Найти тему
Bond Voyage

Любовь к морю прививается на берегу. Гл.1 Первое лейтенантское лето

Вот и подошло к концу короткое полярное лето. Первое лейтенантское лето. И даже не лето вовсе, а так, месяц один – август. Целый месяц, как дружный десант из 18 лейтенантов, выпускников-минеров ленинградского подплава, высадился на приветливый берег Гремихи.

Дом офицеров в Гремихе. Из открытых источников.
Дом офицеров в Гремихе. Из открытых источников.
Из открытых источников.
Из открытых источников.

Однако к концу первого же дня стало понятно, что им тут не очень-то и рады. Во всяком случае, по совершенно ошалевшим и растерянным лицам кадровиков 11 флотилии явно просматривалось, что никто их здесь не ждал. А уж в таком количестве тем более. Повезло далеко не всем – двоих взяли на ТТБ, троих определили в 17 дивизию, на лодки первого поколения. Остальным сочувственно посоветовали поискать в поселке какое-нибудь пристанище и появляться периодически в штабе 3 дивизии, куда оставшихся бедолаг и приписали.

Сергей и Андрей дружили с первого курса. Все пять лет вместе. И сейчас вместе брели по Гремихе в тяжелых раздумьях.

- Андрюха, ты же здесь на стажировке был!

- И что? Был. Более того, Тесленко обещал к себе на лодку взять, но он в море…

- Ну, может, знаешь кого здесь? Надо же где-нибудь устроиться.

- Для особо сообразительных повторяю – я был на экипаже Тесленко, а он в море. Ещё есть вопросы?

- Нет, - вздохнул Серёга и вдруг его осенило! Здесь же служит Юрка Великомушин, с которым они в одном доме на Шкапина жили.

- Дрюня, ты знаешь, где штаб 41 дивизии?

- Знаю, а ты что, решил туда попроситься? – усмехнулся друг.

- Да нет, у меня там старый знакомый служит. Только что вспомнил. На Шкапина в одном доме жили. Он, правда, старше лет на шесть-семь, но, думаю, поможет. Веди нас, местный старожил, - засмеялся Сергей.

В штабе 41 дивизии долго не хотели двум пришлым лейтенантам раскрывать военные тайны. Но тут им повезло - какой-то каптри, проходивший мимо, остановился, внимательно оглядел лейтенантов и спросил:

- А зачем вам Великомушин?

Сергей объяснил, в чем дело.

- Понятно. Вторая дверь по коридору справа – кабинет флагманского ракетчика. Великомушин сейчас у него.

Друзья остановились у двери кабинета.

- Ну что мнешься? – заворчал Андрей, – Стучи.

- А вдруг не узнает? – засомневался Сергей, - столько лет не виделись.

- Поздно пить боржоми, - засмеялся Андрей и слегка подтолкнул друга к двери.

За столом сидел седоватый, слегка располневший капитан второго ранга:

- Вам чего, сынки?

- Да мы… да я…, - замялся вдруг Сергей.

И в этот момент, сидевший спиной к двери капитан-лейтенант, повернулся и воскликнул:

- Серёга, ты что ли!? Тебя и не узнать!

Здоровый, на голову выше Сергея Великомушин сгреб лейтенант в охапку и повернул голову к капдва:

- Алексей Иваныч, это дружок мой! Лейтенанта вот получил, а помню, как во дворе мальцом бегал! Мы с ним в одном доме жили! Разрешите, я пойду?

- Добро, только завтра я буду у тебя на борту, так что приготовь все, о чём говорил.

- Всё будет готово! – бодро ответил Великомушин и подтолкнул лейтенантов к выходу.

Жил Великомушин на улице Бессонова, на самом верху. По дороге Сергей рассказал Юрию о своих проблема и несчастьях.

- Ну, тоже мне несчастья! – подбодрил лейтенанта старший товарищ. – Я завтра в море ухожу, недели на три, поживешь с другом пока у меня, а там решим.

Холостяцкая квартира Великомушина была более чем скромной, но диван, раскладушка, телевизор – всё это вполне устраивало молодых лейтенантов.

Утром Великомушин убежал на пароход, а приятели стали осваиваться на новом месте.

Ежедневный распорядок дня был до ужаса однообразен – с утра лейтенанты собирались в штабе дивизии (как они говорили – на бирже труда) в надежде получить, наконец-то, место, до обеда помогали флагманскому минеру оформлять всякие разные бумажки, потом шли домой. После обеда отправлялись в сопки, благо погода стояла солнечная и теплая, да и грибной сезон был в разгаре.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

И так день за днем. Три недели пролетели не заметно. Скоро уже и хозяин квартиры должен был вернуться. А будущее пока ещё было туманным.

Очередное утро не предвещало никаких глобальных изменений в судьбе лейтенантов. Дожёвывая утренний бутерброд, Сергей подошёл в окну и, задумчиво глядя в сопки, проговорил:

- Андрюха, может, не пойдем сегодня в дивизию? Вон и погода с утра солнечная. Махнем за грибами. Может и морошка ещё где-нибудь осталась. На днях Юрка приходит с моря, вот мы грибочков-то и наберем.

- Морошка уже отошла, - назидательным тоном ответил Андрей, - но в дивизию и мне что-то не хочется. Давай часиков до 10 подождем, пока народ разойдется на службу, а там уже и за грибами можно.

Но судьба распорядилась иначе. Точнее, не судьба, а матрос-посыльный, который в полдесятого забарабанил в дверь.

Дверь открыл Андрей:

- Ну, что ломишься?

- Тащ! Капитан 2 ранга Копьев ждет вас обоих у себя. Прямо сейчас.

- Понятно. Свободен. Одеваемся и идем следом.

Закрыв за посыльным дверь, Андрей вернулся на кухню.

- Слышал? Флагманский минер вызывает. Может наконец-то и о нас вспомнили?

Быстро собравшись, они почти бегом понеслись в штаб дивизии.

Перед заветным кабинетом друзья слегка притормозили, оглядели друг друга.

- Ну, с Богом! – почему-то шёпотом проговорил Андрей.

- Или с чертом. Это как повезет, – скептически усмехнулся Сергей и толкнул дверь.

- Товарищ капитан 2 ранга, прибыли по Вашему приказанию!

- То, что прибыли – хорошо, но почему вас с утра не было! Посыльного пришлось отправлять! Не рановато ли борзеете, лейтенанты?

- Извините, товарищ капитан 2 ранга, будильник сломался, - брякнул Сергей первое, что пришло в голову.

- Будильник у тебя в голове должен быть, лейтенант, - проворчал недовольно Копьев. – Ну, ладно, перейдем к главному. На флоте, как известно, бабочек не ловят, а вы свое счастье благополучно про…, проспали, в общем. Впрочем, кто знает, - пожал плечами флагманский и добавил мечтательно, - я бы и сам сейчас на заводе пару месяцев отдохнул.

- На каком заводе? – недоуменно спросил Андрей.

- Ну, заводы-то у вас, корешки, будут разные, - усмехнулся капдва, - получите предписания.

Лейтенанты уставились на полученные бумажки, пытаясь вникнуть в суть написанного.

- А почему Полярный? Зачем Полярный? – только и смог проговорить Сергей.

- Ну, могу сказать, что с Полярным – это только тебе повезло! – засмеялся Копьев, - приятель твой на “Нерпе” отдыхать будет, да ещё и у самого Ермака!

- Товарищ капитан 2 ранга, ну Вы объясните, пожалуйста, нормально, - просительно заныли дуэтом лейтенанты.

- Ну что непонятно? Лейтенант Якубасов назначается командиром минно-торпедной группы на К-369, которая сейчас проходит средний ремонт на СРЗ-10 в г. Полярный. Командир – Поливода Виктор Афанасьевич. Лейтенант Шинкевич назначается командиром минно-торпедной группы на К-323, которая сейчас проходит средний ремонт с модернизацией на СРЗ “Нерпа” в г. Вьюжный. Командир – Ермак Вячеслав Федорович. Так что, сынки, собирайтесь, а завтра на теплоход в Мурманск. Оттуда автобусом до Полярного и, соответственно, до Вьюжного. Свободны.

Домой лейтенанты возвращались молча, в раздумье, пытаясь понять, повезло им или не очень.

- Я-то надеялся сразу на действующий корабль, чтобы сразу в море! – недовольно проворчал Серёга, - а тут – в ремонт, да ещё и средний. Значит надолго.

- Да ладно, не ной, - успокоил приятеля Андрюха, - Сам посуди, вот попал ты на действующий пароход: срочно сдать все зачеты, допуски, а времени практически нет – надо к выходу готовиться. И вот имеют тебя во все места! А на заводе спокойно, не торопясь всё изучишь, подготовишься, получишь все допуски. Красота!

Бедный Дрюня! Знал бы он, что всё, что он говорил, к нему не будет иметь никакого отношения, ибо будущий его командир Ермак отличался таким нравом и характером, что летать Андрюше из угла в угол, не переставая. И очень скоро он всё это на себе почувствовал.

Вечером друзья собрали свой нехитрый скарб, отметили назначения и завалились пораньше спать.

На следующий день прождали до обеда Юру Великомушина, но, так и не дождавшись, оставили записку, ключи отдали соседке и отправились в портопункт Гремихи на теплоход.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Мурманск встретил друзей не по-летнему солнечной и теплой погодой. В смысле – не по северному летнему. Ведь конец августа, как-никак. Перебравшись с морского вокзала на вокзал автобусный, лейтенанты узнали, что последние автобусы на Полярный и Вьюжный ушли около получаса назад.

- Ну, что делать будет, лейтенант? – спросил Сергей.

- Думать будем, лейтенант! – бодро ответил Андрей.

- Не лейтенантское это дело, товарищ! Ну, а если серьезно, полагаю, что надо брать билеты на завтра, сдавать чемоданы в камеру хранения и шагать в гостиницу.

Сказано – сделано. Чемоданы в камере хранения, билеты – в кармане. Бодро и весело друзья направились в ближайшую к вокзалу гостиницу «Арктика». Однако, «Арктика» встретила их неприветливо – свободным был только люкс по стоимости велосипеда, а в карманах у лейтенантов оставалось рубля три на двоих.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Добрая девушка-администратор пожалела лейтенантиков и объяснила им, как добраться до гостиницы "69-я параллель", номера в которой и попроще, и подешевле.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Двухместный номер на ночь в чудесной гостинице, расположенной на широте города Мурманска, обошелся им всего в 1 рубль 20 копеек. Так что, оставалось ещё на ужин.

Перекусив в местной столовке, друзья купили в магазине бутылку боржоми и пачку печенья на завтрак и отправились в гостиницу.

Солнечное утро не предвещало никаких неприятностей. Хороший сон, чудный завтрак из печенья с боржоми, отличное настроение – что ещё нужно молодому, крепкому организму лейтенанта, не испытавшего ещё всех радостей службы. Быстро собравшись, парни рванули навстречу своим будущим адмиральским погонам.

Однако на вокзале их ждал довольно неприятный сюрприз – хранитель чужих чемоданов невозмутимым голосом сообщил им, что вещи они сдавали вчера на сутки, а сутки кончились в 24-00 и сейчас уже идут вторые сутки. А значит, для получения своих вещей им требуется доплатить по 50 копеек за каждый чемодан.

- И, товарищи лейтенанты, давайте без скандала, - предвидя реакцию молодых офицеров, добавил служащий.

Это был удар ниже пояса. В карманах на двоих наскреблось копеек 20.

Понурив головы, приятели вышли из вокзальной камеры хранения. И солнце уже не так ярко светило, и люди вокруг уже не казались такими добрыми и отзывчивыми. А до автобусов оставалось не больше часа.

Остановившись в центре зала, прямо посередине розы ветров, выложенной на полу цветной каменной плиткой, лейтенанты вопросительно посмотрели друг на друга. Первым прервал паузу Андрей:

- Ну, что делать будем?

- Может, с фуражкой по кругу пройтись? – робко предложил Сергей.

- И как ты это себе представляешь? "Люди добрые, мы сами не местные….". Тебе самому-то не противно?

- Противно. Но не оставлять же чемоданы этому троглодиту.

Сергей робко осмотрелся по сторонам, прицениваясь, с кого-бы начать, но тут вдруг застыл, глаза его засветились ярким светом, осветившим темный тоннель в будущее.

- Ты чего? – забеспокоился за друга Андрей, - опять что-то придумал?

- Да нет! – засмеялся Сергей, – смотри!

И показал рукой на выход из вокзала.

В вокзал входила группа военно-морских курсантов с нашивками четвертого курса.

В те времена во всех училищах практиковалась правило - на командные должности в ротах младших курсов назначали курсантов со старших курсов. Сергей узнал ребят – это были курсанты подплава из роты, в которой он был старшиной.

- Дрюня! Мы спасены! – радостно возгласил Сергей и уверенной походкой направился к курсантам.

- Привет, парни! С практики возвращаетесь?

- О! Серега! А ты здесь как? Тебя же, вроде, в Гремиху распределили?

- В Гремиху, - кивнул головой Серега. Но лодка в Полярном, в ремонте. Вот, сейчас и едем туда.

Поболтав из приличия ещё пару минут о всякой ерунде, Сергей перешел к главному:

- Парни, тут вот такая беда приключилась, - и поведал об их проблеме.

Курсанты, конечно, немного удивились услышанному, но в помощи не отказали.

Забрав чемоданы, друзья решили спокойно и неподвижно переждать оставшееся время на площадке отхода автобусов. Чтобы уж наверняка не вляпаться в ещё какую-нибудь историю.

- Андрюш, ты там, у Ермака не пропадай, будет возможность, приезжай Полярный. Встретимся, в кабачок сходим. Мне говорил, там, рядом с заводом неплохое кафе есть со смешным названием "Пала". Кто пала? Куда пала? – засмеялся Сергей.

- Дурилка ты картонная! – усмехнулся Андрей, - "Пала" – это от названия залива – Пала-губа. Учи географию!

Друзья ещё поболтали немного и вскоре, с разницей в 15 минут отправились навстречу своему лейтенантскому счастью.

Продолжение читайте здесь.

Сергей Якубасов. Редактировал Bond Voyage.

Другие рассказы автора читайте здесь в подборке.

======================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

======================================================

Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru

Повесть читайте здесь.

======================================================