"...всего семнадцать вдохновений весны!"
-как образно выразился когда-то Константин Арбенин.
Не люблю всяческий шумный и знойный восток, вообще не моя тема это, но... по иронии судьбы живу недалеко от улицы Карла Либкнехта (бывшая Саломатовская), поэтому периодически хожу... нет, ни от полумесяца до звезды, а просто до полумесяца - до мечети:
Но раз специально прогулялась так, словно у меня экскурсия, но при этом есть время пофотографировать и... плыла "против течения" - обычно на этой улице с односторонним движением я поднимаюсь от Карла Маркса вверх, - к дому с курицей, - как пошутили как-то американские туристы. В те далёкие (до всех событий...) годы магазин "Птица" венчала гигантская надувная курица, которая поражала всеобщее воображение. Потом её, к счастью, унесло ветром...
Короче, обычно я редко гуляю до начала улицы, а больше в другую сторону - на работу, хотя... если честно, то я стараюсь выбирать другие улицы - менее колоритные, но... менее ароматные и загруженные.
Часто шучу, что это редкая в стране улица, где мечеть и синагога стояли бы на одной улице, но, честное слово, ни иудеи, ни арабы, никто! никто бы не стал воевать из-за этой Карла Либкнехта, ибо она очень... дурнопахнущая. Так было, есть и... подозреваю, что так будет всегда. Все тридцать семь лет моей жизни эту улицу копают. Иркутяне шутят: "ищут клад. Колчака".
Если отключиться от запаха вечно текущей канализации и пробок, то улица очень красивая и... помню времена, когда домов со сказочными башенками было намного больше.
На моей памяти ещё в начале нулевых вместо "человейников" и более приличного "Нового города" были деревянные двухэтажные особнячки, разделённые брандмауэрами... на одной горочке стоял у нас... гараж. И всюду были огородики, яблоньки, даже козы у кого-то мекали за заборами... словом, понятно, что в детстве всё лучше - и клюква слаще, и суп гуще, и всё краше, но... одно помню - и тогда всегда был этот запах - раз, пыль и машины - два.
Короче, смирилась я с годами и с колоритом, и с её пылью и запахами. Нельзя сказать, что я её люблю всем сердцем, но это как родня, которую, как известно, не выбирают.
И очень жалею, что в начале нулевых цифровой фотоаппарат уже был, а фотографировать в голову не приходило - ведь "это будет всегда". Этот неумный оптимизм мне не свойственен, но он свойственен молодости в целом. А так много бы успела заснять (вместо себя любимой-то...). Или, вот, вырваться бы на день в 90-ые с фотоаппаратом... а так - имеем, что имеем:
Надеюсь, что в целом мне это удаётся. Посмотрите, какие нежные, почти акварельные цвета в апреле:
И неизменный восточный колорит, конечно же:
Это я немножко отошла во двор - позади мечети. А мечеть, построенная братьями Шафигуллиными - самая красивая для меня. Самая родная и уютная. Там самые мягкие ковры, тепло, светло и... все очень вежливы, очень интересно рассказывают. Или сама я рассказываю и... всегда себя там чувствую тепло и спокойно:
Помню годы, когда она стояла без минарета и... там было что-то вроде шиномонтажной мастерской... но сейчас всё вернулось, и зря говорят, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Можно. Это будет иначе, но... всё равно хорошо.
Детей всегда занимает провод от люстры в первом зале. Вот это прям для них инсталляция, и я всё думаю, когда они этот провод куда-нибудь денут...
Да, поскольку фотоаппарат у меня снимает только в одном положении объектива, то я сразу начала его ценить - то, что есть, короче... как музыкант, который особо не задумывался о руке, а после того, как запястье, например, заклинило, то он сразу начал ценить то единственное его положение, которое ещё осталось!
И сохранившийся брандмауэр:
Вообще я на Карла Либкнехта хожу в супермаркет "Слату", в "Дикие ягоды" и... тут есть букинистическая лавка, но она довольно пыльная и... бессистемная, поэтому я завсегдатай букиниста, что на остановке 30-ой дивизии.
А ещё я хожу в гончарную мастерскую, чтобы делать красоту:
Это сеть гончарных по всей России - "Колокол". Очень мне там нравится заниматься:
А по дороге, конечно, успеваю крутить головой и подмечать детали: вот как набухли уже кленовые почки...
Помню, что моя подруга Настя как-то составляла из них цветочную композицию. Она пошла учиться на флориста и... была озадачена домашними заданиями, когда нужно было что-то соорудить и... оказалось, что недорогие белые хризантемы чудесно сочетаются с такими серенькими кленовыми ветками по весне:)
Согласна, что порой вся эта мельтешня кленовая выглядит чуточку неопрятно:
Но за неимением крокусов в наших широтах... зато клещи есть. Энцефалитные. Хорошо, что в городе их мало... ну да не буду на ночь глядя о грустном.
Ой, мы приближаемся к верблюду, которого вандалы периодически роняют... не могу сказать, что мне нравятся подобные ландшафтные скульптуры, будто завёрнутые в преддверный коврик, но... дело вкуса, понимаю. Кого-то они бодрят, и это хорошо:
Мы подходим к пересечению Карла Либкнехта (Саломатовской) с Тимирязева (Преображенской) - и это очень бойкое место, ибо рядышком Центральный рынок. Видите, что мы в центре? - на это указывает пожарная каланча:
Улица Карла Либкнехта идёт от улицы Карла Маркса до улицы Байкальской. То есть она одна из самых длинных в городе. Даже встречала такое выражение в СМИ "дублёр улицы Байкальская". Прежние названия — Саломатовская, Большая Саломатовская (также встречается написание Соломатовская - поэтому я сама частенько могу перепутать и написать неверно), по фамилии иркутских купцов Саломатовых. Современное название появилось в 1920-ом году... довольно нелепо оно здесь звучит, если честно... ничего связанного с Германией я на Карла Либкнехта, боюсь, не припомню. Хотя улица красивая. Очень:
Просто немного неряшливая и очень, очень загруженная транспортом... но я старалась снимать так, чтобы машины не закрывали дома. Улочки у нас узкие и... если там поток машин, то пиши пропало! Или буйная летняя зелень... иногда я туристам показываю файлы с распечатанными фото каких-то архитектурных достопримечательностей.
А сейчас видно всё - это преимущество весенних месяцев. Летом, кстати, хорошо снимать дворики... особенно такие "голые", гулкие... это дворик "Колокола" - забыла выложить по ходу движения - исправляюсь:
А мы перебираемся в иудейскую (когда-то) часть улицы. Сейчас-то там и чайхана Фрунзе, и чайхона Ок-сарой... то есть мусульман просто намного больше, чем двести лет назад:
Более того... в синагоге у нас даже охранник татарин-мусульманин, что удивляет туристов. В общем, сейчас иудейская часть улицы только от пересечения с Дзержинского (бывшей Арсенальной) и до Карла Маркса...
Вообще улицу Карла Либкнехта можно всю отфотографировать и... издать как справочник деревянной архитектуры Иркутска, пособие по деревянному зодчеству:
Улица эта красивая возникла в середине XIX века. Большая Саломатовская начиналась от Большой улицы или Першпективной (так тогда звали нашу стройную и элегантную Карла Маркса), пересекала улицы Арсенальскую (Дзержинского), Преображенскую (Тимирязева), Ямскую и шесть (!!!) Иерусалимских. Шесть, Карл!.. Либкнехт, если что:)
В 1915 с её левой стороны насчитывалось 193 номера, с правой — 180 номеров домов. Пишут, что параллельно от 1-й до 6-й Иерусалимских улиц шла Малая Саломатовская улица, но я её как-то совсем не ощущаю сейчас - в наше время...
Очень красивое сочетание тёмно-серого цвета с бирюзой ограды...
Историческая застройка улицы — преимущественно деревянная, дома построены из толстых брёвен или бруса, пишут, что однотипные, двухэтажные. Большинство домов на улице Саломатовской были доходные.
Дореволюционный облик улицы очень изменился, ибо безвозвратно утрачены заборы, ворота, калитки, сараи, надворные строения, многие дома изменились... да что там! - нумерация домов тоже менялась...
Саломатовская пострадала во время Великого Иркутского пожара (он случился в ночь на 22-ое июня 1879-го...).
Детали: кстати, двери и козырьки действительно типовые... встречала их неоднократно в городах Центральной России:
Подобные двери мне встречались даже в Мариуполе - в паблике "старинные двери". До всем известных событий, разумеется...
Вместе с жилыми домами в том страшном пожаре сгорела и синагога - старейшая в Российской империи, строительство которой закончилось накануне пожара.
Вы заметили? Чем ближе мы подходим к Карла Маркса - тем богаче украшены дома:
И мы приближаемся к той части улицы, где 22 ноября 1909 в доходном доме (ныне улица К. Либкнехта, 5) родился Михаил Леонтьевич Миль — советский конструктор вертолётов.
Но хватит информации на сегодня... давайте просто полюбуемся на Карла Либкнехта и насладимся атмосферой старого сибирского города:
Фото я сделала прошлой весной, сейчас стройка уже почти закончена - скоро откроется в новом здание ресторан "Мидийное место":) - мидий будут запекать!.. а позади красивый гостевой дом Хейвица выглядывает - розоватый:
Зря я написала про мидии... аппетит разыгрался. Сразу вспоминаются нынешние ресторанчики с устрицами, так и те, которые были до революции... и устрицы, и артишоки, и прочая буржуазная еда была в чести у иркутян всегда. Хотя... в общем, да. Блеск и нищета, чё уж:
Помню, что после подобного описания Карла Либкнехта знакомая расстроилась... она живёт в той части улицы, которую я сейчас показываю, и она видит её совсем другой - очень любит. Мне кажется, что я тоже люблю, но... больше раздражаюсь на запахи, пробки, загазованность... и это как-то плохо скрываю, видимо. Хотя стараюсь: посмотрите, какие изящные деревья... они подчёркивают стройность и высоту окон дома справа:
Вообще часто тут останавливаюсь, чтобы сделать кадр (у меня, наверное, на все времена года наберётся пачка/папка фото улицы Карла Либкнехта...):
бросаем прощальный взгляд на старейшую в России действующую синагогу и пройдём чуточку дальше:
До Карла Маркса я доходить не стала, ибо там меняется ритм, интонация, архитектура... о Карла Маркса зимой, например, можно почитать отдельно:
Возвращаюсь назад и любуюсь на такой вот бравенький, недавно отреставрированный домик между Дзержинского и Тимирязева:
А вот я уже дошла до улицы Фридриха Энгельса... неподалёку был много лет "Голубая канарейка", - почему-то многим запомнился не меньше, чем гончарка "Колокол" или дома художников рядом...
Погода нынче серая, но...
На закате солнце всегда прорывается сквозь тучи в нашем городе. Надо просто поймать момент:
Возвращаюсь мимо красивого дома на Уткина... и немножко приближаю:
Вообще флористическая тема преобладает - видимо, бобик сдох (зачёркнуто). В смысле, что я устала от подробностей архитектуры и... печального состояния её:
Да и та часть, в которой я обитаю, сильно отличается от центра: так было отнюдь не всегда, но беда в том, что я уже и не помню, как оно было...
Хотя, как вы понимаете, все эти дома со шпилями и сказочными башенками сносили у меня на глазах на протяжение тридцати лет... по переходу перехожу дорогу - там есть неплохой магазин цветов (сейчас у нас прямо под носом открыли "Орхидею24", но прошлой весной я ещё заходила сюда... не реклама, нет:))))
И купила маме цветов ко дню рождения: не обессудьте за фото - снимать сэлфи я не люблю и не умею, да и руки заняты сильно были (вон, даже пакет с пирожными на пол поставила...):
В памяти остался только кусочек, который запечатлела на своих талантливых картинах волшебная художница Вероника Лобарева:
А эта картина сейчас особенно любимая... этот дом, неподалёку, на Байкальской, снесли прошлым летом. И рана эта свежа...
Нынче мне снятся чужие сны-ярче моих и выше
Снится мне медных небесных змей звонкая чешуя
Тайные комнаты снятся мне, снятся крутые крыши
Снится мне, в общем, что я-не я и песенка-не моя…
Олег Медведев