Все, кто обращался когда-либо в багетную мастерскую, знает, что сие «удовольствие» не из дешевых. Особенно, если хочется оформить свою работу во что-то приличное, а не загубить потраченные на создание красоты дни-недели-месяцы своей единственной жизни и выбрать относительно доступную, но совершенно перечеркивающую не только потраченные ресурсы организма, но и гармонию тонкую пластмассовую рамёшку.
И всё бы ничего, и на оформление картин можно копить или регулярно откладывать средства в свой «творческий фонд», а потом им же и пользоваться, если бы не пресловутый человеческий фактор. Какой бы разрекламированной и добротной ни была или ни казалась багетка, это совершенно не гарантирует того, что «мастера» в ней работают ответственные, дисциплинированные, а самое главное, уважающие чувства других людей.
В моей жизни была только одна багетная мастерская, которую я вспоминаю с восхищением по сей день. А с момента моего последнего их посещения прошло больше 20-ти лет.
Ах, если бы вы только видели, с каким трепетом они брали в руки ваше вышитое полотно; с какой аккуратностью раскладывали его у себя на столе; как бережно прикладывали паспарту, стараясь не задеть вышитые крестики; как мягко и ненавязчиво предлагали вам на выбор свои варианты оттеночной гаммы…
И всё потому, что создателями и работниками этой мастерской были… художники.
Через собственное мироощущение они понимали, что принесенная вышивка – это не «тряпка с нитками». Это целая история в чьей-то жизни, отдохновение для глаз и души, чьи-то теплые воспоминания о детстве или мечты о будущем… это пропущенные через каждый стежок мысли, представления, живая энергия…
Это была мастерская, куда можно было по-быстрому (без подробных обсуждений) «сгрузить» все отшивы и умчаться дальше по делам, а через пару недель забрать оформленные картины в самом своем идеальном обрамлении.
В какой-то момент мое сотрудничество с этими прекрасными чуткими людьми подошло к концу. Я наращивала свои вышивальные обороты и выдавала на-гора всё больше и больше картин. Их оформление стало выходить мне в о-о-очень серьезную «копейку».
Начала ездить к ним реже, накапливая работы, а потом (уже в рамах) везя их одним тяжелым скопом через всю Москву.
Как сейчас помню, время в пути составляло два часа десять минут в одну сторону. С двумя автобусами, двумя пересадками в метро (с одной конечной станции на другую прямо противоположную конечную). На всё это мероприятие я выделяла целый день.
И начались мои хождения по близлежащим багеткам. По цене они отличались не на много, а вот по конечному результату… увы и ах.
Моим первым «удивлением» (и это еще мягко сказано) стало оформление двух вышивок с ассиметричной центровкой. Веточка дицентры и лаконичные травинки с сидящей на них стрекозой. Две нежнейшие минималистичные работы, которые мне хотелось вставить в рамы не по классической центровке, а со смещением – из нижнего левого угла в верхний правый.
Я нарисовала на листе схему расположения каждого дизайна внутри своей рамы. Я рассчитала и указала на этой схеме все поля в сантиметрах. Я выбрала размеры самих багетов с учетом всего вышеперечисленного. Я обратила внимание дамы, принимающей мой заказ, на нестандартную центровку.
Да-да, - пробурчала она, не поднимая головы. – Сделаем. Через неделю приходите.
Прикрепила мои чертежи к квитанции степлером и взяла предоплату.
В день получения заказа – ничего не подозревая – я летела как птичка. Радостная и мечтательная.
Наконец-то я заберу свои работы! Я повешу их в уже выбранном уголке комнаты, и они будут жить рядом со мной, согретые умилением и любовью.
Дама выложила на стол две картины, обернутые прозрачной пленкой. У меня вдруг перехватило дыхание: это были мои вышивки – такие знакомые, обожаемые и родные, - но оформленные... в классическую центровку.
- ???!!!
Я стояла ошарашенная, не в силах вымолвить и слова. Подняла глаза на даму. Та спокойно смотрела на меня.
- Простите, но… эта центровка… мне нужно было по-другому… я приносила чертежи…
Дама полезла в свои записи и зашуршала страницами тетради.
- А, да… точно. Будете переделывать?
У меня перед глазами полетели картинки. Вот чьи-то огромные и почему-то грязные руки отгибают «лепестки» на обороте картины. Вот они уже отдирают нежную канву от клеевой поверхности. Края ткани сыпятся, оставляя часть нитей в клеевом слое, вгрызшемся в картон.
Вот моя вышивка перепаривается и переглаживается. Натягивается заново и на ее лицевой стороне навсегда остаются следы того, что ей пришлось «пережить».
В тот раз я отказалась от переделки и поняла, что, оказывается, в этой реальности бывает и «вот так».
Спустя время мои эмоции, разумеется, поутихли. И былая ситуация уже не казалось мне столь вопиющей. Я как раз завершила свой очередной масштабный проект. На этот раз - с полной зашивкой. И мне понадобилась очередная рама.
Победа надежды над разумом произошла, и я уговорила себя вновь «попытать счастья». Но уже в другой багетной мастерской. И без казённой натяжки. Решила заказать только раму. А натянуть самостоятельно. Дома.
Что может быть проще расчета размеров багета для полнозашивной работы? Мы все знаем, как это делается.
В общем, и на этот раз меня ждал сюрприз. Уже не такой обморочный, как первый. Но тем не менее.
Рама приехала на 2 см меньше заявленного по горизонтали. По вертикали всё было верно. Отчего? Почему? Не известно. Рама отправилась на переделку. Благо, бесплатную.
Еще был случай, когда вместо одного выбранного багета приезжал совершенно другой. Тоже на переделку. И плюс еще две недели дополнительного "приятного" ожидания.
И отдельной линией проходит общение консультантов мастерской с клиентурой.
Года три назад я оформляла «Гусей» от «РИОЛИС». Прихожу в очередную багетку, рассматриваю развешанные по стенам варианты. В руках держу развернутых гусей. Подходит человек:
- Какого цвета паспарту хотите?
- В этой работе не будет паспарту.
- А чё так? Надо обязательно паспарту. Богаче выглядеть будет. А-то куце как-то.
- Я бы хотела выбрать оформление самостоятельно, - всё ещё стараясь соблюсти вербальные приличия отвечаю я.
- Я бы Вам посоветовал перейти вон к тем рамкам. – Указывает на самый дорогой ряд. – Они хоть из дерева. А то, что Вы смотрите, пластик.
Я бросаю на него свой «знаменитый» суровый взгляд исподлобья. Консультант удаляется. Испугался, наверное )))
В тот раз для своих чудесных гусей я выбрала не менее чудесный багет: широкий, с простым рельефом, с потертостями, в мягком сливочно-бежевом оттенке, с легким намеком на прованс.
Мне хотелось, чтобы в этой картине рама стала продолжением канвы – легкой, почти незаметной, не перетягивающей на себя внимание от главных героев сюжета.
Я нашла идеальный багет! Я была счастлива!
Подхожу «к кассе». Консультант безрадостно оглядывает выбранный мной вариант:
- Сюда бы цвета добавить... Зелененького или коричневого. Можно даже с розоватым что-нибудь прикинуть, а?
Мой внутренний Халк сжал два своих огромных зеленых кулака.
Взгляд исподлобья.
- Ну, как хотите. Хозяин – барин.
Я вышла на улицу с невероятным чувством облегчения.
Сегодня я прибегаю к услугам багетных мастерских довольно редко – примерно раз в 2-3 года. И только в исключительных случаях, когда по тем или иным причинам я решаю не менять родную комплектацию.
Крайним моим багетным проектом стал вот этот набор от «Искусницы» - «Рождественская ночь». На этом канале есть видео, где я рассказываю о том, почему именно с этим сюжетом приняла решение идти в мастерскую.
В багетке я заказываю только раму со всеми нужными мне комплектующими. Натяжку осуществляю самостоятельно.
Я поймала себя на мысли… хотя, скорее, на ощущении того, что с течением времени - с годами - мое отношение к вышитой работе изменилось. Я почувствовала, что закладываю в крестики больше любви, энергии, визуализации… души, в конце концов. Больше себя.
И теперь я уже не могу и не желаю отдавать частичку себя в чужие руки. Это разорвет мою связь с собственной работой. Запятнает ее чужой энергией, мыслями, настроением. Опорочит.
Сегодня все мои вышитые работы принадлежат только мне. Я уверена в их чистоте и светлости.
А себе в помощники я взяла готовые магазинные рамы, замену каунтов и самостоятельное редактирование вышиваемых сюжетов.
Ко всему прочему такие творческие «игрища» гораздо увлекательнее банальных отшивов строго по схеме и последующего сбагривания их в чьи-то равнодушные "объятия".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за компанию и до новых встреч! :)