В Москве участились случаи мошенничества, связанные с телефонными звонками. Аферисты связываются с потенциальным жертвами, выдают себя за их дочерей, сыновей, внуков и т.д., и сообщают, что они попали в аварию. Обычно разговор длится недолго, при этом мошенник громко плачет и говорит неразборчиво, чтобы жертва не смогла определить его по голосу. Первое студенческое пообщалось с жертвами мошенничества, а также с МВД, чтобы узнать порядок действий при подобных звонках и как обезопасить себя и своих близких.
Чаще всего мошенники звонят на стационарные телефоны ночью или рано утром, чтобы люди не смогли сразу определить номер и самостоятельно проверить, что с их родственником что-то не так. Затем аферисты просят либо перевести деньги, либо передать их через курьера.
Они могут использовать различные предлоги, например, утверждать, что деньги нужны для решения вопросов уголовной ответственности родственника, оплаты его или другого участника аварии. Иногда аферисты просят передать деньги через человека, который подъедет и тщательно упакует их. В других случаях они указывают на необходимость перевода денег на определенный счет.
Преступники обманом, играя на эмоциях своих собеседников, некоторым удается получить денежные средства. Однако не все слепо следовали эмоциям.
Жертва мошенничества, пенсионерка Наталья Романова рассказала редакции Первого студенческого, что в момент стресса ты совершенно забываешь о правилах общения мошенниках и аферистах. По ее словам, девушка на другом конце трубки истерила и просила о помощи. Она сразу подумала, что звонит её внучка.
«Преступница просто рыдала навзрыд. Первые 10 минут даже ничего не говорила про деньги. Она рассказывала, что стала виновницей ДТП и сбила девушку, обе лежат в больнице. Просила решить вопрос и отмазать от уголовной ответственности. В голове были только мысли о том, как мне сейчас добраться до больницы, ведь было 11 ночи», — рассказала Романова.
По словам пенсионерки, из-за слез девушки было сложно идентифицировать голос. Со своей внучкой она общалась только днем.
«Я поверила, что это моя внучка. У нее абсолютно такая же реакция на плохие события. Она у меня тоже поплакать любит», - объяснила жертва мошенничества и добавила, что ей просто повезло, что во время звонка к ней приехала ее дочь.
Пенсионерка рассказала, что её дочка сразу начала задавать наводящие вопросы мошеннице, поскольку быстро поняла, что это обман.
«Внучка обычно не звонит мне в экстренных ситуациях, если звонит, то всегда просит маме трубку дать. Меня бережет», — поделилась Романова.
Романова посоветовала людям, которые попали в подобную ситуацию, задавать как можно больше личных вопросов, а еще лучше сбрасывать номер и перезванивать близким самим.
«Когда преступница начала кричать на меня, обвиняя в глупых и неуместных вопросах, я поняла, что это не моя внучка и повесила трубку», - рассказала пострадавшая.
Другая пострадавшая Арина Сабанчиева рассказала, что аферистка притворилась ее дочерью.
«Позвонил рабочий стационарный телефон и там голос дочки. И плачет, и кричит», — поделилась она.
По словам жертвы мошенничества, диалог сразу показался подозрительным.
«Мамочка, я переходила дорогу на красный и спровоцировала аварию, меня сбила машина. У меня повреждена рука и разбита губа. На меня могут завести уголовное дело. Пожалуйста, помоги решить вопрос с водителем, нужны деньги», - именно эту реплику из раза в раз воспроизводят мошенники на другом конце трубки.
Арина объяснила, что дочка никогда не звонит на рабочий телефон, и вряд ли могла перейти дорогу на красный, наоборот, сама всегда ругает маму, если та не ждет зеленый светофор.
«Я сразу сбросила и перезвонила дочери с мобильного. Она меня успокоила и заверила, что все хорошо и она в университете», — заключила Сабанчиева.
Советы от МВД
В МВД дали несколько рекомендаций для защиты от мошенников.
По их словам, не стоит отвечать на звонки с незнакомых номеров. Это особенно важно для пожилых людей, так как их легче запутать и склонны верить тому, что им звонят из банка, налоговой, полиции и подобных инстанций.
- Сотрудники служб безопасности банков, правоохранительных органов и силовых ведомств никогда не звонят гражданам для проведения операций. Если вы получили такой звонок, следует записать номер и сразу положить трубку, не продолжая разговор.
- Нельзя перезванивать мошенникам. Все звонки, представляющиеся звонками от полиции, прокуратуры, налоговой, Центробанка или вашего банка, фактически являются попыткой мошенничества.
- Необходимо быть осторожным при использовании слов «да» и «я». Сейчас очень популярно удаленное банковское обслуживание с использованием роботов, и злоумышленники могут записать ваши ответы и использовать их для кражи средств.
Сотрудники силовых ведомств также советуют применять другие варианты ответов, например «слушаю вас». Кроме того, если вы у вас закрадываются сомнения, лучше сразу положить трубку.
Как помочь следствию
Для сообщения о факте мошенничества следует обратиться в полицию путем подачи заявления. Это можно сделать через официальный сайт МВД. Заявление составляется свободной формой, но должно содержать следующую информацию:
- ваши Ф.И.О.;
- адрес;
- телефон;
- электронную почту;
- номер карты или счета, с которых были переведены деньги, и название вашего банка;
- реквизиты карт или счетов злоумышленников, если они известны;
- данные мошенников, например, адреса фальшивых сайтов, ссылки на социальные сети, телефоны и электронные адреса.
Кроме того, необходимо подробно описать, как вы стали жертвой мошенничества и что говорили вам мошенники. Если имелась переписка, приложите скриншоты, а также скриншоты сайта, если мошенники его не удалили.
Ранее по данным зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, в 2023 году число попыток телефонного мошенничества в отношении россиян достигло 8,6 млн в сутки против 5 млн в 2022-м.
Автор: Дарья Романова, Сабина Хашева