Найти тему
СМОЛЕВИЧИ | Новости

Кукольных дел мастерица делится своим сказочным вдохновением

Все материалы

СМОЛЕВИЧИ. Иногда нам всем хочется сказки – чего-то доброго, уютного, которое греет внутри. Смолевичанка Ольга РОМАНЕНКО создает сказку своими руками: она делает кукол. Причем заказывают персонажей ее авторства в основном для взрослых.

Царство текстильных кукол Ольга открыла для себя 7 лет назад. Увидела ролик в интернете и решила попробовать.

Когда кукла кого-то напоминает
Когда кукла кого-то напоминает

– Первая кукла у меня не удалась, – честно признается мастерица. – Лицом совсем не вышла. Начинала я со скульптурного текстиля и добивалась нужной формы поначалу исключительно утяжкой синтепона тянущимся материалом. Потом стала использовать проволочный каркас, а еще мне захотелось добиться более естественного лица. Я прошерстила интернет и остановилась не технике валяния. Училась у других мастеров, а потом стала привносить что-то свое.

Теперь многие ее спрашивают: «А где вы покупаете лица для кукол?». Но Ольга изготавливает их сама. Порой мастера просят сделать куклу по фотографии, чтобы совсем уж удивить получателя подарка. Ольга признается, что это непросто. И тем не менее ей удается передать не только прическу и сходство в одежде, но и уловить выражение лица.

Иногда куклы имеют назидательный характер
Иногда куклы имеют назидательный характер

– Вам приходилось видеть реакцию на такой подарок?

– Мне присылали видео, как дарили куклу. Конечно, эмоции непередаваемые. Я и сама удивилась, как кукла похожа на свою хозяйку. Но был и другой случай. Фотографии у меня не было, просто заказали куклу на мое усмотрение. А когда я отправила заказ, в ответ пришло письмо, где люди рассказали, что я угадала образ женщины, для которой предназначался подарок. Так что бывает по-разному.

– Какие материалы вы используете?

– В основном синтепон, капрон, проволоку и ткань. Но могут пригодиться и подобранные на улице камешки и ветки, глаза заказываю на торговых площадках. Начинаю с изготовления лица, потом – проволочный каркас. Обтягиваю его синтепоном и утягиваю капроном – покупаю самые дешевые синтетические колготки и выбеливаю. Лица всегда яркие – мои куклы любят косметику. В каркасе стараюсь предусмотреть все, вплоть до крошечных пальцев рук. Колодку для обуви делаю из фольги. Наряды куклам шью самые разные: от деловых до «фейных». А когда фиксирую на каркас лицо, особое внимание уделяю форме носа и посадке глаз. С лица начинаю, им же и заканчиваю: креплю на готовую, одетую куклу. Поскольку каркас проволочный, то сгибаются все части тела.

– Ольга, что доставляет вам самое большое удовольствие в этой работе?

– Полет фантазии. Если честно, не очень люблю делать кукол на заказ. Нравится, когда они сами находят своих адресатов. Люблю свободу творчества. И когда приступаю к работе над очередной куклой, никогда не знаю, какой она получится в финале. Даже если заказывают домового или ту же Бабу-ягу. Сколько бы я их ни делала, каждый раз получается по-разному.

– Как приходит образ?

– В процессе. Выкладываю ткани, рассматриваю, какое-то время вынашиваю идею в голове, а потом кукла уже рождается в руках.

– Что для вас самое главное в создании?

– Мне хочется, чтобы кукла была больше похожа на живую. Правда, однажды старший ребенок мне сказал: «Не делай больше таких живых кукол. Не все их могут воспринимать». Поэтому сейчас стараюсь сильно не увлекаться.

Ольгу часто можно встретить на выставках мастеров Смолевичского центра ремесел
Ольгу часто можно встретить на выставках мастеров Смолевичского центра ремесел
-5

– Каких кукол у вас заказывают?

– Недавно  были свадебные куклы-магниты. Я считаю, это интересная работа. На 1 сентября изготавливала кукол-первоклассников – мальчика и девочку. Но чаще всего делаю домовых, Бабу-ягу. Вот на днях три домовенка улетели в Россию.

Узнаете девчонку?
Узнаете девчонку?

– Больше заказов для взрослых или для детей?

– Для взрослых. Мои куклы больше интерьерные. Для одних это изюминка домашнего оформления, для других, когда просят сделать похожую на адресата, – способ удивить, а для некоторых – оберег. С такой целью заказывают в основном все тех же домовых или Бабу-ягу.

– Очень интересно: кому она нужна, эта недобрая бабуля?

– Я бы поспорила с тем, что это персонифицированное зло, как мы привыкли считать. Я увлекаюсь славянской мифологией и выяснила, что была у наших предков богиня Йогиня, которая оберегала детей-сирот. Есть и такое мнение. Но, так или иначе, мои сказочные бабушки никогда не получаются злыми, только добрыми. Я много лет увлекаюсь этим направлением, такой интерес возник еще в детстве. Мне интересно понять, какое значение кукле придавали наши предки. Возможно, в скором времени у меня тоже «родится» и кукла-оберег с соответствующим орнаментом и атрибутами. Но пока я еще в раздумьях. Вы знаете, в нашей культуре – белорусской и в целом славянской – есть столько всего интересного, важного, но, к сожалению, забытого. И вот одна из моих реакций на это – сопротивление иностранным словам в нашей речи. Ведь таким образом выхолащивается их значение, утрачивается суть вещей. Я работаю в магазине, где продается все для рукоделия, и когда приходят школьники и просят ткань для «шопера», обязательно побеседую, спрошу, чем  это слово лучше привычного  –  «сумка». К сожалению, часто дети говорят так вслед за педагогами. Но, мне кажется, лучше называть вещи родными именами  – чтобы не утрачивался вкус к своему.

С этой куклой не похудеешь – хочется кофе с шоколадом
С этой куклой не похудеешь – хочется кофе с шоколадом

– В каком состоянии садитесь работать над куклой?

– Только в хорошем настроении. Иначе ничего не выйдет.

– У вас дома, наверное, много кукол?

– Нет. На сегодня только домовой и Баба-яга. Как ремесленница участвую в выставках, выкладываю работы в соцсетях, и они очень быстро уходят.

Ну разве она злая?
Ну разве она злая?

– Что дает вам любимое дело? Не боитесь перегореть?

– Для меня это полет фантазии, отдых для души. А чтобы не перегореть, переключаюсь: вяжу, шью. Но все равно возвращаюсь в свою сказку, которая меня и вдохновляет.