Помню, как в детстве, многие взрослые, вернувшись с мороза, говорили загадочную для меня фразу: «Замёрз как Карбышев», подразумевая то, человек по-настоящему продрог до костей. И я, ввиду малолетства, абсолютно не понимал подтекст данного высказывания. Но фамилия тогда неизвестного мне человека как-то «упрямо» врезалась в память.
Много позже я узнал, что Дмитрий Михайлович Карбышев – генерал-лейтенант инженерных войск, выдающийся советский инженер и изобретатель, который был зверски убит в концентрационном лагере «Маутхаузен» 18 февраля 1945 года. Причём у озверения фашистских надсмотрщиков, проводивших экзекуцию, была вполне объяснимая причина – именно Дмитрий Михайлович умудрился организовать на территории лагеря подпольные организации, которые делали всё, чтобы саботировать деятельность предприятий и, в конечном итоге, перед подходом советских войск, в нужный момент нанести удар по администрации и охранному персоналу.
Как Карбышев попал в плен
В самом начале Великой Отечественной, выполняя свой долг перед Советской Армией и народом, Дмитрий Михайлович Карбышев находился в Белорусской ССР. Поэтому одним из первых встретил атаку немецко-фашистских полчищ, ринувшихся через границу Советского Союза.
Как начиналась Отечественная Война, я думаю, никому сейчас дополнительно пояснять не надо: вероломное нападение противника, полная неразбериха в рядах Красной Армии и (в основной своей массе) хаотичное отступление разрозненных частей вглубь страны.
Карбышев упрямо сопротивлялся вплоть до 8 августа 1941 года, пока во время очередного «выскальзывания из котла» не получил тяжёлую контузию от близкого разрыва снаряда и в бессознательном состоянии не попал в плен к противнику.
Путь по лагерям
Первый концентрационный лагерь в судьбе Дмитрия Михайловича – временное место концентрации пленных рядом с польским городом Остров-Мазовецкий. Оттуда пленного генерала быстро перенаправили в местечко под названием Замостье, где Карбышев впервые обрёл своё длительное пристанище в «генеральском бараке» под номером 11.
Чем «генеральский» барак отличался от других? Естественно – условиями содержания.
Расчёт немецко-фашистской администрации был прост и действенен: высшие командные чины «хлебнув» все лишения стандартного режима содержания, попав в лояльные условия, должны были пойти на сотрудничество с врагом (как, собственно, и поступил генерал Власов). Но Карбышев оказался крепким орешком, наотрез отказался предавать Родину, отчего весной 1942 года был переведён в концентрационный лагерь Хаммельбург, где попал в «офицерский барак», который условиями содержания уже ничем не отличался от прочих «солдатских» и «гражданских» бараков.
В этом баварском лагере произошла ещё одна попытка вербовки: тогда Дмитрию Михайловичу попробовали расписать все прелести будущей службы в РОА. Но измученный генерал сказал свою знаменитую фразу, которую я хочу выделить в отдельную цитату:
«Я Родиной не торгую! А убеждения не выпадают вместе с зубами из-за недостатка витаминов в рационе лагеря»!
«Я родиной не торгую»
В тот момент немецкое командование махнуло на Карбышева рукой и отправило в бесконечное турне по концентрационным лагерям, которое должно было завершиться смертью от истощения. Но где бы ни появлялся Дмитрий Михайлович, как бы не был вымотан избиениями и лишениями, абсолютно везде он создавал подпольные ячейки и включался в невидимую борьбу за сохранение жизней своих товарищей.
Под руководством выдающегося инженера, советские военнопленные умело портили сложные детали и механизмы на заводах, где работали. Причём повреждения наносились столь умело, что «вылазили» уже на фронте, в боевых условиях.
Самые крупные и смертельно-опасные акции – поджог административных зданий и даже подрыв склада с боеприпасами.
Подвиги знатного пленника
В тот момент, когда Дмитрий Михайлович оказался в лагере «Флоссенбург», по всему учреждению пошли устные послания, передаваемые из уст в уста, в которых Карбышев призывал узников относиться к собственному плену как к неотъемлемой части Великой Войны. «Мы обязаны бороться здесь. Говорите всем, что я приказал делать всё, что нужно, в интересах Родины»!
Естественно, местные «сыскные ищейки» неоднократно выходили на личность Дмитрия Михайловича, после очередного крупного инцидента. Генерала избивали, пытали, но «выбить» признание так и не смогли, отчего попросту перенаправляли в другой лагерь.
Именно поэтому, в феврале 1945 года, измождённый, высохший и очень худой старик, чьё тело было надорвано непосильной работой, оказался в концентрационном лагере «Маутхаузен», куда свозили «отработанный человеческий материал». В сопроводительных документах Карбышева стояла явная пометка: «Безвозвратен». И эта пометка прямо означала смертельный приговор.
Гибель Дмитрия Михайловича Карбышева
В тот момент времени в фашисткой Германии уже начались перебои со всем, что только можно. Лагерный персонал испытывал дефицит в патронах, инвентаре и в тех самых газовых камерах, где происходило умерщвление пленных «в промышленных масштабах».
Но на то фашисты и звались фашистами, ибо ведали огромное количество способов отправить человека на тот свет, чтобы не «измарать рук и белой рубашки».
18 февраля 1945 года «отработанный человеческий материал» выгнали из душного барака на мороз и заставили раздеться донага. В числе пленников был и Карбышев, который прекрасно понимал, чем закончится эта экзекуция.
На собравшуюся толпу, прямо из брандспойтов, полились потоки ледяной воды. Кто пытался выйти – били дубинкой и добивали прикладами, что было очень легко, учитывая полное отсутствие сил у пленников.
Именно тогда, когда отчаяние захлестнуло замерзающих узников, из окровавленной толпы раздался выкрик Дмитрий Михайловича:
«Бодритесь, товарищи! Думайте о Родине! И мужество вас не покинет»!
Так, страшно и мучительно, закончилась жизнь пленного генерала…
… Но как же гордо, как же возвышенно Дмитрий Михайлович покинул этот мир, назло любым врагам своего любимого Отечества! Вечная память и слава героям Великой Войны, которые погибли в боях с противником, где бы ни находились!
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайк, пишите комментарии, ибо именно так вы помогаете развитию проекта.