Интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого определяет необходимость более детального рассмотрения личных и творческих связей двух выдающихся деятелей русской культуры XIX века, поиска «параллелей и пересечений биографий» двух личностей.
Два поэта были знакомы друг с другом, обращались в одних придворных, светских, литературных кругах Санкт-Петербурга, имели общий круг знакомств, интересовались творчеством друг друга.
На страницах биографии Ф.И. Тютчева имя А.К. Толстого встречается не единожды. Целью настоящего доклада является освещение таких «перекрестков судеб», реальных и творческих, двух поэтов-современников.
С определенной долей уверенности можно утверждать, что первая встреча Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого произошла в 1855 г. В письме жене Эрнестине Тютчевой от 17 сентября 1855 г. Федор Иванович пишет о своей поездке в Петербург в «многочисленном обществе знакомых», среди которых упоминаются граф Перовский со своим племянником графом Алексеем Толстым [1, с. 226]. Еще одна встреча произошла вскоре на обеде у императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, в Царском селе.
Дочь Ф.И. Тютчева, фрейлина двора, Анна Федоровна так написала об этом в своем дневнике: «Сегодня <…> мой отец, Лиза Карамзина, Вяземский и Блудовы приглашены обедать к императрице <…> Кроме названных лиц за обедом присутствовали Александра Долгорукова, Олсуфьев и гр. Алексей Толстой» (запись датирована 4 октября 1855 г.) [2, с. 241].
Весьма интересно еще одно упоминание А.К. Толстого в семейной переписке Тютчевых, связанное с модным увлечением столичного света середины XIX века – спиритическими сеансами, которыми интересовались в то время и Ф.И. Тютчев, и А.К. Толстой. В письме Тютчева к жене читаем: «Все подробности, которые передавал мне Алексей Толстой, присутствовавший четыре раза на сеансах Юма (известный медиум – Н.А.), превосходят всякое вероятие. Видимые руки, висящие в воздухе столы и качающиеся, как лодка на воде – одним словом материальное и осязательное доказательство сверхъестественного мира» [3, с. 122].
1860 г. датировано письменное обращение А.К. Толстого к Тютчеву, в письме из Лондона сообщалось о посылке приобретенных Толстым за границей книг для предоставления их в цензуру. В письме к «многоуважаемому господину Тютчеву» Толстой обращался с просьбой: «Надеюсь увидеть Вас в Петербурге <…> и просить Вас разрешения прочесть Вам драму, которую я написал частью в России, частью за границей и мысль о которой занимала меня много лет. Остается узнать, соответствует ли результат моим усилиям» [4, с.124]. Речь в письме шла о драматической поэме А.К. Толстого «Дон Жуан».
Поводы для встреч давала двум поэтам и придворная служба. В августе 1862 г. Тютчев исполнял обязанности дежурного камергера на церемонии торжественного выхода императора Александра II в Зимнем дворце и на богослужении в Александро-Невской лавре в день тезоименитства императора. Дарья Тютчева так описывала участие своего отца в вышеназванных церемониях: «Трогательный папá отправился на торжественный выход 30-го в полном параде и в золоченой карете, прокатившей его по Невскому. Во время богослужения он бродил по гостиным митрополита в поисках чашки чая. Ничего он не получил, если не считать общества Алексея Толстого, который, мне кажется, не уступал папá в отношении к придворным церемониям…» [5, с. 50]
Одним из первых Тютчев оценил и талант Толстого-драматурга. В 1867 г. Тютчев присутствовал в Мариинском театре на первом представлении трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Федор Иванович высоко оценил спектакль и даже спорил о нем со своей младшей дочерью Марией. Мария Федоровна описала этот спор в письме своей старшей сестре Анне: «…я не понимаю, зачем нужен этот талант, это великолепие. Эта точность в подробностях, если все это расточается единственно затем, чтобы как можно более выразительно показать столь мрачную страницу в истории нашей страны<…> Папá очень высмеивал и меня, и мою точку зрения…» [6, с. 239] Премьера трагедии состоялась 12 января 1867 г., на представлении присутствовали члены императорской фамилии.
Уже в следующем 1868 г. сам Тютчев был одним из тех, кому А.К. Толстой в доме литературного критика В.П. Боткина читал свою новую пьесу – трагедию «Царь Федор Иоаннович». О подобных встречах Тютчев писал своему зятю, известному славянофилу, публицисту и издателю, И.С. Аксакову: «Намедни добрейший Алексей Толстой читал мне статью вашу с большим сочувствием…» (Письмо датировано 23 апреля 1868 г.) [7, с. 328] В письме Тютчев упоминал 2 передовые статьи И.С. Аксакова, посвященные проблемам взаимоотношений церкви и государства.
Перечисленные события жизни двух поэтов – лишь некоторые отдельные факты их биографий. Предмет особого исследования – творческие взаимосвязи двух поэтов-современников. Отдельного исследования заслуживает и сопоставление общественно-политических, историософских взглядов Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Все это, конечно, лежит за пределами рассмотрения данной небольшой статьи и требует значительно более широкого привлечения различных письменных источников.
Но вместе с тем заслуживает внимания одно из стихотворений А.К. Толстого, которое представляет весьма явственно отличия взглядов Толстого и Тютчева, различие их «поэтических картин мира», их представлений о России и судьбах русского народа. Считаем возможным привести текст этого стихотворения в завершение данной статьи.
Написано указанное стихотворение было в феврале 1869 г. в поместье Толстого в Красном Роге, о чем сам поэт так сообщал в письме публицисту и историку М.М. Стасюлевичу: «Если бы вы знали, какой я плохой хозяин! Ничего не понимаю, а вижу, что все идет плохо. Это сознание внушило мне следующий ответ на известное стихотворение Тютчева: «Эти бедные селенья, эта скудная природа!» [8, с. 266] Упомянутое стихотворение было написано Тютчевым в 1855 г. и привлекло к себе внимание литературной общественности. Сейчас этот своеобразный «поэтический ответ» Толстого Тютчеву известен под названием «Одарив весьма обильно…»:
Одарив весьма обильно
Нашу землю, царь небесный
Быть богатою и сильной
Повелел ей повсеместно.
Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали –
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли!
Мы беспечны, мы ленивы,
Все у нас из рук валится,
И к тому ж мы терпеливы –
Этим нечего хвалиться!
Примечания
1. Тютчев, Ф.И. Полное собрание сочинений и письма в шести томах / Ф.И. Тютчев. - М. : Издательский центр «Классика», 2005. - Т. 5. Письма 1850-1859. – С. 226.
2. Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. В 3-х кн. - Мураново; М. : Литограф, 2003. - Кн. 2. 1844-1-1860.- С. 241.
3. Чулков, Г.И. Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева / Г.И. Чулков. М.; Л.: Academia, 1933. – С. 122.
4. Толстой, А.К. Собрание сочинений в четырех томах / А.К. Толстой. – М. : Издательство «Художественная литература», 1964. – Т. 4. – С. 124.
5. Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. В 3-х кн. - М. : Индрик, 2012. Кн. 3. 1861-1873. – С. 50.
6. Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. В 3-х кн. - М. : Индрик, 2012. Кн. 3. 1861-1873. – С. 239.
7. Тютчев, Ф.И. Полное собрание сочинений и письма в шести томах / Ф.И. Тютчев. - М. : Издательский центр «Классика», 2004. Т. 6. Письма 1860-1873. – С. 328.
8. Толстой, А.К. Собрание сочинений в четырех томах / А.К. Толстой. - М. : Издательство «Художественная литература», 1964. Т. 4. – С. 266.
Н. Н. Амелин, научный сотрудник Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг». Из материалов научно-практических конфенренций, посвященных 200-летию А. К. Толстого, Брянск, 2017 год.