Найти в Дзене

Tarpan Honker – военный внедорожник Польши

Всем привет! Внедорожные автомобили в первую очередь использовались для военных целей, и многие европейские страны, особенно социалистические, старались создать собственный полноприводный военный автомобиль. Не стала исключением и Польша – главным ее автомобилем подобного класса стал Tarpan Honker. Изначально предполагалось запустить нашего героя в производство в 1984 г., но по разным причинам процесс затянулся, в результате выпуск начался в 1988 г. на автозаводе в г. Познань, что на западе страны. Прототипом автомобиля послужил немецкий Mercedes-Benz Gedelwagen, успевший зарекомендовать себя как универсальный внедорожник, которого можно было применять и на гражданке, и в военных целях. Но хотя польские машиностроители и вдохновились западногерманским джипом, они не стали просто копировать автомобиль по образу и подобию, а старались создать нечто свое. В результате получился типичный боевой внедорожник. Простой угловатый дизайн, кузов на раме, все ведущие колеса и «защитный» окрас – вс

Всем привет!

Внедорожные автомобили в первую очередь использовались для военных целей, и многие европейские страны, особенно социалистические, старались создать собственный полноприводный военный автомобиль. Не стала исключением и Польша – главным ее автомобилем подобного класса стал Tarpan Honker.

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Изначально предполагалось запустить нашего героя в производство в 1984 г., но по разным причинам процесс затянулся, в результате выпуск начался в 1988 г. на автозаводе в г. Познань, что на западе страны. Прототипом автомобиля послужил немецкий Mercedes-Benz Gedelwagen, успевший зарекомендовать себя как универсальный внедорожник, которого можно было применять и на гражданке, и в военных целях. Но хотя польские машиностроители и вдохновились западногерманским джипом, они не стали просто копировать автомобиль по образу и подобию, а старались создать нечто свое.

В результате получился типичный боевой внедорожник. Простой угловатый дизайн, кузов на раме, все ведущие колеса и «защитный» окрас – все это оставалось неизменным для подобных машин. Под капотом же был установлен скромный, но тяговитый мотор мощностью 75 л. с., с которым была состыкована 5-ступенчатая КПП.

Tarpan Honker сзади. Источник фото: commons.m.wikimedia.org
Tarpan Honker сзади. Источник фото: commons.m.wikimedia.org

Салон же автомобиля соответствовал своему времени, несмотря на то, что сама машина позиционировалась как военная. Но сам по себе салон был прост – декоративных элементов почти не было, а в распоряжении водителя необходимый минимум приборов, типичный для того времени руль с четырьмя спицами и несколько рычагов. За водительским местом располагались откидные скамейки, на которых можно было разместить 10 солдат.

Салон Tarpan Honker. Источник фото: drive2.ru
Салон Tarpan Honker. Источник фото: drive2.ru

У Tarpan Honker была долгая жизнь, хотя его появление совпало с кризисом социалистической системы. Места производства при этом менялись: на начальном месте в Познани автомобиль производился до 2001 г., после чего его производство было перенесено в Люблин. Тогда же изменилось наименование модели: люблинский завод к тому времени уже входил в концерн Daewoo, поэтому машина стала обозначаться Daewoo Honker.

Сам автомобиль тоже модернизировался: дизайн стал более современным, кузов стал оцинкованным, а мощность двигателя повысилась до 120 л. с. В то же время часть машин стала попадать на гражданку:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Большинство машин были грузопассажирскими, но также выпускались пикапы:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

«Укороченная» версия:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

И даже броневик Skorpion-3:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Всего же до 2016 г. было выпущено 3414 автомобилей серии Honker. К тому времени «польское» ответвление Daewoo обанкротилось, и хотя предполагалось выпустить модернизированный Honker-2, стало понятно, что это не спасет ситуацию.

Сегодня на смену этим машинам пришли современные западноевропейские внедорожники. Польские же машины оседают в частных руках, и многие владельцы стараются их сохранить:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Tarpan Honker– главный польский внедорожник, появившийся в период кризиса, но от этого ничего не потерявший. До нынешнего десятилетия он исправно служил в войсках, а сегодня сохранившиеся экземпляры продолжают хранить память о тех временах, когда многие страны создавали собственную технику.

Встречался ли вам такой автомобиль? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!