Виднейший, но, кажется, совсем забытый советский композитор, однофамилец великого революционного деятеля – Иван Иванович Дзержинский родился 9 апреля 1909 года.
Он не был ни поляком, ни (как особо возбужденные, возможно, подумали) евреем (посмотрите на это русское «гагаринское» лицо!) – самый что ни есть русский человек, из русской семьи, родом – тамбовский.
В 1929 году поступил в Техникум имени Гнесиных, где обучался в классе композиции.
В 1930 году переехал в Ленинград. В 1931–1932 годах учился в Ленинградской консерватории, откуда его отчислили за прогулы. Однако стремительной его карьере недостаток образования не помешал.
О том, как Дзержинский стал знаменит, я много пишу в книге «Шолохов. Незаконный». Да, это именно он, совсем молодой, но амбициозный и дерзкий композитор, решил написать оперу «Тихий Дон» и смог уговорить Шолохова пойти ему навстречу. При том, что Шолохов любил только казачьи песни, а оперу – не очень.
Тем не менее, опера была закончена к 1935 году, сначала была поставлена в Ленинграде, а в 1937 году – и в Москве; на неё ходил лично тов. Сталин, а следом и все его наркомы, и премьера широко освещалась на государственном уровне. Премьера оперы, на минуточку, о казаках – которые совсем ещё недавно считались «контрой» недобитой. И вот уже вопросы казачества оказались в самом центре советской культуры.
Заметим, что Шолохову было в ту пору 32 года, а Дзержинскому – 28! Такие были времена – дорога молодым была распахнута настежь: только творите.
Там же, на московской премьере, Дзержинский, давая первое интервью, сказал, что следующей его работой будет опера «Поднятая целина». Надо сказать, что к 1937 году ни «Тихий Дон», ни «Поднятая целина» Шолоховым закончены не были – так что Дзержинский делал оперы по текстам, которые ещё находились в работе. В итоге обе постановки охватывали лишь часть известного нам классического повествования.
Для тамбовского Дзержинского тема казачества была явно не чужой. В итоге он её, что называется, оседлал и с этой темой в конце 30-х пережил зенит своей славы.
Едва ли можно назвать оперу «Тихий Дон» большой удачей (там по-настоящему удался только финальный музыкальный фрагмент – с него и начинается наша подборка) – однако успех тогда был оглушительный. Объяснялся он и тем, что советских опер тогда за единичным исключением не было вовсе, и натуральным культом шолоховского романа, который уже полюбили миллионы советских читателей – и тем не менее.
В 1937 году Дзержинский закончил оперу «Поднятая целина». В 1939 году появилась третья его опера – «Волочаевские дни».
С началом Отечественной Дзержинский одним из первым приступил к работе над военными песнями.
В 1943 году в Чкалове, а затем и МАМТ им. Станиславского в Москве осуществили постановку новой оперы Дзержинского – «Надежда Светлова», посвящённой обороне Ленинграда.
Помимо опер, в годы войны он создал ряд камерных произведений: вокально-лирический цикл «Первая любовь» (на стихи Фатьянова, 1943) и сюиту для фортепиано «Русские художники», навеянную впечатлениями от картин великих русских живописцев – Сурикова, Левитана, Крамского, Шишкина, Серова – эта работа, конечно, знаменовала «правый поворот» в советском искусстве, когда «наследие царского режима», вытесненное в середине 20-х – начале 30-х, вновь стало полноправной частью национального искусства.
После войны Дзержинский написал музыкальную комедию «В зимнюю ночь» по повести Пушкина «Метель». Премьера состоялась в Ленинградском театре музыкальной комедии в 1946 году.
В 1950 году Дзержинский получил Сталинскую премию.
Помимо вышеназванного, написал музыку к фильмам: «Инженер Гоф» (1935), «На отдыхе» (1936), «Когда казаки плачут» (1963) – по донским рассказом Шолохова, а режиссёром этого фильма был… Евгений Моргунов, да-да, тот самый.
Едва ли о Дзержинском можно сказать, что он был большим композитором, и поставить его в один ряд с Блантером и Новиковым, Соловьёвым-Седым и Богословским.
Тем не менее, послушайте его песни.
Они замечательно передают и колорит эпохи, в них есть и своё очарование, и своя прелесть.
Имел ли он чётко поставленный собственный голос? Вопрос дискуссионный. Но дерзко брался за многое, и несколько раз – у него получалось.
А сделать дюжину песен, которые пелись страной, – разве ж этого мало?
Так что добрая память товарищу Дзержинскому. Был и такой композитор. Достоин, чтоб минимум раз в год его вспоминали. А то и перепевали заново лучшие его вещи. Он был композитор среднего ряда великой эпохи. Но середняки тогда были такие – нам и не снилось. Нынче подобные мелодии и лучшим из лучших не даются.
Не уверен, что хоть где-то в России сегодня вспомнят о Дзержинском. Ну и зря.
Зато вся родня может пройти по ссылке и послушать лучшие его песни. Сам отобрал. Можно скачать одним кликом и слушать хоть на даче, хоть в машине. А можно прямо на сайте послушать, и тексты заодно почитать.