Найти в Дзене
За гранью истории

Его боялся сам Япончик: как вор в законе Паша Цируль "докатился до "ручки"

Оглавление
«Не ломай спектакль, давай, рассказывай… - тут следователь поперхнулся и замолчал. Вальяжно развалившийся на стуле в допросной Пашка Цируль вдруг задрожал и стал медленно сползать на пол. Его тело судорожно крючилось, началась ломка. Следователь бросился к двери, крича, чтобы звали врачей. Им не нужна была смерть прямо во время допроса».

Но тюремный врач не успел. Он констатировал лишь смерть самого хитрого и ловкого вора в законе – Пашки Цируля, который держал в страхе всю криминальную Россию. Да что там Россию – его боялся сам Япончик, последние годы обитавший «за бугром».

Пашка, подсевший на наркоту еще в молодости, не получил очередную дозу, и слабое сердечко не выдержало. Ему было 57, и всю свою жизнь он был вором… Рассказываю, как вор в законе Паша Цируль "докатился до ручки".

Цируль и Япончик
Цируль и Япончик

Трудное детство

Знакомые поговаривали, что Павел Захаров, родившийся в 1939 году, прям перед началом Второй мировой, свои преступные наклонности проявлял с самого раннего детства. Воровал, хотя папочка у него был из благополучных, служил начальником цеха крупного завода Москвы. Пашка начал подворовывать у своей подслеповатой бабушки, забирая то, что она откладывала на «всякий пожарный». Бабушка жила вместе с родителями Пашки и в военные годы старалась что-то отложить, подкопить, а то мало ли что. Но количество купюр в шкатулке никак не увеличивалось.

Старушка пожаловалась выну, тот стал грешить на соседа по коммуналке, который недавно вернулся с тюрьмы. Но потом выяснилось, что он совсем не «при делах». Родители вместе с бабушкой были, мягко говоря, изумлены, узнав, что воровал любимый Пашка. Он получил хорошего ремня, и дома брать перестал. Зато стал промышлять на улицах, сдружившись с бандой беспризорников. Школа полетела «к чорту» уже в 5 классе, Павел постоянно пропадал.

Вместо уроков по русскому и литературе он слушал тюремные байки и поучения по теме, как вытащить кошелек. В те времена в Москве «рулил» карманник Саша Шорин – в миру Александр Прокофьев – вот он и обучил Захарова тонкостям своего мастерства. Так и стал Пашка профессионалом в карманном мастерстве. Правда, потом, уже лет в 40 он сказал, что болел клептоманией, а его не лечили, мол, из-за полученной в детстве черепно-мозговой его все время тянуло что-нибудь стянуть (простите за тавтологию).

Павел Захаров или Паша Цируль (1939-1997)
Павел Захаров или Паша Цируль (1939-1997)

Две первых ходки «Цируля»

Впервые Паша сел в 19 лет. То ли за попытку вытащить бумажник у дамы в трамвае, то ли за то, что «взял на себя мокруху» вместо какого-то авторитета. Но суд был за другое – в личном деле будущего Цируля указано, что первая ходка была за проникновение в жилище и нарушение равноправия граждан по признаку национальности и отношения к религии. То есть, Захаров избил соседа по бараку, выгнал его из помещения и обозвал по национальному отличию. Тот пожаловался, и Павел укатил на 10 лет в трудовые лагеря.

Труд Захарову не пошел на пользу. Да и не хотел он трудиться – его и били, и в карцер кидали, и еды лишали – но вор не «ломался» - за все время он на работах так и не появился. За этим зэком закрепилась слава «отрицалы» - вся колония узнала, что Пашка Захаров еще тот кремень. И местные решили его сделать вором в законе – с одобрения Васи Бриллианта, главного вора всей советской эпохи. Правда, было одно «но»: в Казахстанском лагере Пашка спровоцировал стычку с охранниками, из-за чего погибли несколько зеков. Его хоть и осуждали за это «отступление от правил», но «корону» все равно дали.

Пашка с тех пор звался «Цирулем» - за то, что он соглашался делать лишь одно в тюрьме – брить и стричь головы привилегированным заключенным. Правила воров гласили, что «парикмахером» может быть лишь самый авторитетный преступник. Еще одна версия гласит, что Захаров нечаянно порезал ухо кому-то из авторитетов, а тот лишь промычал: «Ну ты и цыруль!»

Захаров освободился в 1951-м, отсидев всего 3 года из 10, по амнистии. Вернулся к грабежам и хулиганству, подтверждая свою «корону». Его взяли на «горячем» и дали 3 года. В тюрьме повторилось то же, что и в первый раз – непримиримость к надзирателям, жестокие разборки и выпады. Ему добавили еще 2 года. Тогда-то он и привык к наркотикам. и свои дебоши часто совершал под кайфом. Второй срок Цируль отмотал по полной, без амнистий и вышел в 1967 году. Из-за его зависимости от веществ даже стал страдать воровской авторитет. «Недоброжелатели» шептались, что во время разборок Цируль решал не справедливо, а в пользу того, кто больше даст наркотиков.

Зависимость была на лицо
Зависимость была на лицо

Наркобарон

На свободе «кайфануть» хотелось, а денег не хватало. Паша первое время продолжил стричь знакомых преступников, он хорошо набил на этом руку в тюрьмах. Но этих денег было мало на наркотики. И Цируль сколотил банду, чтобы заниматься мошенничеством с чеками «Внешпосылторга». Они же развивали в Союзе рынок сбыта запрещенных веществ. И Паша Цируль превратился в самого крупного наркобарона тех времен. За что и оказался в эпицентре масштабного скандала.

В конце 1980-х и в 1990-е под Захаровым была Пушкинская ОПГ. Они по дешевке собирались завезти в Россию большую партию кокаина из Колумбии. Но им требовались доверенные лица. Цируль сказал, что поможет «пушкинцам». Назвал свою цену: 40 тысяч долларов. Связи были – он сам давно поставлял кокаин из Южной Америки. Но сделка почему-то сорвалась, и колумбийцы на связь не вышли.

От Цируля помогать ОПГ поехал один столичный начальник по кличке Пузо. Выяснилось, что в срыве сделки виноват подручный Пуза по кличке Боксер. Что он натворил, так и не выяснилось, но сделка сорвалась. Боксера кто-то убил, а жене сказали, что это месть Цируля. И как он не старался, но доказать свою невиновность в убийстве не смог.

Жена и друзья Цируля
Жена и друзья Цируля

Перестройка и 90-е

Цируль вышел после отсидки за кражу в перестроечное время, и поставил себе цель – поднять криминальный мир за счет коммерции и махинаций. И больше никаких краж. На сходке Паша поддержал Виктора Никифорова (Витю Калина), названного сына патриарха воровского мира Иванкова-Япончика. Калина считал, что уже не модно сидеть за воровскую идею. А Цируль поддерживал, говоря, что общак – это хорошо, но нужно создать финансовую базу по современным реалиям. То есть авторитеты должны участвовать в бизнесе.

Сам же Цируль, несмотря на свои «песни», не спешил в бизнесмены. Он действовал через посредников: фирмы-пирамиды, однодневки, отмывавшие валюту, автосалоны-кидалы и подобные подставы. Если махинации выявлялись, Цируль уходил от преследования, оставались подставные. Их, кстати, Цируль не бросал, помогая с адвокатами. Вор в законе поддерживал разные ОПГ, за что получал «проценты» как лично, так и в воровской общак – ему «прилипали» примерно 70 млн рублей в год.

К середине 1990-х Паша добрался до вершин преступного мира, став хранителем общака. Воровством из кармана Захаров все равно не гнушался – это была мания ради развлечения. Иногда это приводило к курьезам. Однажды Цируль с приятелем навестил гостиницу Националь и там, не удержавшись обчистил карманы солидного гостя, взял деньги и часы.

Оказалось, Цируль ограбил шпиона, за которым следил КГБ. Когда шпиона схватили в гостинице, то не смогли ничего найти, так как важные документы остались в портмоне, которое вынес Цируль. Эта кража для Цируля чуть ли не стала огромной неприятностью, но он вовремя отдал портмоне. Правда, деньги и часы шпиона оставил себе – все равно эти вещи чекистов не интересовали.

Очко и разборки с Япончиком

Среди воров были те, кто выступал за консервативный порядок воровского мира – потому были против Цируля. Авторитет по кличке Очко на сходке в 1987 году стал говорить против Пашки, мол, вор не должен делать бизнес. Его не поддержали, и Очко стал угрожать Цирулю расправой. Однажды Очко напал на Цируля, и тот нанес нападающему ножом несколько ударов. Очко выжил. А через 7 лет они случайно встретились в Ялте. Цируль, несмотря на заявления, что Очко – гость ялтинских авторитетов, скинул его в окно. За это убийство Цируля воры не наказали, списав на личный конфликт, не касающийся общей воровской идеи.

С Япончиком Цируль поначалу дружил. Он помогал Япончику в 1991 году, выделив большие деньги из общака, чтобы тот освободился. Япончик уехал в Америку и там. неблагодарный, стал говорить, что Цируль тратил общак для себя. В это время в Штатах жили мать и сестра Цируля, и он иногда высылал им деньги, но не из общака, а личные. Только Япончику было все равно. Ведь он хотел прибрать себе предприятия, что были у Цируля в США – потому и стал наговаривать на бывшего друга.

Паше такой расклад не нравился. И он занялся ликвидацией Япончика. Именно Цируль организовал покушение на Иванькова в 1993 году. Но тот чудом остался жив. Ответ за это был быстрым. Цируль попал под арест в 1994-м, и этому способствовал Япончик, еще с начала сентября того же года отдав авторитета в активную разработку спецслужб. Япончик так боялся Цируля. что даже не погнушался сделкой с правоохранителями, чтобы его "достать".

Япончик так боялся Цируля, что пошел на сделку с милицией, чтобы того "достать"
Япончик так боялся Цируля, что пошел на сделку с милицией, чтобы того "достать"

Последний арест

При задержании Цируля сильно избили, доложив, что он якобы сопротивлялся. Предъявить Паше было нечего: при обыске в особняке нашли только магазин от пистолета ТТ. Главной уликой стали фальшивые документы, с которыми Захаров лечился клинике от наркозависимости и от букета болячек, что начинались от проблем с сердцем и заканчивались диабетом.

Цируль чувствовал, что этот арест может стать последним, потому рвался поскорее выйти на свободе. В СИЗО старался держать связь с теми, кто на воле, чтобы ему приносили зелье. Роза, жена Цируля, носила ему передачки, но она попалась и получила 5,5 лет тюрьмы. По слухам, находясь в СИЗО, Цируль отрекся от воровского титула, мол, не король он, и коронацию проводили неправильно. Эти слова были в письме на имя прокурора Москвы. Но правда ли это, сказать трудно – может это лишь провокация со стороны следствия.

При задержании Цируль был сильно избит
При задержании Цируль был сильно избит

Цирулю сказали, что единственный способ выйти – это отдать из общака 0,5 млн долларов в пользу неких влиятельных лиц. Вор, потерявший все зубы и евший перетертую пищу, даже думать запретил свои людям о том, чтобы отдать деньги.

Эта жадность обернулась Цирулю жизнью. Без дозы он чувствовал себя плохо. Во время допроса 23 января 1997 года в Лефортово у Цируля начался «отходняк». Он посинел и упал со стула. Без наркотиков сердце наркобарона биться больше не захотело.