чтобы Бийск, который они строят и развивают, процветал и жить в нем было удобно всем: и купцам, и мастеровым, и детям не хотелось никуда уезжать.
Марина Волкова