Автор: Дмитрий Горин
75-летие Аллы Пугачевой приближается стремительно. По традиции, установленной в шоу-бизнесе, накануне события вокруг юбиляра должно быть шумно и желательно немножечко скандально. По-моему, здесь Примадонна преуспела. Где нужно было бы смолчать – выступила, где следовало высказаться – промолчала. Затем снова высказалась невпопад. Словом со скандальной частью справилась. А что с творческой?
Что нового в карьере Пугачевой
Здесь чуть хуже, однако, кое-что все же имело место, хоть и не стало событием в музыкальном мире. Сначала Примадонна выпустила альбом «P.S», пусть и с номерами, записанными в 2019 году. А после и новый клип вымучила с песней «Не беспокойся за меня!». Ну, как не беспокоиться? Кто из преданных фанатов послушал, как нынче со скрипом и шелестом смыкаются связки некогда выдающейся певицы, не может не беспокоиться. Впрочем, голосовой аппарат вполне еще годится для того, чтобы нецензурно обругать своего коллегу по сцене.
А вот как быть с якобы запланированным туром артистки по всей Европе – это большой вопрос. Информация о намерении открыть юбилейный вояж в Израиле и на Кипре недавно появилась в одном интернет-издании. В первую очередь сомнение вызывает способность певицы вытянуть подобный вояж по состоянию здоровья. Едва ли благотворно скажутся на самочувствии немолодой женщины переезды, перелеты, смена климата, отелей и привычного питания. Уж, если морской воздух Кипра, как выясняется, малопригоден для Аллы Борисовны, то где ж она найдет более комфортные условия?
Большие сомнения вызывает и повышенный спрос на 75-летнюю диву искушенной европейской публики. Это вам не Тина Тернер, вернувшаяся на сцену, когда ей едва не стукнуло 70, и покорившая Европу во время блистательного и коммерчески успешного турне. К сожалению, голосовой аппарат у певцов изнашивается и стареет по-разному. Знаменитый тенор Иван Семенович Козловский и в 87 лет давал сольные концерты. Впрочем, всю жизнь он чрезвычайно бережно относился к своему здоровью. Последние же вокальные опыты Примадонны почему-то не внушают оптимизма. Да, она и сама это косвенно признала в ерническом видео, адресованном певцу Стасу Михайлову: «Это я, безголосая певица, старенькая Алла Пугачева». Чем тут возразишь?
Будет ли Пугачева еще петь живым голосом на публике
Надеюсь, все прекрасно понимают, что студийная запись и живое исполнение – это «две большие разницы», как говорят в Одессе. Даже скромная звукорежиссерская техника 70-80 годов прошлого века была в состоянии творить чудеса с голосами исполнителей. Можно было тусклому вокалу добавить красок за счет реверберации и прочих акустических эффектов. Мне, например, приходилось слышать в знаменитом 1-м тонателье студии «Останкино», как один известный эстрадный певец отдельно брал сложную ноту, а затем этот фрагмент подклеивали к основной песне. На сольном концерте, при «живом» исполнении, со сцены не спрячешься за готовую фонограмму. И все твои риски, отягощенные, в первую очередь, возрастными изменениями, остаются при тебе. Можно и «петуха» дать и ноту не вытянуть, да, и элементарно текст забыть.
А что из своего знаменитого прошлого репертуара сегодня в состоянии спеть Алла Пугачева? Некоторое время назад весьма уважаемый мною журналист, телеведущий, писатель-публицист Евгений Додолев поделился фрагментами из неопубликованного интервью с известным певцом и композитором Александром Градским. В нем Александр утверждает, что Алла Пугачева не в состоянии петь с 1986 года. «На связках у нее узлы. Она не может петь. У нее диапазон - одна октава», - заявил Градский. Фактически, если мы обратимся к тому периоду творчества певицы, получается, что последней сложной в вокальном отношении песней стала «Две звезды» в дуэте с ее фаворитом того времени Владимиром Кузьминым. Но это не совсем так. Вплоть до 1994 года Пугачева справлялась с такими композициями, как «Монолог», «Три счастливых дня», «Озеро надежды», «Любовь, похожая на сон». Явно с «одной октавой» к таким сложным вещам не подступиться. Дальше, действительно, Примадонна больше опиралась на свой отменный артистизм.
Ждут ли Пугачеву в Европе
И вот теперь вопрос, а что может предложить юбилярша европейской (да, хоть какой) публике сегодня? Еще раз подчеркну – в живом исполнении. Да, ничего. Русская Тина Тернер, как ее некоторые называют, совсем сдала. Удивить она способна разве что бывших наших соотечественников, старые поклонники придут на шоу в ностальгическом порыве с букетом алых роз, о которых так замечательно когда-то пела Алла Борисовна. Но если смотреть в глобальном плане, то для западного зрителя выступление Примадонны будет позором века, особенно учитывая, какую афишу могут подготовить.
А теперь, давайте представим, что не было этих двух с лишним лет, в течение которых прежде любимая несколькими поколениями артистка, находится вне своей бывшей родины. Или, если бы она в сложный для страны период решила бы остаться здесь со своим народом. Мог бы состояться юбилейный вечер певицы? Я убежден, что это так. Со сцены звучали бы ее самые знаменитые композиции, в исполнении лучших голосов России. Да, и сама Примадонна спела бы несколько своих хитов, не требующих мощного вокала. Хотя бы романсы из «Иронии судьбы…».
И пусть сегодняшнее исполнение было бы далеко от того эталонного, на это бы публика просто закрыла глаза. А сама певица нашла бы, как обыграть любое недоразумение: артистизма ей не занимать. Но все случилось, как случилось, и вместо государственной награды к юбилею, Алла Пугачева может получить статус иностранного агента. Печальный финал.